Известный белорусский фотохудожник и турист побывал более чем в 100 странах и в настоящее время готовит экспедицию на плато Путорана.
Он неутомимый путешественник, мастер спорта по лыжному туризму, альпинист. К тому же настоящий художник. О себе Юрий Вислоус шутит: «Мир смотрит на меня через объектив, а я только фиксирую этот волшебный многозначительный взгляд».
— Юра, когда смотришь на твои фотографии, создается впечатление, что каждый день — это новый слайд. Такое разнообразие видов, жанров. Знакомство с ними не только приносит эстетическое наслаждение, но и расширяет познания в географии. А с чего все началось?
— Я занимаюсь фотографией 35 лет. Для меня это увлечение — стиль жизни, моя личная история, отраженная через объектив фотокамеры. Я родом из Полесья, а там очень красивые места. До 18 лет никуда не выезжал, мне нравились местные леса, луга, болота, реки, озера. Но, как любой ребенок, мечтал посмотреть мир. Впервые я поехал в 18 лет — с стройотрядов в Псковскую область. В общежитии со мной в комнате жили ребята, которые увлекались туризмом. А я в то время занимался вольной борьбой, но случилось так, что я получил травму и тренироваться не мог. Тогда я пошел с ними в поход —думал, что это легче борьбы. Он был для меня очень тяжелый — травмированное колено сказывалось. Ребята думали, что я после этого никогда никуда не пойду. Однако меня все больше и больше увлекал туризм, а затем и вообще понеслось ...
Лагеря, стройотряды, сплавы на байдарках по рекам, в том числе и горным, озерам. Я объездил весь Советский Союз — огромную, масштабную, уникальную в своем природном разнообразия страну. Большой и Малый Кавказ, Тянь-Шань, Хибины, множество гор и хребтов в Киргизии, горы Крыма и Урала, Западные и Восточные Саяны, Алтай. А какая красивая северная земля Франца Иосифа, плато Путорана, Сибирь ...
А потом начались поездки по миру. Побывал более чем в 100 странах. Это также множество лавинообразных впечатлений. Взять хотя бы водопад Виктория на реке Замбези в Южной Африке. Или водопад Анхель — самый высокий в мире, находящийся в Венесуэле. Он в 20 раз выше Ниагарского!
Путешествуя, ты понимаешь: везде есть свои красоты и чудеса света. Встречаясь с интересными людьми, окунаясь в местную культуру, созерцая уникальную природу, хочется поделиться всем этим через фотообъектив, сохранить драгоценные мгновения.
— А ведь это происходило с тобой во времена существования СССР, где почти все, как говорят некоторые сейчас, было плохо...
— Была система, которая строилась десятилетиями. Все было налажено, особенно в системе обучения, воспитания, физкультуры и спорта, туризма и отдыха. Сколько соревнований проходило! Молодежь получала разряды, звания мастеров спорта, профсоюзы работали, можно было взять путевку в лагерь, на туристическую или альпинистскую базу. Туризм как вид спорта был чрезвычайно популярен в советское время: пешеходный, лыжный, горный (альпинизм), водный (занятия и походы на катамаранах, байдарках), велотуризм.
Я почувствовал все на себе, получил звание мастера спорта по лыжному туризму. Позже занялся альпинизмом, чтобы техническую часть лыжных походов поднять на более высокий уровень и проходить сложные перевалы. А для этого нужна была Альпинистская техника, ее нужно было знать ...
— Спортивный туризм — достаточно экстремальный вид отдыха, связанный с риском. Но для тебя это не было сдерживающим фактором. Расскажи о наиболее опасных и запоминающихся моментах.
— Да, это экстремально, нужна физическая подготовка, тренировка, общая прочность, В альпинизме надо удержать напарника, если вдруг, не дай бог, случится падение. И не сорваться самому, ибо ты связан с ним веревкой. Или когда сплавляешся по рекам: нужно преодолеть мощные пороги и водопады, справиться с «бочками» и запорами, подводными карманами и не упасть с катамарана.
Кроме того, нужно знать географию, не помешают и физика с химией. Например — что такое лавина, что ей предшествует и какие бывают склоны. Я не раз слышал звук снежной лавины — это почти как хруст сустава, такой неприятный странный звук. Под нами лавина хрустнула, мы выбрались на обледенелый гребень и по нему выбирались, ногтями царапая лед. А бывали ситуации, когда выходишь из ущелья, а через пять секунд по нему селевой поток уходит. Считай, что в рубашке родился ...
На Земле Франца-Иосифа я встречал трехметровых белых медведей, был совсем близко от них. Оружия с собой в экспедицию не брали, но все обошлось. Вывод после этого я сделал простой: если ты живешь с природой в гармонии, когда братьев меньших не обижают, они первые не тронут тебя. Вероятность того, что на голову упадет сосулька в городе, куда выше, чем что на тебя при встрече нападет белый медведь.
— В 1990 году ты снял фильм для австрийского телевидения о Земле Франца-Иосифа, архипелаг в Северном Ледовитом океане ...
— Да. Организовал наш белорусский спортсмен, тренер по спортивному туризму, мастер спорта СССР, заслуженный путешественник России Владимир Ильич Ганапольский. Он очень известен среди туристов-лыжников и туристов-горняков. Был руководителем более чем 200 туристских походов, в том числе более 30 — высшей категории сложности в высокогорных и арктических районах. Разрешение на экспедицию брал он, идея съемки уже была моя, так как появилась первая видеокамера. Вообще это было первый раз, когда я снимал не на ленту, а на видео.
В то время там находились военный аэродром, погранзастава и три или четыре полярные станции. Встречи с полярниками были очень интересными. Больше всего меня поразили на этих станциях библиотеки. На острове Рудольфа (это самый северный остров на архипелаге) нас разместили на ночлег в библиотеке. Так вот мы не спали, а всю ночь читали и рассматривали книги. Скорее всего во времена репрессий какие-то библиотеки изымались и вывозились на полярные станции. Среди изданий были уникальные книги с автографом самого Пушкина.
— Юрий, своим необычным творчеством ты обязан пристрастию к путешествиям?
— Думаю, да. Я всегда очень много с собой аппаратуры носил. То для киносъемки, то для фотосъемки. В советское время на Белорусском телевидении была потрясающая программа тележурналиста, пропагандиста бардовской песни Александра Чуланова — «Ветер странствий». Он приглашал в студию людей, которые ходили в походы, которых влеклоа романтика гор. Я тоже был постоянный гость и неоднократно показывал свои кино- и слайдфильмы. Рассказывал об интересных путешествиях. Шла эта передача где-то до 1990 года. Ведущего не стало — он погиб при невыясненных обстоятельствах, — и передача перестала существовать. Но она, по моему мнению, была очень достойная и интересная. Это как «Клуб путешественников», но такой, белорусский. А потом, в конце 90-х, я часто ездил в клуб чешских путешественников. Но это уже отдельная тема.
— Ты побывал во многих странах. Можешь отметить как художник наиболее фотогеничные месте?
— Я побывал более чем в 100 странах мира. У меня много любимых мест. И среди них, конечно же, горы. Если сложить все экспедиции, получится всего четыре года жизни. Природа в горах сказочно красивая, неповторимая, загадочная, на первый взгляд неприступная и непредсказуемая.
Или необитаемые острова с нетронутой природой в самых отдаленных уголках нашей земли — райские острова Баунти, как их еще называют, которые являются настоящей мечтой искателей приключений. Или коралловые архипелаги, где длинные пляжи с белым чистым песком, мягким, как мука. Или скалистые острова —неприступные пирамиды, возвышающиеся над океаном. Даже непроходимые джунгли частично, но проходил. Каждый уголок планеты уникальный по-своему.
В Беларуси также есть множество прекрасных и интересных мест, которых нигде больше в мире нет. Да, мы не имеем гор, не имеем морей, но у нас есть уникальные озера: Браславские, Нарочанские, Полоцкие, озера Полесья ... Туда прилетают тысячи птиц в сентябре. Это такая красота, которую действительно стоит увидеть. А болота, реки, пруды, леса, пущи! Есть места, подобные Амазонке.
У меня очень много фотографий с красивыми белорусскими пейзажами. Есть прекрасные, живописные места, которые я снимаю уже на протяжении лет десяти. Там особая энергетика, каждый раз нахожу что-то новое. С одной и той же точки снимаешь, а фото все разные. Белорусская природа является вдохновителем для фотографов ...
— Что, по-твоему, отличает фотографию от других видов искусства?
— Мир трехмерный, и фотография сама по себе трехмерная. Она должна быть не просто красивой, но живой, чтобы ты мог ощущать, слышать и чувствовать. Воспринимать произведение искусства нужно не только рационально, но и эмоционально — посмотреть и прислушаться к себе, какие чувства она пробуждает, какое вызывает настроение. И только тогда можно почувствовать ценность мгновения. Нашу жизнь можно сравнить с локомотивом, который летит с невероятной скоростью и за окном все мелькает: вчера была зима, а сегодня уже весна ...
Нужно просто остановиться, поставить ритм на паузу, обратить внимание на красивое: например, взрывы почек на деревьях, облака причудливых форм, близких нам людей ... Поймать мгновение, настроение и красоту — в этом и заключается смысл фотографии. Жизнь состоит не из времени, а из моментов. И они уникальны в этом смысле. Не имеет значения, какая съемка: портретная, пейзажная, репортажная. Ты сохранил мгновение жизни — и этого больше никогда не будет, есть своя эмоция, настроение, история, сюжет, композиция. Фотография — это искусство, но высказанное техническими средствами. Принципы схожи с изобразительным искусством, но вместо кисти используется фототехника, сам мир рисует себя светом, его оттенками и красками.
— Действительно, если посмотреть на твой необычный «абстрактный импрессионизм», фото выглядит как настоящее полотно, которое написал художник.
— Мой «абстрактный импрессионизм» начался с одной фотографии. А уже потом пошла череда серий этого условного направления. Как-то я снимал в Праге отражение собора в фонтане, где лежала галька. А потом обратил внимание, что на дне одной чешской реки также эти камешки. Отражение неба, деревьев, зелени через эту гальку воспринимается как густые, сочные мазки художника, нанесенные толстым слоем. Это и создает визуально рельефную поверхность. На самом деле это сделала природа, а я просто сохранил.
— Почему именно макрофотография сегодня является твоим любимым приемом?
— Макросъемки дают нам возможность заглянуть в этот крохотный, неповторимый мир, который мы плохо видим невооруженным глазом. Маленькое мы часто не замечаем, а когда видим, удивляемся: откуда это все? В Беларуси есть фотографы, которые специализируются на макросъемке. Они делают потрясающие снимки капель росы на ветвях и растениях, насекомых в необычных ракурсах. Я восхищаюсь дайвингом, и мне очень нравится подводные макросъемки. Получаются необычные изображения загадочных обитателей глубинной тишины. Такая красота с игла-булавочное ушко!
Иногда очень сложно выбрать фокусирование, потому что чуть где на два сантиметра сдвинулся — и объект уже не в фокусе. Есть такие рыбки, называются мандаринки — любимые модели фотографов, они очень красивой расцветки. Появляются только вечером и из-за кораллов. Для того чтобы их снять, нужно иметь необычное терпение. И каким будет финальный результат — неизвестно. В этом тоже уникальность макросъемки.
— Твое кредо по жизни? Можешь вложить его в несколько слов или строк?
— Постараюсь. У нас нет возможности жить вечно, значит, надо стараться жить ярко. И не забывать: не только мы смотрим на мир, он сам смотрит на нас по-своему, с пристрастием и своим уникальным осознанием.
—Твои планы?
— Сейчас я готовлю экспедицию на плато Путорана — самый крупный монолитный горный массив русского Заполярья. Планируем выйти через год. У меня есть огромное желание снимать это уникальное место. Его называют страной тысячи водопадов, которые зимой превращаются в громовые ледоспады и принимают все оттенки холодных тонов — от бирюзового до ультрамарина. Хочется пройти интересный маршрут, тем более сейчас все карты доступны. Главное, чтобы повезло с погодой и было солнечно, и чтобы в это время произошло 20-30 ледоспадов. Я хочу это сфотографировать.
— Успехов в экспедиции и новых уникальных произведений.
— Спасибо.
Беседовала Юлия САВИЦКАЯ
Фото Юрия ВИСЛОУСА
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».