Вы здесь

Чем осыпать молодых на свадьбе?


На разных встречах и с людьми преклонного возраста, и с молодежью то и дело звучит вопрос: «Чем нужно обсыпать молодых на свадьбе?» Отвечаем: «Рожью!» Тогда вслед звучат разные противоречивые уточнения. Кто-то скажет: «Отстали вы от жизни, нужно обсыпать рисом, ведь так делают китайцы». «Нет, — кто-то не соглашается: лепестками роз, дороговато, но чего не сделаешь для любимого ребенка». «Что вы, сейчас модно осыпать молодых конфетти (кусочками разноцветной блестящей бумаги)». Ну вот и что тут скажешь. Сколько людей, столько и мнений.


В устно-поэтическом наследии белорусов довольно широко представлены злаковые культуры, среди которых важное место занимает рожь. Современному человеку в большей степени знаком ритуал осыпания зерном ржи свадебного поезда перед отправлением в храм, позже в загс. Украинский исследователь М.Ф. Сумцов отмечает: «Обрядовое применение хлебных зерен особенно распространено на свадьбах всех славян, более того, всех индоевропейских народов. Это настолько важный акт свадебного ритуала, что без него ни великорусы, ни белорусы не совершают супружеского банкета; видимо, ни один индоевропейский народ не признает или не признавал в старину свадьбу оконченной без осыпания молодых хлебными зернами». Далее исследователь уточняет, что у разных народов обряд осыпания молодых проводили в разное время, в разных местах и ​​разными злаковыми культурами, а также конфетами, орехами и т. п.

Таким образом, по народным представлениям зерно, независимо от злаковых культур, прежде всего являлось центром жизненной силы, символом плодородия, возрождения, бессмертия, вечного обновления, считалось зародышем новой жизни.

Зерно, количество которого невозможно сосчитать, выступало символом множественности, а значит, богатства. А потому практически во всех календарных и семейно-родовых обрядах присутствие зерна было обязательным. Ритуальным севом — «засевками» — начинали новый год. Семена всех традиционных для Беларуси культур (ржи, овса, ячменя, пшеницы, проса) было основным обрядовым атрибутом в контексте рождественско-новогоднего обряда «засевания», который выполнялся детьми утром 14 января, то есть сразу же после празднования Щедреца. Зерно этих же культур использовали во время обрядовых событий обхода деревни в день Богача, праздник в честь завершения сбора урожая, приуроченного ко времени осеннего равноденствия. Заметьте: и в одном, и в другом случае было задействовано зерно культур, которые составляли основу благосостояния семьи. Поэтому далеко не случайная связь с теми белорусскими праздниками, в названии которых сфокусирована философия всего цикла хозяйственной деятельности человека-земледельца быть богатым — Щедрый вечер (14:01) и Богач (21.09).

«Само присутствие зерна на праздничном столе (и всякого рода контакт с ним) обеспечивало дому достаток, плодородие и общее благополучие», — утверждает российская исследовательница В. В. Усачева. А потому, перед тем как молодые надевали обручальные кольца, их на некоторое время клали в рожь. Именно так делают сегодня в некоторых ЗАГСах Беларуси.

Зерно наделялось еще и охранной семантикой. И если родители осыпали молодых зерном одной из злаковых культур, они желали им семейного благополучия, рождения детей, а также стремились защитить от воздействия злых сил.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «пра радзіннае».

Выбор редакции

Общество

Где находят поддержку родители особенных детей?

Где находят поддержку родители особенных детей?

Стояли в коридоре и вспоминали первые шаги в воспитании своих особенных деток.

Спорт

«Люди думают, что всемогущие, и — разбиваются»

«Люди думают, что всемогущие, и — разбиваются»

Так ли опасен парашютный спорт, как кажется на первый взгляд?

Калейдоскоп

Весёлые истории читателей

Весёлые истории читателей

«А женщина так и не пришла ...», Заяц на четверых, Особенности национальной охоты.