Вы здесь

Какие плоды дала госпрограмма "Замки Беларуси"?


Без заботы о прошлом, без уважения к своей истории и ее изучения нет будущего ни у одного государства. Именно поэтому ради сохранения и по возможности восстановления архитектурного наследия в нашей стране была разработана и утверждена госпрограмма "Замки Беларуси".


Совет Министров утвердил ее 6 января 2012 года. Сама программа действовала с 2012-го до 2016 года, а позже стала частью более масштабной государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы.

Госпрограмма имела целью создание благоприятных условий для сохранения, восстановления и рационального использования объектов историко-культурного наследия, развития внутреннего и въездного туризма.

Кстати, по подсчетам исследователей, в Беларуси в разное время существовало не менее 150 замков, отличительных по своей истории, архитектурным и ландшафтным особенностям. На сегодня в Государственном списке историко-культурных ценностей — более 15 замков и их фрагментов, а также около 20 замчищ — памятников археологии, которые сохранились в культурном слое.

Госпрограмма "Замки Беларуси" предусматривала проведение реставрационных работ и мероприятий по консервации на 14 замках и дворцах — с сохранением их композиционной структуры и исторической застройки, а также приспособление их для современных социально-культурных потребностей.

В течение трех лет соответствующие мероприятия в рамках выделенных средств проводились на всех объектах, которые были включены в госпрограмму. В частности, отмечает начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Беларуси Наталья Хвир, в 2015 году были завершены работы на четырех объектах: Каменецкой башне в Каменце, остатках замка в деревне Геранёны Ивьевского района, в дворцово-парковом ансамбле в Несвиже, а также в парке с остатками замка в поселке Тельман Брагинского района Гомельской области. На двух объектах — руинах замка Белый Ковель в агрогородке Смольяны Оршанского района Витебской области и руинах единственного сохраненного в нашей стране замка-крепости XVII века в Быхове Могилевской области — было проведено благоустройство.

Еще в восьми замках и дворцах — в Гродно, Новогрудке, Любче (Новогрудский район), Крево (Сморгонский район), Гольшанах (Ошмянский район), Мире (Кореличский район), Лиде, Ружанах — работы по реставрации и консервации памятников архитектуры продолжились и в 2016-2018 годах. Причем за этот срок на сохранение объектов культурного наследия было выделено свыше трех миллионов рублей из республиканского бюджета, более 1,2 миллиона — из местных, еще свыше 300 тысяч рублей поступило от спонсоров в рамках государственно-частного партнерства.

Дополнительно за счет средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства финансировались консервация и восстановление фрагментов Кревского и Гольшанского замков. Кстати, совет фонда в марте принял решение выделить на завершение этих работ в 2019-2020 годах еще более 1,9 миллиона рублей. Так что, несмотря на то что официально действие госпрограммы "Замки Беларуси" завершено, работы по сохранению культурно-исторических памятников в различных регионах страны продолжаются — и значит, все новые знаковые объекты будут включаться в туристические маршруты для белорусов и зарубежных гостей.

Комментарий в тему

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Игорь Марзалюк:

— Я не раз говорил, что самое колоссальное достижение за 25 лет института президентства в Беларуси — это наш реальный архитектурный суверенитет. Для меня этот суверенитет определяют две знаковые вещи: реставрация замков и восстановление ратуш, ведь замки и ратуши  — маркеры европейской белорусской истории. Это то, чего нет в соседней России в силу того, что она развивалась иначе в историческом плане: там никогда не было самоуправления и не было феодализма в классическом смысле слова. А в нашей стране есть такая особенность, которая соединяет нас с Востоком и Западом, с европейской культурной традицией. И если внимательно изучить вопрос, вы увидите, что именно за 25 лет президентства, начиная с 1994 года, мы восстановили, отреставрировали столько знаковых белорусских памятников, сколько не сделали за весь ХХ век. Можно спорить, насколько хорошо и красиво было сделано то или иное, но Беларусь возобновила этот величественный силуэт, и для меня это самое важное.

Вместе с тем я считаю, что есть еще знаковые памятники, которые нужно включать в инвестиционные программы и развивать работу на них. Какие объекты, по моему мнению, недооценены должным образом, не введенные в национальный контекст? Буду говорить о любой моему сердцу восточной Беларуси. Здесь есть три эталонных памятника, которые ничем не уступают ни Несвижу, ни Миру или другим известным комплексам.

Безусловно, в этот перечень входит комплекс архитектурных памятников Мстиславля, в том числе знаменитые Пустынки. Мстиславль — вообще уникальный город и район, город-памятник, равного которому на востоке и юго-востоке Беларуси нет. Туда нужно потратить колоссальные деньги, и сделать это может только государство, чтобы придать Мстиславлю высокий статус историко-археологического заповедника.

Быховский замок — тоже уникальный, единственный сохранившийся в нашей стране замок-крепость голландского типа, что свидетельствует о связях с Фландрией, с Нидерландами. К тому же это замок двух самых известных белорусских родов — Ходкевичей и Сапегов. Сюда же присоединим и Быховскую синагогу оборонного типа — таких было всего три, другие две находились в Пинске и Вильнюсе, но они разрушены, а Быховская сохранилась. Старый Быхов также требует огромного труда и вложений, однако я убежден, что если подойти к нему с такой же заботой и любовью, как мы подошли к Миру и Несвижу, то он эти деньги вернет за несколько лет, так как имеет большой туристический потенциал.

И, наконец, третий в списке объект — Жиличи. Пусть не обидятся на меня жители городов с известными дворцовыми комплексами, однако если у многих из них от истории остались только стены, то Жиличский дворцовый комплекс, построенный Яном Булгаком, — место, куда нужно приехать, чтобы увидеть красоту и богатство подлинной истории: лепнину начала XIX века, потолок, сохранившийся может только в Эрмитаже, винтовые лестницы... Это знаковый памятник архитектуры, на сегодняшний день, наверное, самый аутентичный в Беларуси, жемчужина номер один. Именно эти памятники, при всем уважении к другим, должны иметь приоритет в вопросах восстановления.

Лепнина Жиличского дворцового комплекса. Фото БелТА.

Некоторые архитектурные памятники Могилевщины уже полностью восстановлены, как ратуша в Могилеве, ратуша и торговые ряды в Шклове. Можно упомянуть еще немало других интересных и выдающихся объектов, достойных внимания, но большинство из них имеет региональный контекст. А вот Мстиславль, Быхов и Жиличи требуют, на мой взгляд, прямого патронажа Президента, так как имеют и общенациональное, и международное значение. Они нужны нам как воздух, и нужно сделать их всем миром. Это наша «самость», наша тонировка, тот неповторимый культурный код, по которому нас будут узнавать в мире. Ведь из других стран люди приезжают посмотреть на то, чего нет у себя, — и вот этого больше нигде нет, как у нас.

— На ваш взгляд, насколько поспособствует в деле реставрации замков и других архитектурных памятников разработка виртуальных проектов, по примеру Нотр-Дам де Пари?

— Я считаю, что и виртуальные проекты — очень важная вещь, но никакой виртуальный проект не заменит реальной реставрации. Другое дело, что всегда возникает спор: нужно ли восстанавливать все памятники, достаточно ли провести консервацию — если здание умерло, прожило свой век, то зафиксируем руины и дальше не пойдем? Этот подход также имеет место быть. Однако есть памятники, которые больше чем просто памятники — они знаки мемориальной культуры. Вот пример: Варшава была полностью разбомблена, и если сегодня пройти по Старому Месту — это все новоделы, реконструкция. Но поляки сделали ее точно по чертежам и рисункам того времени, и у кого повернется язык упрекнут их в новоделе? Или почему собор Нотр-Дам де Пари будет воссоздан обязательно — потому, что для французов он и есть Франция; это не только сердце страны, но и центр парламентаризма, самый важный момент французского королевства, масса символьных событий. Так и у нас есть замки, которые несут символическое содержание для Беларуси. Поэтому, я считаю, нужно проводить и реставрацию, и консервацию — в зависимости от статуса и важности объекта, но есть здания, которые независимо от расходов и трудности работы обязательно нужно восстанавливать. Ведь без них нет нас.

Виктория ТЕЛЕШУК

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.