Вы здесь

В чем суть толоки?


Это письмо-рассуждение прислала нам читательница из Минска Зоя Ивановна Коваленко: «Я родилась в деревне, там еще и сегодня живет моя мама. Вспоминаю, как в детстве кто-то строил дом. Приходили все, как говорится, и ближние, и дальние, соседи, родственники, просто мужики, о которых говорили: «Настоящий мастер».

 А взрослые между собой говорили: «Толока, толока...» И вот уже через день-два стояла хата, разумеется, еще без окон, дверей, но стояла. После этого тут же на дворе ставили столы, скамьи, накрывали стол, угощались, пели, танцевали. Мы, дети, очень любили это время, нам тоже перепадало что-нибудь со стола. А главное, что довольно точно чувствуешь сегодня: в воздухе витал дух праздника, какого-то единства, радости за людей, которые строили дом.

Я получила ключи от своей долгожданной квартиры в одном из новых микрорайонов Минска. Была на седьмом небе от счастья. Немного обжились, решили сделать новоселье. И первые, к кому обратилась с приглашением, были соседи по тамбуру. Но из трех квартир к нам никто не пошел, мол, заняты, свои планы на вечер и т.д. Муж говорит, скажи спасибо, что еще дверь открыли. Что с нами случилось, почему, как, когда?! Может, раньше люди были добрее? Почему мы забыли про толоку сегодня? Наши дети уже не знают, что это такое».


Читаем такие письма и сами каменеем от отчаяния и беспомощности. Одной из наиболее характерных черт народного менталитета славян всегда была взаимопомощь, взаимоподдержка, сострадание и уважение. Наиболее характерным примером славянской крестьянской толоки является строительство нового дома. Дружно, скопом, «одной семьей» за несколько дней возводили дом, а затем так же дружно праздновали новоселье.

Весной или осенью также включали механизм социальной взаимопомощи — толокой вывозили навоз на поля. После работы делали общедеревенский праздник. Толокой заготавливали дрова, выкапывали картошку. Один яркий пример совместной коллективной деятельности — сельскохозяйственные работы: заготовка и соленье капусты. Где-то после Воздвижения начинали срубать капусту, срубали «артелями», переходя по очереди от одного огорода к другому. В тех домах, где рубили капусту, накрывали стол с закусками, варили пиво, готовили обед и ужин. Для одиноких, престарелых людей, вдов устраивали «помочи», так называемую «Воздвиженскую капустную толоку».

Работу толокой возводили в степень святой работы. Это значит, что в соответствии с обрядовыми регламентации народного календаря в праздничный день работать на своём дворе запрещалось, однако коллективная помощь другим, например вдовам, сиротам, приветствовалась.

Принцип толочности — соборности, собранности, единства, одновременного присутствия в одном месте — и взаимоучастия наиболее четко и ярко проявился в похоронно-поминальных обрядах нашего народа. С чем это могло быть связано? По-видимому, все же не только с морально-психологической доминантой драмы, что разворачивалась во времени: горе объединяет людей, сближает их, показывает, что мелкие бытовые недоразумения ничто по сравнению с постигнутой бедой. Когда у одного из авторов в 1990 году умер отец, то односельчане деревни Згурск Червенского района приходили на поминальный обед с бутылкой водки, караваем хлеба и миской зерна, в середине которой обязательно лежало куриное яйцо. Принесенную водку ставили на стол, чтобы разделить между участниками тризны, из яиц жарили яичницу, хлеб также нарезали и несли к столу. А затем в течение следующей недели хозяйки приходили за своей посудой.

Так же односельчане «подставляли руки» и шли на помощь, когда нужно было устраивать свадьбу. Руководствуясь принципом: «Сегодня свадьба в моем доме, а завтра в твоем», — в дом сносили скамьи, столы, посуду, еду, напитки и др. Родню, которая приехала издалека, «разбирали по домам», то есть приглашали в другие дома для ночлега.

На второй день Рождества или на Щедрую кутью ряженые ходили по домам и поздравляли всех односельчан с новолетием. Считалось большим грехом не пригласить почетную группу в дом и не отблагодарить ее щедрыми сладостями. В деревне Крыштафово Дзержинского района Минской области в мае 2000 года мы были участниками этих бездомных обходов. Одна из участниц группы принимала от хозяев, которым пели величальные песни, праздничные дары: складывала в большую корзину пасхальные крашеные яйца, конфеты, печенье, иногда бутылку водки с колбасой. Однако каждый раз, возвращая хозяйке тарелку, старалась возвращать ее не пустой, а с двумя конфетами, при этом постоянно приговаривая: «Чтобы у нас было хорошо, и чтобы у вас не было пусто!»

Таким образом, главный постулат нашей старинной толоки (читай: взаимопомощи) заключался в сохранении закона социального равновесия: мы делимся с вами своими Мирскими дарами, но при этом хотим обязательно сохранить свою счастливую Долю.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «пра разіннае».

Выбор редакции

Общество

Где находят поддержку родители особенных детей?

Где находят поддержку родители особенных детей?

Стояли в коридоре и вспоминали первые шаги в воспитании своих особенных деток.

Спорт

«Люди думают, что всемогущие, и — разбиваются»

«Люди думают, что всемогущие, и — разбиваются»

Так ли опасен парашютный спорт, как кажется на первый взгляд?

Калейдоскоп

Весёлые истории читателей

Весёлые истории читателей

«А женщина так и не пришла ...», Заяц на четверых, Особенности национальной охоты.