Вы здесь

Анатолий Ярмоленко: Не буду собирать деньги на «черный день»


Лидер «Сябров» рассказал, на что тратит гонорары за концерты

Обывателю иногда кажется, что артисты гребут деньги лопатой и тратят их исключительно на гламурную жизнь. А как на самом деле? О доходах и расходах, своём отношении к деньгам рассказал основатель и художественный руководитель ансамбля «Сябры», народный артист Беларуси, почетный гражданин города Минска Анатолий Ярмоленко.


— Анатолий Иванович, карьера многих ваших коллег начиналась с работы в ресторанах, на свадьбах, и это было хорошей исполнительской школой и неплохим заработком. А у вас был такой период?

— Я сразу попал на профессиональную сцену. Военную службу проходил в ансамбле песни и танца Дома офицеров Бакинского военного округа противовоздушной обороны. Там же в это время работал вольнонаемным Муслим Магомаев. Он часто приходил на репетиции вместе с композитором Поладом Бюль-Бюль Оглы. Они уже были популярными музыкантами, а нам, солдатам, было интересно наблюдать за ними, набираться сценического опыта. Однажды на гастролях в Баку приехал гомельский эстрадный коллектив с двумя Александрами — Буйновым и Градским. Последний прямо с гастрольного маршрута уезжал поступать в Гнесинку, потому освобождалась должность солиста — тогда гастроли длились три-четыре месяца. Неудивительно, что вместе с коллективом приехал и директор Гомельской филармонии Андрей Бабыльков. Он и узнал, что в нашем ансамбле есть «солдатик, который хорошо поет». Так что дембель у меня получился немного досрочный, но замечу, что тогда как раз сокращали срок службы с трех лет до двух. Так я заменил в ансамбле Александра Градского, а потом 21 год отработал в Гомельской филармонии.

— А «Сябры» на каком этапе создавались?

— После службы в армии я поступил в Гомельское музыкальное училище, там познакомился с Николаем Сацурой, Александром Авдевичем, Виталием Климовичем, Анатолием Щитовым. Наша дружба, увлеченность музыкой переросли в ВИА «Сябры».

— Сколько тогда зарабатывали артисты?

— В то время мы меньше всего думали о зарплатах, были одержимы идеей создать коллектив, нам хотелось стать известными, как «Песняры», чтобы наши песни тоже нравились публике. Но в то же время мы не хотели быть их копией, искали свое лицо, свой репертуар. Первая ставка, помню, была шесть рублей за концерт, потом мне как солисту добавили два рубля. Надбавка за руководство коллективом составляла четыре рубля с одного концерта. Тогда было плановое хозяйство, что распространялось и на артистов. Чтобы получить оклад — 120 рублей — надо было дать 20 концертов в месяц. Почти всегда у нас были переработки, и тогда каждый артист дополнительно получал свою разовую ставку. Когда мы стали дипломантами конкурса эстрадной песни, ставки повысились до десяти рублей, а было время, когда за концерт платили и три ставки, так что постепенно мы стали хорошо зарабатывать. Тем более что с ростом популярности увеличивалось и количество концертов. А в то время было нормой для коллектива с нашей популярностью дать за день три-четыре концерта.

— При хорошей зарплате и популярности, наверное, сталкивались с трудностями рядового советского человека: деньги есть, а потратить их невозможно.

— Да, все приходилось «доставать», а не просто покупать. В то время были кооперативные магазины, в которые сельчане сдавали грибы, ягоды, другую продукцию. Кроме денег, им принадлежали талоны на всякие дефицитные товары: кофе, сырокопченую колбасу, дубленки, импортные зонты, удочки, телевизоры, видеомагнитофоны. Бывая на гастролях, договаривались, чтобы нам кое-что перепало из этого списка. Крутились, как все...

Слово «бартер» в наш обиход вошло гораздо позже, но по сути мы им тоже занимались: приглашали на концерты работников торговли, а они нас — за покупками со служебного входа магазина. Рад, что молодое поколение даже не представляет таких отношений, но мы это пережили.

А аппаратуру купить еще тот квест был! Выручали зарубежные музыканты. Они брали на гастроли инструменты, технику с таким расчетом, чтобы в Союзе какую-то часть продать коллегам.

— «Сябры» всегда были хозрасчетнымколлективом, а это значит, надо самим зарабатывать на развитие коллектива и на жизнь музыкантам и техперсоналу. Хватает?

— Всегда много денег тратилось и тратится на работу: приобретение звуковой аппаратуры, инструментов, микрофонов, костюмов, аренду офиса в филармонии. Чтобы провести концерт, нужны серьезные деньги. За все надо платить: за аренду зала, афиши. Одним словом, значительную часть гонораров за концерты инвестируем в творчество. Личных сверхзарплат у нас нет. У моей жены первая приличная шуба появилась десять лет назад.

— О, это очень интересно, Раиса Ивановна всегда прекрасно выглядит. Но вспомним поговорку: чтобы стать генеральшей, нужно выйти замуж за лейтенанта. С Раисой Ивановной вы познакомились, когда пришли стричься в гомельскую парикмахерскую. Какое звание вы сами себе присвоили бы на тот момент?

— Ефрейтор. Раиса Ивановна также работала и работает в «Сябрах». Начинала как костюмер, со временем стала, на мой взгляд, хорошим специалистом по имиджу. Теперь и Алеся работает в этом направлении. «Сябры» всегда элегантные на сцене, это, безусловно, заслуга Раисы Ивановны. При том, что жена работает, она прекрасно ведет дом. Вместе мы воспитали детей и внуков, за которых не стыдно. Раиса Ивановна и коллега, и тот надежный тыл, о котором мечтает каждый мужчина. В то же время и муж влияет на формирование личности жены. И когда есть взаимодействие между супругами и гармония, то получается сильная семья. Когда у нас был выбор: купить ту же шубу или потратить деньги на новинку для студии, то жена вынуждена была голосовать за второе. И это большая женская мудрость.

— Меньше всего, мне кажется, вы выделяете денег на рекламу.

— Да, потому что я считаю: если ты востребованный артист, то достаточно афиши с именем. А еще мой принцип: лучшая реклама — хорошая песня. Сейчас такое время, что мы еще на сцене, а поклонники уже выложили в интернет запись выступления. Но при этом меня радует, что мы получаем обычные бумажные письма, кто-то обращается на наш сайт или в соцсети с вопросом: а когда выйдет диск с той или иной песней. Это значит, что при общей интернет-доступности люди хотят иметь свою фонотеку, в том числе из хитов «Сябров». Мне приятно, что совсем новая песня Олега Елисеенкова на стихи Алеся Бадака «Добрыя людзі», которую мы исполняли на открытии "Славянского базара", мгновенно стала популярной, запала публике в душу. После открытия фестиваля прошло две недели, а нас уже просят спеть ее на концерте.

— Анатолий Иванович, несколько лет назад мы говорили с вами о дискриминации в оплате труда белорусских артистов по сравнению с иностранными, которые выступают в одном концерте. Ситуация как-то изменилась?

— С дискриминацией в оплате выступлений наших артистов, боюсь, придется сражаться и следующему поколению. Я понимаю, что гостей надо уважать, но при этом нельзя унижать достоинство своих. Даже не говорю о гонораре, который у нас в десятки раз меньше, чем у артистов-новичков из сопредельных государств. Все начинается с того, что раскрученный иностранный артист подъезжает в лимузине просто к сцене, а наши популярные и титулованные артисты тянут на себе костюмы за километр до сцены. Такой вот местечковый менталитет у некоторых организаторов мероприятий. Я не только с этим не согласен, но всегда прилагаю максимум усилий, чтобы к нашим артистам не относились хуже, чем к гостям.

— Ваши дети Алеся и Святослав сами начали зарабатывать еще школьниками...

— Дочь вышла на сцену в 14 лет, и поначалу мы даже не могли оформить ее на работу. А первые заработки Алеси шли на сценические костюмы. Святослав освоил музыкальный компьютер, занимался аранжировками, записями в студии, был в курсе всех электронных новинок. На нем же по сей день лежит и вся мультимедийная работа.

— Обсуждаете ли с детьми их финансовые дела?

— Нет, не спрашиваю, как они тратят свои деньги: они взрослые, умеют зарабатывать, так что и распоряжаются самостоятельно. Вообще, детям, у которых известные родители, гораздо сложнее, чем другим. Все думают, что наши дети с рождения купаются в роскоши. На самом деле известность родителей — это не крылья, несущие, а постоянный груз ответственности.

— Но стартовый капитал детям дали?

— Как все советские родители, мы завели сберкнижки на детей и по возможности вносили деньги, полагая, что они потратят их на свадьбу или взнос на квартиру оплатят. Но вклады сгорели. Мы тогда жили под лозунгом: сперва думай о Родине. Но вот Родина забыла, когда рухнул Союз... Но это и хороший урок, который усвоили и наши дети: надеяться нужно только на себя. Это если мы говорим о деньгах. А если о несгораемом капитале, то, конечно, дети его получили: это мой опыт, за которым они наблюдают всю жизнь.

— У вас трое внуков, но в публичном пространстве только Анатолий-младший, и видно, что у вас с ним дружеские отношения. Конечно же, балуйте внуков?

— Внуки появились в состоятельное время, поэтому они имеют больше, чем когда-то дети. С внуками у нас дружба и взаимопонимание, а с Анатолием мы уже коллеги. Они все талантливы, каждый по-своему, в том числе маленький Макар. Ульяна окончила Белорусскую академию искусств, уже снялась в нескольких российских сериалах. Анатолий закончил музыкальный колледж имени Глинки в Минске. А дальше решил поступать в Российский государственный социальный университет, причем выбрал экономическую специальность. Он сказал, что здесь, дома, его воспринимают как «внука Ярмоленко», а там есть возможность узнать, чего он сам стоит. Анатолий успешно сдал вступительные экзамены, говорил, что набрал проходной балл... Каждый из них идет своим путем, и я верю, что у них все получится.

— Часто ли в жизни вам приходилось экономить?

— Мы не живем от зарплаты до зарплаты, но и не можем позволить себе тратить деньги не задумываясь. Все время планируем расходы. Тем более что доходы артистов не всегда стабильны...

— Если появляются свободные деньги, как вы распоряжаетесь ими?

— Что-то и не припомню, чтобы они были «свободные», все распланировано. Я точно не собираю деньги на «черный день». Думаю, что жена как сберегательная хозяйка имеет в запасе определенную сумму на непредвиденный случай. Но вообще деньги должны работать, а в нашем случае инвестироваться в творческий процесс, тот же технический апгрейд, потому что мы не имеем права останавливаться. Я живу по принципу и учу этому детей и внуков: то, что сделано сегодня, — это уже вчера. Замечательно, что сейчас все можно купить, везде поехать, появилось много различных технических новинок, и это, по моему мнению, стимул больше работать и зарабатывать.

— Кто в вашей семье ходит в магазин за продуктами?

— У нас с женой сейчас такое правило: чем меньше еды в холодильнике, тем лучше мы выглядим. За покупками ходит Раиса Ивановна, недалеко от нашего дома есть хороший торговый центр. Иногда и я выбираюсь туда.

— А что покупаете?

— Думаю, наше повседневное меню не отличается от того, что на столе у ​​среднестатистической белорусской семьи. Любим морепродукты, и это не дань моде, а просто вкусная, легкая и здоровая пища. Иногда от нехватки времени обедаем в кафе или ресторане. В бытовом райдере у нас также указаны рыбные блюда. Никогда не откажусь попробовать различные деликатесы, но чаще всего это происходит на гастролях или на отдыхе за границей.

— Занимаетесь ли вы благотворительностью?

— Говорить об этом вообще не совсем прилично. Но отвечу... Нам приходит много писем с просьбами о помощи. Всегда поручаю администратору узнать, действительно ли человек нуждается. Если да, то стараемся помочь. Одежду внуков, игрушки передавали многодетным семьям. Меня так учили мама и дед-священник: лучше давать, чем просить. И не только тогда, когда у тебя все есть, но и тогда, когда сам скромно живешь, — все равно надо помогать.

Оксана ЯНОВСКАЯ

Фото из личного архива Анатолия Ярмоленко

 

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.