Вы здесь

Предлагает ли придорожный сервис белорусскую кухню?


Дороги — визитная карточка страны. При этом для того, чтобы наша с вами поездка была приятной, важно не только качество дорожного покрытия, но и многое другое. Например: далеко ли до следующей заправки и работает ли она сегодня? Открыт ли продуктовый магазин и есть ли туалет на этой заправке? Есть ли там мотель и сколько стоит ночлег? Для того чтобы наши дороги становились более привлекательны и удобными для водителей и автотуристов, Министерство транспорта и коммуникаций сейчас разрабатывает генеральную схему развития придорожного сервиса до 2025 года.


«Белорусы, вы что, разучились готовить?»

Типичный белорусский объект придорожного сервиса чаще всего представляет собой автозаправочную станцию ​​(АЗС) с небольшим магазином. И это именно то, чего ожидает большинство автотуристов.

Недавно Минтранс провел опрос и выявил потребности клиентов придорожного сервиса. Как оказалось, основное требование — это наличие автозаправки (92% опрошенных). Далее в списке предпочтений следуют санитарные услуги, питание (52%), площадки для отдыха (31%), парковка для авто. Кроме того, автотуристы нуждаются в сопутствующих услугах, например посещении магазина (30%). А 4% опрошенных хотели бы, чтобы на объекте придорожного сервиса была и гостиница.

Кстати, еще сравнительно недавно дела с придорожным сервисом шли довольно грустно. Помнится, лет пять или шесть назад знакомый москвич рассказывал, как съездил к нам на машине. «Мы надеялись, что хотя на главной национальной трассе Беларуси в придорожных кафе сможем попробовать какие-либо национальные белорусские блюда, чтобы было и вкусно, и дешево, и с пожеланием «приятного аппетита». Так вот: нет, нет и еще раз нет! — восклицал знакомый. — Во всех придорожных кафе нам предлагали только разогреть что-то непонятное и обещали пожарить, пожалуй, национальное белорусское блюдо — шашлык. Белорусы, вы что, разучились готовить? Где вареники, где драники, где ваши супы? Минские колбаски мы в итоге попробовали в кафе на территории Смоленской области»...

Автотуристов голосует рублем

Сейчас, как утверждают специалисты, ситуация меняется. Белорусский рынок уже достаточно насыщен различными объектами придорожного сервиса. Расстояние между придорожными пунктами питания — 30-60 километров. И там можно вкусно и относительно недорого поесть. Как сообщили нам в отделе общественного питания Белкоопсоюза, более 20% объектов на республиканских трассах принадлежит потребительской кооперации. Водителей и автотуристов обслуживает 96 кооперативных объектов общественного питания. В настоящее время проводится серьезная работа как по установке современного технологического оборудования, так и по популяризации национальной кухни. Кроме того, в ряде объектов установлены душевые кабины, организованы комнаты отдыха, гостиничные номера. А весной и летом работают летние площадки. Например, все эти услуги доступны в кафе «На перекрестке» Ивьевского филиала, кафе «Мед» Ивановского райпо, кафе «Еда Кофе» Докшицкого райпо, «Гостиный двор» Лидского филиала, ресторане «Партизанский бор» Логойского райпо и других.

Специалисты утверждают, что во всех объектах придорожного сервиса потребительской кооперации можно отведать «блюдо недели» по сниженной цене. Из блюд белорусского кухни, по их мнению, наиболее востребованы драники, фаршированные мясом или грибами, колбаски по-крестьянски с гречневой кашей, картофельные клецки, картофельная бабка, пирожки с грибами и некоторые другие. Не отстают от Белкоопсоюза и частники.

И на магистральных, и на республиканских дорогах выполняются рекомендованные расстояния для объектов сервиса одного вида. Так, сегодня для АЗС это 42 км, для объектов общественного питания — 30 км.

В свою очередь, начальник управления развития автодорог главного управления автомобильных дорог Минтранса Сергей Леончик отмечает, что речь о строительстве новых придорожных объектов уже не идет. У нас, по словам специалиста, как в высокоразвитых странах, на первый план сейчас выходит конкуренция, в результате которой выживут сильнейшие. В этой сфере, по словам Сергея Леончика, начали работать рыночные механизмы. А посетитель, как всегда, голосует рублем. Он въезжает в то место, где ему комфортно и удобно, недорого и вкусно. Поэтому в результате конкурентной борьбы наш придорожный сервис постепенно совершенствует свои услуги.

— Мы начинали с таких обязательных требований к придорожному сервису, как санитарные сооружения, пункты питания и стоянка для авто, — говорит Сергей Леончик. — Предприниматели смогли их обеспечить. Сейчас хотим, чтобы на объектах были бесплатный Wi-Fi, скидочные программы, карты лояльности. Чтобы санузел был не один, а несколько. Чтобы были обеспечены условия для отдыха детей в помещении и на улице. Если есть туристический потенциал, значит, нужны справочники, сувенирная продукция... Эти мысли лежат в основе новой концепции, а дальше будем придумывать какие-то другие элементы.

В целом, как отмечает Сергей Леончик, в генеральной схеме развития придорожного сервиса предусмотрены три уровня объектов. К объектам первого уровня принадлежат площадки для отдыха с благоустроенным санитарным сооружением, ко второму уровню — те же площадки отдыха, но уже с пунктом питания. Объекты третьего уровня, кроме всего этого, должны иметь также автозаправочную станцию. При этом министерство не ограничивает список удобств — каждый владелец объекта может расширять его, добавляя, например, гостиничные услуги, техобслуживание.

На начало 2019 года на республиканских дорогах функционировало 414 автозаправочных станций, 159 газозаправочных пунктов, 72 гостиницы, 45 автомоек, 101 охраняемая стоянка, 586 пунктов общественного питания, 74 пункта технической помощи и СТО.

Уже сейчас на некоторых автозаправочных станциях клиентам предлагается широкий перечень услуг, среди которых станции технического обслуживания, шиномонтаж и балансировка колес, автоматическая и ручная мойки автомобилей, долив жидкости в бачок амывальника, магазины и кафе, гостиницы, стоянки для легковых автомобилей.

В Минтрансе считают, что таких объектов должно производиться больше. «Мы видим, что дальнейшее развитие придорожного сервиса будет ориентировано именно на комплексные объекты. Чтобы человек мог остановиться в дороге, заправить автомобиль, отдохнуть, поесть», — отметил Сергей Леончик.

Комментарий в тему

Консультант отдела методологии управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Анастасия Ераховец:

— За последних полтора года в сельской местности открылось более 300 объектов торговли. У нас действует Указ Президента № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», которым предусмотрен ряд льгот и преференций (для арендодателей торговых объектов на селе). Например, специальный режим налогообложения на период с 1 января 2018 года до 31 декабря 2022 года, льготы при отчуждении объектов недвижимости в сельской местности и на территории малых городских поселений. В настоящее время действие указа распространяется почти на 19 тысяч населенных пунктов, в том числе агрогородки, что составляет 80% сельских населенных пунктов страны. За период действия указа появилось 306 объектов розничной торговли и 61 объект общественного питания.

Светлана БУСЬКО

Выбор редакции

В мире

Почему Дональд Трамп захотел приобрести Гренландию?

Почему Дональд Трамп захотел приобрести Гренландию?

Сейчас эта автономная территория входит в состав Королевства Дания

Общество

Рассказываем, как организована медпомощь в Поставах

Рассказываем, как организована медпомощь в Поставах

Самом отдаленном от областного центра районе страны.

Общество

Школы Гомельщины прошли проверку на готовность к учебному году

Школы Гомельщины прошли проверку на готовность к учебному году

В этом году в дошкольные учреждения района придет 2700 малышей.