Вы здесь

Как будет развиваться транспортный потенциал и инфраструктура Союзного государства?


Белорусские парламентарии продолжают подготовку к главному союзному событию лета — Форуму регионов Беларуси и России. Подключилось к работе и научное сообщество. В Национальной академии наук провели круглый стол «Развитие транзитного потенциала и модернизация транспортной инфраструктуры Союзного государства». Предложения участников заседания (среди которых были сенаторы, ученые, работники министерств, представители бизнес-сообществ) планируют вынести на обсуждение на форуме и после закрепить в итоговом документе.


Задачи для ВВП

Модератором круглого стола выступил Александр ПОПКОВ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению. Во вступительном слове он обратил внимание, что перед Беларусью и Россией сегодня стоит задача удвоения ВВП. «Мы понимаем, что от скоординированности с другими отраслями народного хозяйства во многом будет зависеть успех и результативность нашей с вами работы. Транспортный комплекс, к сожалению, если посмотреть, в структуре валового внутреннего продукта нашей страны занимает небольшой процент, порядка 5—6 %. Это не столь много. Но если говорить об удвоении (это как отрасль народного хозяйства), мы должны возлагать особые надежды и хотя бы десяток процентов от транспортного комплекса иметь. Это сегодня вопросы и железнодорожного транспорта, и авиа-, грузоперевозок, и так далее», — отметил Александр Попков.

Во время круглого стола, как подчеркнул модератор, нужно прийти к конкретным предложениям по развитию обсуждаемых направлений: «Речь идет, прежде всего, о соответствующей законодательной базе, которая должна присутствовать в Союзном государстве. Мы должны подумать о соответствующей инфраструктуре, что для этого нужно».

С первым докладом выступил главный куратор данной отрасли — министр транспорта и коммуникаций Алексей АВРАМЕНКО. По его мнению, потенциал сферы может быть значительно увеличен при рациональном использовании преимуществ, предусмотренных Договором о создании Союзного государства.

В 2018 году в сообщении Китай—Европа было перевезено порядка 325 тысяч контейнеров поездами, к 2025 году эту цифру планируют увеличить до 1 миллиона. На условиях государственно-частного партнерства в текущем году начнут реконструкцию автомобильной дороги «граница Российской Федерации — Гомель — Кобрин», которая позволит сократить расстояние перевозок грузов в направлении «Азия—Россия—Беларусь—Европа» на 150—200 километров. Амбициозным проектом белорусских транспортников является реконструкция аэропорта. Отметил Алексей Авраменко недостаточное количество межрегиональных авиарейсов между Беларусью и Россией. В Минск жители регионов соседней страны сегодня летают в основном через Москву.

«В последние годы в Беларуси проводится работа по автоматизации процессов на основе перевода информации в цифровой формат. Создаются различные автоматизированные системы. В таможенных органах применяется программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процедуру обработки информации по товарам, перемещаемым через автодорожные пункты таможенного оформления из Беларуси в Россию и обратно, — сообщил министр транспорта. — Комплексные работы по цифровизации транспортной системы проводятся в Российской Федерации. Предлагаю в области цифровизации синхронизировать действия Республики Беларусь и России, чтобы в дальнейшем не проводить работы по ее унификации».

Создание единого транспортного пространства предполагает снятие барьеров на пути товаров и увеличение объемов перевозок. Наибольших успехов в Союзном государстве в этом плане достигли железнодорожники, которым удалось создать единого оператора на базе транспортно-логистической компании.

«Однако дальнейшее развитие транспортного потенциала государств сдерживается наличием определенных барьеров, преграждающих доступ белорусских автомобильных перевозчиков на рынок транспортных услуг, — это отсутствие возврата НДС за топливо, ограниченное страховое покрытие по «Зеленой карте», большое количество остановок для проверки документов. Наличие разрешительной системы для осуществления перевозок из третьих стран, отслеживание принципа резидентства при таможенном оформлении грузов из третьих стран, большие потери времени при пересечении границы транзитным сообщением, наличие сборов, взимаемых с перевозчиков по решению местных органов управления, досмотры грузов, перевозимых в опечатанных транзитных контейнерах, различные уровни налогообложения и валютного регулирования поставщиков автотранспортных и экспедиторских услуг», — перечислил Алексей Авраменко.

Настаивает министр на увеличении количества уполномоченных экономических операторов, которые способствуют облегчению транспортного взаимодействия двух стран.

К слову, ставку транспортное ведомство сегодня делает не на промышленные предприятия, а на создание транспортных услуг.

Мнение ученых

«Транспорт в его широком понимании (от средств передвижения — авиации, автомобилей, поездов и других — до линий электросвязи и трубопроводов) — реальный двигатель экономики, который должен служить целям включения страны в глобальный оборот товаров, работ и услуг. В этом ученые видят дальнейший рост экономики нашей страны, который может быть обеспечен только при совместном скоординированном действии всех заинтересованных сторон в рамках корпоративного подхода», — подчеркнул председатель президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир ГУСАКОВ.

Ученые Беларуси сегодня подключаются к мегапроекту российских коллег «Единая Евразия» по созданию пространственных транспортно-логистических коридоров на территории России. Они будут соединять азиатско-тихоокеанский регион и Европейский союз, что решит проблему комплексного освоения Сибири, Дальнего Востока, Арктики.

«Мегапроект должен стать стартовой точкой на пути масштабных преобразований экономики России и Беларуси по опережающему росту, достижению целей устойчивого развития наших государств, равноправному, а в отдельных областях лидирующему включению в глобальные цепочки формирования добавленной стоимости»,— рассказал Владимир Гусаков.

Он уверен, что Беларусь должна стать не просто транспортным коридором, а инфраструктурным центром, который будет регулировать товарно-транспортные потоки во все стороны света.

«Принципиальная позиция ученых: реализация мегапроекта должна осуществляться на подлинно кооперативных началах, означающих равноправие партнеров, сложение их сильных сторон, солидарное разделение выгод и рисков. В этом ключе важно предъявить и закрепить фундаментальные основы кооперации наших стран. Это соответствие политическим и социально-экономическим целям развития государств, взаимная заинтересованность сторон в развитии конкретного приоритетного научного направления, соответствие мировым тенденциям научно-технического прогресса», — обратил внимание руководитель НАН.

Преимущества Беларуси в реализуемом мегапроекте, по мнению научного сообщества, в размещении страны на границе двух мировых рынков ЕАЭС и ЕС, на пересечении железнодорожных, автомагистральных и иных путей и многие другие. В соответствии с этим государство может выполнять роль интегратора и координатора движения ресурсов всех видов, потоков знаний, объектов интеллектуальной собственности, технологий.

Искать место в «новой экономике»

В своем выступлении заместитель министра экономики Дмитрий МАТУСЕВИЧ отметил, что драйверами роста экономики должны стать новые отрасли. Ни одна традиционная сфера (к ним относится и транспорт) не сможет расти быстрее «новой экономики». При этом транспортный сектор зависим от состояния экономики в целом. Растет промышленность — повышается количество грузоперевозок, растут доходы — увеличивается пассажиропоток.

«Считаем, что транспортная деятельность вырастет более чем на 24 % к 2025 году. Это по валовому выпуску, то есть на 4,4 % в год», — дал прогноз замминистра.

Для достижения показателей важно расширить доступ отечественных перевозчиков к международному рынку транспортных услуг. Здесь перспективными являются Великобритания, Скандинавия, балканские страны.

«Необходимы реконструкция и строительство новых объектов приграничной инфраструктуры с соответствующей пропускной способностью, оснащение их специальными сканирующими устройствами. То есть я говорю сейчас о мобильных электронно-досмотровых комплексах, — пояснил заместитель министра. — Такую работу мы проводим постепенно, в том числе за счет средств международной технической помощи».

Транзитной привлекательности будет способствовать внедрение электронных информационных технологий, использование онлайн-площадок и мобильных приложений в работе автомобильных перевозчиков, внедрение цифровых систем на границе и таможне.

Беларусь, Россия, Казахстан и Китай сегодня выступают как звенья нового транспортного коридора, на котором важна синхронизированная работа.

Проблемами, по мнению Дмитрия Матусевича, в этом контексте являются неинтегрированность информационных систем государственных контрольных органов, недостаточный уровень внедрения современных технологий и цифровых сервисов по координации перевозочного процесса, присутствие бумажного документооборота во внешних перевозках. «Следует урегулировать механизм признания уполномоченного экономического оператора с другими странами, в том числе путем заключения соответствующих международных договоров о признании статуса. Так, Государственный таможенный комитет Беларуси уже подписал соглашение с главным таможенным управлением Китая о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора. Эта работа должна быть продолжена и с другими странами, — отметил заместитель министра. — Мы как координаторы работы по китайскому направлению хотели бы отметить только возможность создания так называемого сухого порта на территории Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Действительно, там уже открыт таможенный склад, склад временного хранения. Близость национального аэропорта также играет хорошую роль. И поэтому необходимо решать все эти вопросы, чтобы на административном и правовом уровне снять все препятствия для роста грузооборота между КНР, странами ЕАЭС и, безусловно, Европейским союзом».

Роль партнера

С тем, что Беларусь в логистических проектах выполняет роль только транзитера, не согласен и заместитель государственного секретаря Союзного государства Алексей КУБРИН. По его мнению, страна является полноценным партнером.

Высказал Алексей Кубрин и свое видение драйверов роста экономики: «Транспорт сегодня — развитие экономики. Извините, не технологии, а именно транспорт. Продукт высокотехнологичный, информационные технологии — они все являются инструментом, который должен находить свою реализацию в общей идеологии».

По мнению спикера, Республика Беларусь имеет крайне высокий потенциал: «Сегодня, как нам кажется (страна. — «МС»), является одной из наиболее перспективных с точки зрения развития именно высоких технологий при практическом отсутствии каких-то больших углеводородных ресурсов и так далее».

Заместитель госсекретаря Союзного государства обратил особое внимание на представление руководству стран проекта, о котором рассказал Владимир Гусаков. «Мы с вами дадим толчок к созданию магистрали, которая пойдет параллельно существующему у нас с вами Транссибу с меридиональными заходами в Республику Беларусь. Не забывайте, что первый шаг, который у нас предлагается, — это строительство треугольника, одним из катетов которого является Минск — Санкт — Петербург. Мы с вами имеем фантастические потери по недополучению пассажиропотока из Западной Европы — для того даже просто, чтобы туристические маршруты осуществлять. Не говоря о том, что у нас с вами тоже выход на Балтику есть, минуя наши с вами прибалтийские республики, — констатировал Алексей Кубрин. — Вот это несчастное расстояние сегодня из Минска до Санкт-Петербурга можно преодолеть за 13 часов. Коллеги, это не смешно — 13 часов. Взгляните в Западной Европе и в Китае, за какой срок преодолевается либо по автомагистрали, либо по высокоскоростной магистрали это расстояние».

По словам заместителя госсекретаря, до тех пор, пока страны будут ждать реакции, конкурентоспособность относительно использования транспортных магистралей не будет идти ни в какое сравнение ни с Китаем, ни с  Западной Европой, ни с Америкой.

Как найти общие пути

Основным проблемным вопросом, который лежит в разности подходов к экономике Беларуси и России, является уровень развития государств, отметил Владимир КОЛТОВИЧ, министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси.

«В отрасли железнодорожного транспорта Союзное государство сегодня достигло определенной степени внедрения единых принципов тарифообразования. Вместе с тем, есть те вещи, которые сегодня объективно затрудняют наше взаимодействие: первое — это различная структура рынка и степень развития конкуренции, — обратил внимание руководитель МАРТ. — В России в сфере услуг в предоставлении в пользование железнодорожных вагонов существует конкуренция. В Беларуси все составляющие железнодорожной перевозки, инфраструктура, вагоны, локомотивы монополизированы. Ценообразование на железнодорожные перевозки осуществляется с ориентацией на условия и результаты работы одного предприятия».

Различия прослеживаются также в подходах государств к ценовому регулированию услуг железнодорожного транспорта, практике установления тарифов на железнодорожные перевозки и предоставлению на них льгот.

Более развита конкуренция в секторе автомобильных перевозок — грузовых и пассажирских. Степень государственного ценового регулирования в этой отрасли в двух странах минимальна.

Наиболее далеки Беларусь и Россия во внедрении единых принципов тарифной политики авиасообщения.

«Эта сфера стратегически важна для каждого государства. И в ней работают как крупный государственный, так и частный бизнес. Цены авиаперелетов зависят как от ценовой политики самих авиакомпаний, так и от тарифов, которые устанавливаются аэропортами и аэронавигационными компаниями», — сказал Владимир Колтович, подчеркнув, что эти показатели у двух стран не совпадают.

В завершение круглого стола Александр Попков отметил, что государственная политика должна отвечать за один вопрос — насколько комфортно себя чувствует человек.

«Транспортная отрасль имеет очень серьезную стратегическую направленность. Я полагаю, мы должны осмыслить все ее аспекты, поэтому те проблемы, которые сложились у нас в Союзном государстве, и предложения по решению, о которых говорили наши коллеги, имеют право на жизнь. И мы должны действительно уточнять, разбираться и снимать эти проблемы», — подчеркнул сенатор.

Для решения этих вопросов созданы различные органы управления в Союзном государстве — Парламентское собрание, министерства, которые проводят совместные коллегии, Постоянный комитет, который, по сути, выполняет роль правительства.

Наработки и конкретные пути разрешения проблем, которые обсудили во время круглого стола, нашли воплощение в итоговой резолюции.

«Я полагаю, что и Министерство транспорта, и Министерство экономики, и Национальная академия наук, естественно, под эгидой Совета Республики поработают над этим документом, чтобы он был положен в основу принятия тех документов, которые должны быть озвучены на Форуме регионов Беларуси и России», — заключил Александр Попков.

Мария ДАДАЛКО

Фото Максима Гулякевича, газета «Навука»

Выбор редакции

Общество

Школы Гомельщины прошли проверку на готовность к учебному году

Школы Гомельщины прошли проверку на готовность к учебному году

В этом году в дошкольные учреждения района придет 2700 малышей.

Общество

Как оказаться в раннем Средневековье?

Как оказаться в раннем Средневековье?

Действительно ли в акватории современного города можно увидеть и даже проплыть на паруснике викингов?

Общество

Молодежь при устройстве на работу хочет зарплату в тысячу рублей

Молодежь при устройстве на работу хочет зарплату в тысячу рублей

Хотя только собирается выйти на рынок труда.