Вы здесь

«Аэропортов много, а людей, которые их создают, — мало»


Из гандболиста — в 3D-дизайнеры. Как гомельчанин, закончив спортивную карьеру, работает в одной из лучших IТ-компаний в мире по созданию приложений для гражданских авиа-симуляторов.

Завершение спортивной карьеры, как и всякие серьезные перемены в жизни, часто переносятся довольно трудно. Не всегда спортсмены остаются в своей отрасли, выбирая тренерскую или менежментскую работу. Это доказывают примеры из жизни. Так, бронзовый призер Олимпиады в Пекине гимнастка Глафира Мартинович сейчас работает стоматологом, бывший футболист минского «Динамо», сборной СССР и Беларуси Сергей Гоцманов — водителем школьного автобуса в США, баскетболистка, участница Олимпийских игр Татьяна Троина — брокером в Эквадоре.


Не остался в спорте после завершения своей гандбольной карьеры и Матвей Малышенко. Еще полтора года назад он был одним из основных игроков «Гомеля», а в 2015-м на молодежном чемпионате мира в Бразилии вместе с командой добывал лучший результат гандбольных сборных (шестое место) на планетарных первенствах для суверенной Беларуси. Однако в 2018 году, в достаточно молодом для гандбола возрасте, Матвей объявил о завершении своей карьеры и перешел работать 3D-дизайнером.

* * *

Как бы странно это ни звучало, но впервые о завершении своей карьеры гандболист начал задумываться именно после успешного молодежного чемпионата мира в 2015 году. После этого он еще несколько раз становился бронзовым призером чемпионата Беларуси и одним из лучших полусреднем в национальном первенстве, но своего решения не изменил.

— Чемпионат в Бразилии, безусловно, стал самым ярким событием в моей карьере, — рассказывает Матвей. — Но я остался недоволен своей игрой, не показал всего того, на что способен. На тот момент уже всем было известно: если ты чего-то хочешь достичь, куда-то уехать, показывать результат, тебя должны вызывать в сборную. Я это понимал, а в 2015-м был первый и последний раз, когда меня туда вызвали. Я просто сел и подумал, что ждет меня дальше. Да, наверное, довольно долгое время можно было продолжать играть в «Гомеле», клуб был заинтересован во мне, но я всегда сам себя оцениваю самым строгим образом, поэтому причин «против» оказалось больше, чем «за».

Матвей отмечает, что единственное, о чем жалеет сегодня, что не всегда отдавался своей карьеры полностью.

— Наверное, где-то я недоработал, надо было не разрывать себя на несколько частей. Можно было работать и показывать уровень гандболистов, которые сейчас играют на международной арене. Я уверен, что мог выйти на этот уровень. У меня было и желание, и мотивация, даже не знаю, чего не хватило, — отмечает бывший игрок. — Наверное, если бы у меня получилось уехать за границу, попробовать свои силы там, я дал бы себе шанс развиваться в гандболе дальше. О переходе в другие чемпионаты у меня были разговоры, но дальше них дело не пошло. И это стало финальной точкой.

Ребята из команды поддержали Матвея, а вот родители с сожалением отнеслись к решению сына.

— Им было очень обидно, ведь мама и папа болели за меня, приходили ко мне на игры, им было приятно видеть сына по телевизору или читать, что обо мне напишут где-нибудь в газете. Родителям не хотелось с этим расставаться.

В новой профессии и без гандбола Матвей Малышенко уже год.

— Гандбол для меня был, в первую очередь, увлечением, то, чем я занимаюсь сейчас — тоже увлечение. Поэтому годы в спорте и нынешний год прошли одинаково. Теперь немного скучновато, не хватает общения, ведь раньше я приходил на тренировку, там 20 парней, с которыми ты всегда общаешься. К тому же за эти 11 лет в спорте организм привык к физическим нагрузкам, поэтому тело и теперь просится в зал, это проявляется, в первую очередь, в лишних килограммах. Но я стараюсь ходить в тренажерку, прихожу иногда на тренировки к ребятам. Если ты отдаешь десяток лет спорту, он не может закончиться так быстро, я до сих пор увлекаюсь гандболом, следил за чемпионатом страны, приходил на игры «Гомеля» в прошлом сезоне. Тянет ли назад? Иногда порывы бывают, но я понимаю, что уже все.

* * *

IT-сфера заинтересовала гандболиста еще, когда он был в спорте.

— Если бы у меня не было этого увлечения, возможно, я не решился бы заканчивать спортивную карьеру так рано. IT стало хорошим подспорьем. Свое увлечение 3D-дизайном я совмещал с гандболом пару лет, но это было не в ущерб спорту. Утром тренировка, поел, поспал, отдохнул, восстановился, сел пару часов за компьютером поработал, то же самое после вечерней тренировки. Не было такого, чтобы из-за компьютера я не высыпался и шел на тренировку не в лучшей кондиции.

Мое увлечение начало развиваться еще глубоко в детстве, в Гомеле дети часто летают в Германию в семьи на отдых. Однажды полетел и я, так появилась любовь к самолетам и авиации в целом. Мне хотелось понять, как это работает, почему самолеты летают. Это увлечение привело к компьютерной игре, к авиа-симуляторам. Я увидел, что в этой игрушке есть аэропорты всего мира, а Гомеля нет. Потихоньку начал копаться, узнавать, как создаются подобные объекты в играх, какими инструментами. Постепенно, изучая информацию, это все сопоставлял. Прошло время, я начал делать программы более глобальные, не только аэропорт в Гомеле. В результате меня заметили в одной из ведущих компаний мира в этом направлении «Drzеwiесki Dеsign». Предложили поработать на коммерческой основе, постепенно от маленьких заданий добавлялись более сложные, я с этим справлялся. Тестовый период длился около года, после чего шеф компании сказал, что я нужен им в качестве полноценного работника. И вот теперь мне присылают задания, я моделирую здания в 3D, делаю текстуру, полностью оформляю.

У Матвея нет специальной образования для этой работы, всему он научился сам.

— Учиться в этой сфере, как и в гандболе, можно всю жизнь. Я работаю полный 8-часовой день, но делаю это дома, в Гомеле. Большой плюс, что эту работу я могу назвать своим хобби, поэтому, когда мне грустно, я сажусь работать, как бы странно это ни звучало.

Сейчас зарплата Матвея по сравнению с гандболом выросла в несколько раз.

— Но деньги для меня всегда были на втором плане. Я занимаюсь любимым делом, которое в конце месяца приносит мне какие-то денежки. Так же было и в гандболе, я не ходил на тренировки с мыслью: «Вот бы поскорее получить деньги и куда-нибудь их потратить». Деньги — это хорошо, но есть вещи поважнее.

* * *

Парень отмечает, что для него каждый проект интересен по-своему, к тому же одинаковых их просто не может быть. Например, компания «Drzewiecki Design» вместе с Матвеем создала аэропорт Шереметьево, аэропорт в Чикаго, Сиэтле, Варшаве, Гданьске, Баку и других крупных городах.

— Аэропортов много, а людей, которые их делают, мало. В игре они максимально реальные, мы изучаем информацию, ищем все возможное в интернете. Главные качества, которые нужны человеку для этой работы, — хорошее пространственное мышление, усидчивость и любопытство.

Примечательно, что сам Матвей сейчас не играет в компьютерные игры, а стремится к тому, чтобы водить настоящие самолеты.

Дарья Лобажевич

г. Гомель

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.