Вы здесь

Почему нельзя разбрасывать волосы?


«Недавно приехали к бабушке в деревню, дочь стала расчесываться, а волосы с расчески выбросила в мусорку. Бабушка, видя это, начала на нее ругаться: нельзя так делать, а то голова болеть будет. Мы только посмеялись: мол, предрассудки все это. А потом я подумала: но ведь откуда-то этот запрет взялся. Может, вы подскажете, с чем он связан?» — пишет Тамара Петровна П. из Минска.


Фото: http://premiera-beauty.ru

Волосы стали объектом пристального внимания в обрядовой практике белорусов и других славянских народов, а также оказались тем ритуальным атрибутом, вокруг которого сформировалось множество разнообразных запретов и предписаний. Очевидно, что даже в ситуациях, далеких от обрядово акцентированных, в отношении к волосам сохранялась определенная сакральность. Например, традиция запрещала расчесывать волосы на Благовещение (вспомните: «На Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет»), но поле ее воздействия простирается и на повседневность: если в расческе остались волосы, выбрасывать их куда попало строго запрещалось. Они могли попасть в руки недобросовестных людей, и те могли легко оказать воздействие на их хозяина. Чтобы поссорить молодых, достаточно взять несколько волосков и выполнить с ними некоторые магические действия. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы волосы не попали в чужие руки.

К тому же, плохую службу могли сослужить бывшему хозяину волос птицы. Весной они собирают природный материал для укрепления гнезд. Одним из лучших конструкционных материалов могли быть длинные волосы. Вся беда в том, что птицы вьют свои гнезда, как правило, на деревьях, которые расположены в геопатогенных зонах со знаком минус. Через воздействие сил природы на отдельный волос совершается соответствующее влияние и на его хозяина. Поэтому в среде белорусов особенно опасались разбрасывать волосы где попало, чтобы не спровоцировать появление колтуна — довольно тяжелого заболевания, которое характеризуется скручиванием и сбіванием волос «на валенок» (очень похож на войлок), расчесать которые невозможно, кроме того изменение структуры волос сопровождается головными болями. В прежние времена, когда в каждом доме были печки, волосы сжигали, а там, где были реки, пускали на воду, «чтобы волосы росли быстро и густо». Когда-то среди белорусов существовала традиция состриженные волосы собирать и хранить в течение жизни, чтобы «взять» их на «тот» мир и «отчитаться за каждый волосок»: после смерти их вкладывали в подушку и клали под голову покойного.

В традиционной культуре восточных славян волосы всегда символизировали множество, а потому богатство и счастье. Так, на Рождество хозяину желали столько телят, овец в стаде, возов ржи и т. п. Сколько волос на голове. У славянских народов в отношении волос сформировался ряд других регламентаций, например, чтобы волосы быстро отрастали, советовали стричься, когда Луна прибывает, так и волосы будут «расти-прибывать». Если волосы постоянно стричь на убывающей Луне или если ее нет вообще (Границы), они перестанут расти вовсе.

Ребенку до года запрещалось стричь волосы (чтобы не «отрезать язык», то есть не остановить его умственное развитие и способность общаться). Первое ритуальное отстригание — застрижки — выполняли ровно в год. Этим обрядовым действием стремились подчеркнуть завершение первого переходного периода в жизни человека.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «пра радзіннае».

Выбор редакции