Вы здесь

Чем южнокорейский фильм «Паразиты» близок минскому зрителю?


Наша рецензия на картину Пон Чжун Хо

Фильм «Паразиты», несколькими жанрами, виртуозно, курьезно, энергично рассказывающий о межклассовой пропасти и дающий понять, что она — не досадная данность, а трагедия, идет в минском прокате. Жюри прошедшего в мае Каннского кинофестиваля отдало ленте Золотую пальмовую ветвь, чем отдало должное больной теме, чрезвычайно продуманной драматургии и режиссерской стройности известного в Азии автора Пон Чжун Хо.


koreatimes.co.kr

Для зрителей здесь в одном флаконе собраны меткие шутки, саспенс и драматизм — картина меняет жанры как перчатки, и то, что начинается комедией, продолжается триллером, затем трагедией, оканчивается драмой напрасных надежд. За счет структуры фильм выигрывает бесспорно, и не только потому, что завлекает зрителя разнообразием стилей, но и потому, что транслирует неустойчивость и ненадежность положения, созданного в обществе при классовом неравенстве. К тому же все части Пон Чжун Хо сочетает ловко и органично, так что в каждую новую реальность вливаешься легко и незаметно.

История разворачивается вокруг двух симпатичных семей, бедной и богатой. В каждой четыре человека — родители, дочь и сын, поэтому их нельзя не сравнивать. Семья Ким Ки Тэка живет в подвальном помещении и зарабатывает только тем, что довольно небрежно собирает из заготовок коробки для пиццы. Однажды друг рекомендует Ки У, сына Ки Тэка, в качестве репетитора английского, в богатый дом. Сестра подделывает диплом, отец говорит: «Я горжусь тобой» — и Ки У первым попадает в семью мистера Пака. За собой он приводит сестру как учительницу рисования, та подстраивает увольнение водителя и предлагает на его место своего отца, наконец, они вместе портят образ домработницы, и эту должность благодаря определенным манипуляциям занимает мать. Паки не подозреват, что их коттедж заняли самозванцы, и уезжают на пикник, а Кимы организуют себе семейную вечеринку в роскошном хозяйском доме — с этого момента начинается триллер.

С развитием событий всё больше понимаешь, что симпатичных семей здесь не две и Кимы в образ простодушной обездоленной бедности не вписываются. Определенно неглупые дочь с сыном в силу некоторых причин не могут попасть в высшую лигу. Ки У несколько раз поступал в университет, но он там не учится. У Ки Джон свои таланты, но она не может их использовать. Развитие героев натыкается на социальные препятствия, поэтому сын не может наняться на работу без подделанного диплома, а вся семья не может продвинуться к солнцу без обмана и нечестных интриг.

«Паразиты» — а в сравнении с Паками Кимы выглядят тотальными отморозками — превращаются в историю о «естественном человеке» Жан-Жака Руссо, первоначально добрую природу которого портит цивилизация, то есть социальные условия и неравенство. Паки, пока их дом занимают моральные монстры, добродушно покупаются на каждый обман и обсуждают запах нового водителя. Невысокомерный айтишник, наивная жена, обыкновенные дети противопоставляются изворотливой, испорченной и беспринципной семье Ки Тэка, короче, богатство — бедности.

Мы не видим у Кимов никаких угрызений совести даже после довольно жестоких поступков. А на что они способны ради сохранения своих мелких позиций обслуги, стоит посмотреть. Пон Чжун Хо фиксирует это измельчание ценностей и несоразмерность между усилиями и целями. По большому счету незначительные должности становятся у бедняков из подвала поводом не только для обмана, но и для физических расправ, чего они точно не стоят.

Переоценка обыкновенных вещей в результате обнищания и невзгод была свойственна и советскому человеку, когда бытовые предметы не покупались, а «добывались», отчего и вырастали в своем значении. Это в целом неизбежно при бедности, вопрос только в распространенности: в Советском Союзе, например, такое явление стало характером эпохи, но оно наблюдается в той или иной степени во многих странах, в том числе в сегодняшней Беларуси. Поэтому мы хорошо понимаем, о чем говорит Пон Чжун Хо, причем говорит с предостережением: такие тенденции не просто отрицательны в культурном или каком-нибудь другом смысле, но и опасны.

Согласно «Паразитам», опасность кроется как в слепом корыстолюбии и жажде лучшей жизни, так и в естественно возникающем противопоставлении богатых бедным: в фильме главное преступление совершается все же не ради выгоды, а из-за импульса, спровоцированного оскорбительной брезгливостью к запаху человека низшего класса. Персонаж, которого задевает это непреднамеренное подчеркивание его несоответствия стандартам высшего сословия, хотя бы в такой мелочи, завершает историю трагедией.

Все-таки антигероев у Пон Чжун Хо нет: что Паки, что Кимы являются жертвами, и все — жертвами классового неравенства. Тем более режиссер никого не идеализирует и о своих богачах также высказывается с некоторой иронией — через их пристрастие ко всему американскому, непрозорливость и круглую облапошенность. Как и Руссо, сравнивая две семьи и создавая завернутый сюжет, Пон Чжун Хо делает главным антигероем цивилизацию, которая своей несправедливой основой из «чистого» человека формирует монстра.

Прекрасно, что кончаются «Паразиты» не преступлением, то есть протокольной констатацией, мол, социальное неравенство приводит к трагедиям, а жанровым переключением на драму с трогательными мечтами Ки У, которым, видно, не суждено сбыться. Ну а чего хотеть: и Жан-Жак Руссо в XVIII веке, и Пон Чжун Хо в XXI — всё о том же.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.