Вы здесь

Более 50 лет столичный клуб самодеятельных художников соединяет природу и фантазию


Минчанин Александр Лейко много лет руководит клубом художников-любителей «Природа и фантазия» — этому творческому объединению, кстати, в прошлом году исполнилось аж 50 лет. А еще он устраивает выставки мастеров в десятках белорусских городов, ведет фотолетопись клуба, собирает и бережно хранит природную скульптуру и бижутерию, изготовленную одной из бывших участниц творческого объединения, знаменитой актрисой Стефанией Станютой.


Стефания Станюта и ее «журавлик», найденный на морском берегу. Великая актриса часто участвовала в выставках секции «Природа и фантазия» и с удовольствием дарила свои работы тем, кому они нравились.

— Мы познакомились со Стефанией Михайловной в 1984 году на одной из выставок совершенно случайно, — вспоминает Александр Александрович. — Увидев мои работы, сделанные из корней, которые я нашел в торфянике, она сказала: «Этот человек должен быть у нас в клубе». А на то время лесной скульптурой еще никто в клубе не занимался, только резьбой, и мои произведения, покрытые мастикой, всем понравились, так как они сохраняют живую структуру дерева.

Между ремесленниками и элитой

Секция «Природа и творчество» стала действовать при столичном Доме природы еще в 1968 году. А вот выставки своих работ художники-любители устраивали не только в Минске и других белорусских городах, но и на ВДНХ в Москве, и в галерее Потсдама. С 1970 года одним из постоянных участников художественного объединения, которое в 1980-х превратилось в клуб, была и народная артистка СССР и БССР Стефания Станюта, которавя увлекалась изготовлением бижутерии из природных материалов.

В 1990 году клуб едва не прекратил существование — из 150 участников в нем осталось всего семь. «Тогда Стефания Михайловна сказала мне: «Уважаемый Александр, бери дело в свои руки и управляй». — «Кем? — спрашиваю. — Людей почти не осталось». — «Я восьмая, ты девятый, соберем понемногу других. Нужно идти к людям и нести им творчество, тогда мастера подтянутся». И действительно, подтянулись: среди нынешних участников клуба — свыше 50 мастеров в возрасте от 17 до 85 лет, занимающихся различными видами вышивки, вязанием, пленочным декором, батиком, выжиганием по дереву и ткани, резьбой, керамикой, флористикой, природной скульптурой, живописью... Практически всех руководитель знает поименно и продвигает их произведения в художественные экспозиции, выставляемые, например, в столичных и районных библиотеках, домах культуры, центрах народного творчества, в школах и гимназиях. Минск, Полоцк, Ивенец, Марьина Горка, Новогрудок, Мядель, Логойск, Бобруйск, Ивье... Только за последние десять лет выставки клуба «Природа и фантазия» прошли в 60 белорусских городах и местечках.

Ожерелье из маиса и вики

— Стефания Михайловна ушла из жизни в ноябре 2000 года, но даже посмертно осталась почетным членом нашего клуба: в день ее рождения, 13 мая ежегодно мы собираемся и едем на кладбище — приносим цветы, делимся воспоминаниями. И однажды понял для себя, что нельзя, чтобы ее работы потерялись (она сама с удовольствием носила собственноручно сделанные украшения, но многие и дарила). И я начал эти вещи собирать. Кто-то приносил просто так, одна женщина, помню, попросила хоть шоколадку взамен. Совершенно бескорыстно передала многие работы и написала дарственную на их невестка Стефании Станюты, Ирина Алексеевна Михайлова-Станюта. Больше всего в моей коллекции — бижутерии, сделанной из природных материалов, — 60 единиц. Некоторые из тех работ уже рассыпались, потому что им более 40 лет, а условий для реставрации и хранения особо никаких, так и лежат в одном сундуке. Также есть семь лесных скульптур и 18 пластиковых природных форм Стефании Михайловны. Не подумайте, что я собираю эти произведения просто ради собирания и владения, — коллекция время от времени выставляется вместе с редкими фотографиями и вещами, принадлежащими Стефании Станюте. Почти до конца этого года такая выставка, например, будет проходить в Марьиной Горке.

«Посмотрите, такую форму нарочно не придумаешь!» — показывает Александр Александрович произведения природной пластики.

Из всех поездок, гастролей и отпусков, вспоминает Александр Лейко, великая актриса привозила не какие-нибудь дефицитные товары или сладости, а материалы для работы: корешки, коряги, семена экзотических растений, из которых рождались браслеты, ожерелья, серьги... Некоторые работы дают больше представления о природе, чем уроки биологии: кто из нас без подсказки помнит, как выглядят коробочки и семена бересклета или, скажем, зернышки вики? «Ко всему, что она делала, подходила с мягким юмором и теплотой и, возможно, потому, что выросла в семье известного художника, умела видеть красоту там, где многие другие прошли бы и не заметили, — перебирает экспонаты коллекции Александр Лейко. — Она любила дарить свои произведения, чтобы те приносили радость другим. А на собрания нашего клуба, опять же ради радости и компании, часто приносила «Ленинградские» торты, чтобы жизнь была вкусней. Поэтическая натура Стефании Станюты проявлялась и в оригинальных названиях, которые она давала своим произведениям. Вот посмотрите: здесь у нас «Лежебока», «Седой лунь», «Грация»... Каждый видит в них что-то близкое для себя.

Не о деньгах, а о душе

Единственное, о чем тоскует руководитель клуба — у «Природы и фантазии» есть более 1,5 тысячи различных произведений, есть художественный опыт и желание передать его другим энтузиастам, но нет регистрации и постоянной «прописки». Обещали найти уголок в усадьбе Лошицкого парка, но после ремонта предложили только взять комнату в аренду. Понятно, что рыночный подход, отношения со зрителями на условиях аренды помещений и выставочных залов художники-любители не потянуть. Вот и стучится Александр Лейк в двери различных инстанций, пытаясь найти убежище для клуба. А он тем временем продолжает существование и словно по цепочке передает все новым людям вдохновение и умение видеть красоту вокруг. «Может, в этом столетии дело с места и не сдвинется — но вдруг, когда я уже уйду на покой, найдется человек или организация, которые смогут взять наш клуб под крыло? — делится мечтой руководитель клуба. — Если кто-то пожелает к нам примкнут, то мы всегда готовы показать и научить, что такое пирография, природная скульптура или ленточный дизайн. Главное, я так считаю, нужно нести людям красоту, пока ты способен это делать, пока не выработал свой ресурс».

В своих ожерельях, серьгах, брошах Стефания Михайловна могла использовать самый различный материал: зернышки бересклета, кофе, маис, приплюснутую шишку, мускатный или грецкий орех и даже... жареные к различной степени макаронные звездочки!

Искусство ли это? Безусловно. Пусть наивное, но всегда востребованное, которое и имеет не просто право на существование, а круг своих поклонников. А еще, по моему мнению, клуб «Природа и фантазия» — явление социально-культурное, это не только открытие новых художественных самородков, но также своеобразная арт-терапия и профилактика одиночества современного человека, не важно, в малом или большом городе. И очень хотелось бы, чтобы на 50 годах существования история клуба не закончилась, а продолжилась с новой страницы.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото автора

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.