Вы здесь

Куда исчезают сказки?


Вы заметили, как изменились детские книжки? Даже самые юные читатели сегодня получают такое чтиво, о котором их родители даже и не догадывались.

Книжки для дошкольников наполняются полезной информацией, заданиями, играми или учат детей, как разбираться с эмоциями и находить выход из сложных ситуаций. Все чаще попадаются издания, написанные для детей психологами. Героями их произведений могут быть как зверьки и сказочные существа, так и сверстники наших детей, которые учатся взаимодействовать, решать проблемы, различать, что хорошо, а что нет.


А как меняется литература для школьников! Многие авторы разрабатывают проблемные вопросы, с которыми могут сталкиваться подростки, и не чураются даже таких сложных тем, как буллинг, наркотики, нетрадиционная сексуальная ориентация, первый интимный опыт и т. п. Современные детские авторы дают в руки родителей отличные инструменты для воспитания и обучения малышей. И мы обязательно об этом еще поговорим на наших книжных встречах. Но сегодня давайте попробуем разобраться, куда исчезают сказки. Я не о той классике, вроде «Колобка» или «Репки». И не о сборниках народных сказок. Они, естественно, всегда будут. Почему современные писатели почти перестали писать сказки для малышей? И не переведутся ли в ближайшее время белорусские и русские сказочники?

Потусим?

Это очень захватывающее дело —следить за тем, как меняются содержание и жизнь детских книжек. Книжные магазины, библиотеки и интернет вам в помощь, но не избегайте книжных выставок и фестивалей, презентаций, встреч с писателями. Там происходит много интересного. По современным книжкам устраиваются спектакли и анимационные экскурсии, викторины, игры, герои превращаются в хэнд-мэйд игрушки, тексты записываются на аудио или их можно прослушать на коллективных громких чтениях, уютно расположившись на мягких пуфиках. А почему бы не пойти на чай с писателем? К тому же на таких встречах вас познакомят не только с новинками, но и помогут хоть немного сориентироваться в книжном «океане». Представляете, ежегодно в мире выпускается около 50 тысяч новых детских книг! Естественно, чтобы быть замеченными, авторы стремятся сделать что-то неординарное. Правда, таких писателей не так уж и много, но их книги читают миллионы детей, они переводятся на разные языки мира. И подобная литература доходит до Беларуси. Востребованные современные зарубежные авторы переводятся в том числе и на белорусский язык. Между прочим, читать некоторые из этих книг можно бесплатно — в столичных детских библиотеках мои дети часто берут «свеженькие» книжки, те, что я часто вижу на выставках и в книжных магазинах. И как признаются сами библиотекари, при закупке новой литературе они часто прислушиваются к запросам своих читателей. В свою очередь, подростки могут объединяться в фан-клубы и через интернет связываться с авторами.

Эволюция очевидна

— Примерно 40 лет в мире практически не пишут сказки для дошкольников, — поделился своими наблюдениями на книжном фестивале Юрий Шишков, представлявший издательство «Карьера Пресс». Он профессиональный психолог, 15 лет практиковал в Лондоне, и ему приходилось много читать, в том числе и книжки для детей. И тогда он заметил интересную вещь: английские школьники изучали совсем не те произведения, которые дети из Беларуси и России знают как классическую английскую литературу...

Если бы мы более активно знакомились с современной европейской классикой, а также тем, как изменилась наша собственная литература (новыми белорусскими авторами уже сделано очень много увлекательных, полезных, нестандартных и т.п. произведений), то любителей чтения среди наших детей было бы в разы больше.

К сожалению, у нас долго не замечали, как меняется детская литература в мире. А трансформация эта началась с середины прошлого века. В прошлом веке книжки создавались в основном для детей из семей интеллигенции. Просто раньше крестьянским или «пролетарским» ребятам было не до чтения, иногда им самим приходилось выходить на работу чуть ли не с семи лет, и рабочий день был неограничен. После Второй мировой войны детская работа была запрещена, а детей отправили в школы. Количество маленьких читателей значительно выросло, а, значит, потребовались новые авторы. За рубежом велись поиски форматов, тем, подходов. А вот в бывших советских республиках определенных взрывов на внутреннем читательском рынке не наблюдалось из-за цензуры, тут писателям было не до экспериментов, детская литература должна была воспитывать новые поколения, учить «доброму и светлому».

Незаметной прошла для нас революция в детской психологии, которая достаточно серьезно изменила представления о том, как, чему и в каком возрасте учить детей.

Наверное, вы уже заметили, какие книжки можно сегодня приобрести для самых маленьких? У них могут быть «глазки», вставки из различных материалов, которые, например, имитируют шерсть лошади, окошки, музыкальные клавиши и т д. А сколько вообще необычных вещей: книжки-пазлы, картонки и даже такие, с которыми можно купаться, которые можно мять, и они не боятся даже «читателей», которые такую ​​книжку могут затянуть в рот.

Детям, которым 3-8 лет, предлагают книжки с иллюстрациями на целую страницу, а то и на разворот, а текста на них — всего несколько слов. Познание мира в этом возрасте в основном идет через освоение визуального опыта, в это время развивается эмоциональная сфера, поэтому иллюстрации настолько важны для дошкольников. Но такие книжки хорошо приучают пупсов и к чтению. Малыши не могут разобрать букв, но отлично запоминают короткие тексты и при помощи изображений могут пересказать сюжет. Кстати, большой вклад в развитие книжной иллюстрации сделали... эмигранты. После революции большое количество художников оказалось за пределами страны Советов, и некоторые из них зарабатывали деньги, создавая иллюстрации для детских книг. Так, в 20-30-е годы прошлого века во Франции появилась серия прекрасно проиллюстрированных детских сказок. Причем по замыслу французских издателей создавались небольшие книги — в каждой по одной сказке. Именно с этого времени меняется подход к оформлению книжек для маленьких детей — рисунки становятся крупными и качественными.

 

После восьми лет ребенок сам начинает фантазировать. В книжках, предназначенных для этого возраста, еще могут быть иллюстрации, правда, они уже не такие крупные и в них пропадает цвет.

А уже в 12 лет мальчики и девочки получают литературу без изображений — фантазия читателя сама создает в голове различные образы, миры. В книгах для подростков появляются отношения между мальчиками и девочками, просто с теми, кто рядом...

На новый лад

Даже маленьким деткам авторы сегодня стараются дать полезную литературу. Через мультяшных зверушек, предметы, которые «оживают», или невероятных существ их знакомят с миром взрослых. Карапузикам могут рассказать, как создается электричество, производится бумага (да вообще в природе множества различных вещей и явлений). Через яркие книги они открывают удивительные секреты животного и растительного мира, знакомятся с микробами, динозаврами, легендами, художниками, учеными, памятниками архитектуры.

В увлекательных иногда детективных или фантастических историях герои книг (соответственно, и читатели) попадают в разные исторические эпохи, страны, культуры (часто в книгах даются реальные знания из истории, географии). Но куда же делась сказка?

Есть целая наука, связанная с изучением сказок. В основе их заложены мифологические конструкции, которые веками передавались народом. Сюжеты и мифы можно расшифровывать, интерпретировать, выяснять, какие были представления предков, либо пытаться определиться, чему они учат. Психологи даже используют сюжеты и персонажей в сказкотерапии.

Естественно, сказки, которые мы знаем в литературной обработке, значительно отличаются от тех первобытных мифов. В них сюжеты упрощенные и часто рассчитаны на то, чтобы был поучительный эффект. Вот только маленьким детям серьезную историю, в основе которой лежат сложные подтексты, понять трудно. С развитием знаний о детской психологии писатели задумались: зачем давать дошкольнику смыслы, в которых он не разбирается? И сказки стали уходить...

Сегодня их пишут для тинейджеров и даже молодежи старшего возраста. Собственно классические (еще заимствованные из мифов) сюжеты остались, но подаются они в обработке на новый лад. В них подростки встречаются с реалиями, присущими современному миру. Часто герои новых сказок — это известные нам ранее персонажи. Например, вы можете встретить в современных сказках Красную Шапочку или персонажей из мифов Древней Греции. Но они живут в новых условиях или путешествуют между «человеческой» и «фантастической» вселенными. Вообще, интересно следить, как современные авторы работают с классическими сюжетами — какие ищут новые ходы, находят повороты, как насыщают содержание идеями, искусно обращаются с подачей текстов, сочетающих героев из разных сюжетов. Сказочные сюжеты, кстати, могут проникать в разные жанры — в исторические рассказы, детективы, приключенческую литературу...

Что дальше?

Почему сегодня так популярно фэнтези? Может, потому, что детям родители не дочитали сказок, причем таких, в которых главные герои не звери, а люди? Но я заметила по троим своим детям, что ни у кого из них в самом нежном, 4-5-летнем возрасте не «пошли» ни сказки братьев Гримм, ни сказки Андерсена. Настораживает, что на детских площадках, когда малыши придумывают сюжетные игры, то представляют себя мультяшными персонажами и героями Марвела. Может, поэтому им так нравятся Человек-паук или Железный человек, что не хватает сказочных героев или персонажи из классических народных сказок им проигрывают? Ну в кого в первую очередь захотят превратиться современные мальчики и девочки — в «Бабок Ёжек» и «Кощеев» или в героев с суперспособностями? Или просто наши сыновья и дочери мало знают о новых книжных героях, качествам которых хотелось бы подражать? А может, современным авторам их нужно еще создать?

А какими вы хотите видеть белорусские детские книжки? Если мы знаем о таких заморских изменениях, означает ли это, что наша литература должна развиваться в том же направлении? Очень бы хотелось услышать мнения на этот счет от наших родителей и авторов. Лично я думаю, что детская литература еще не раз нас удивит. И надеюсь, что писатели, которые борются за читателя, смогут противостоять интернету и социальным сетям и перетягивать оттуда наших детей в волшебный сказочный мир.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Общество

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Он каждый день старался преодолевать не менее ста километров.

Общество

Как «Звязда» нарушителей отдыха с милицией искала

Как «Звязда» нарушителей отдыха с милицией искала

Последними теплыми деньками многие минчане стараются воспользоваться по полной и по возможности отдохнуть на природе, пусть и в пределах города.

Культура

Певец Александр Гелах: Как только поступил, стал искать работу

Певец Александр Гелах: Как только поступил, стал искать работу

Молодой тенор, который пришел в Национальный академический Большой театр Беларуси в 2015-м, обратил на себя внимание любителей оперы сразу.

Общество

Как работает участковый инспектор в деревне, откуда ровно два года назад пропал 10-летний Максим Мархалюк

Как работает участковый инспектор в деревне, откуда ровно два года назад пропал 10-летний Максим Мархалюк

В майора милиции Андрея Болбата не самый простой участок. Здесь и заповедники, и чащи, и дикие болота...