Вы здесь

Царские архивы помогли учительнице из Могилева найти уникальную информацию о дореволюционных могилах


В начале XX века известный ученый, издатель и историк великий князь Николай Михайлович Романов (дядя царя Николая II) издал корпус сведений о лицах, захороненных на кладбище Москвы, Петербурга, северных губерний России, а также Парижа и его окрестностей под названием «Русский некрополь» . В его планах было систематизировать информацию и по всем тем провинциальным кладбищам, находившимся на территории сегодняшней Беларуси — на тот момент части Российской империи. В 1908—1911 годах Могилевская епархия провела масштабную работу по переписи данных с надгробных плит. Перед церковными служителями также стояла задача внести в списки тех людей, которые что-то сделали для города или уезда. Этот обобщенный свод должен был войти в один из томов специального издания. Но произошла Октябрьская революция, и собранные о некрополе сведения легли в архивы. Недавно они попали в руки могилевской учительницы истории, завуча 34-й школы Галины Беляевой.


Тайна могилевского некрополя

Еще шесть лет назад она вместе с учениками занялась инвентарной описью могилевских захоронений XІX — начала XX века. В Могилеве они есть на нескольких кладбищах, но их состояние, мягко говоря, не очень хорошее —  расколотые памятники, наполовину стертые надписи, вросшие в землю плиты. Возможно, потомков умерших уже тоже нет в живых или они уехали куда-то на край света, и кто-то уже из их внуков ищет свои корни и не может найти. Скорее всего — и не найдет, так как попытки создать такую ​​основательную базу белорусских кладбищ за последнее столетие больше не делалось. Во всяком случае, обобщенной базы Галина Беляева в 2013 году не нашла. Поэтому и решила вместе со своими учениками исправить этот пробел. За полгода они обошли шесть кладбищ — Успенское, Машековское, Еврейское, Польское, Карабановское, Воскресенское — и внесли в список 292 могилы. Все захоронения классифицированы по времени, половой и возрастной принадлежности, сделана оценка сохранности памятников, составлены списки именных надгробий, обозначены и те захоронения, которые идентифицировать не удалось. Но если исследователи попытались дополнить список информацией из местных архивов, выяснилось, что там ничего по этой теме нет.

— Наш поиск затянулся на пять долгих лет, — говорит Галина Беляева. — Мы находили новые памятники, пополняли свой список, но все время хотелось узнать, что было сделано до нас.

Однажды она нашла в интернете подсказку — ссылку на именно тот самый архив князя Николая Романова. Едва дождалась летнего отдыха, чтобы отправиться в Россию и наконец прикоснуться к архивным страницам.

— Когда ехала, я точно знала и фонды, и описи, и сколько всего страниц составляет этот архив. Когда открыла большой архивный фолиант, сердце аж задрожало от невыразимой радости. Меня переполняли чувства — архив Николая Михайловича Романова с описью некрополя, который был сделан Могилевской консисторией за 1908 1911 годы, наконец в моих руках.

180 страниц — за три дня

«Памятники снимаются с мест, продаются торговцам: надписи, кресты, скульптурные изображения исчезают или обезвечиваются; плиты закладываются в фундаменты, тротуары, под водосточные трубы, разбиваются на бут. Целые погреба с засыпанными штукатуркой и пылью веков памятниками, с сорванными гербами, с замазанными краской или уничтоженными надписями служат складом негодных вещей», писал в своем предисловии к первому тому «Московского некрополя» Николай Романов. За последнее столетие с лица земли исчезло еще больше культовых зданий, памятников, могил ... Исчезло бесследно, вместе с интересными надписями, символами, знаками.

О бывшей синагоге на Большой Мещанской улице (сегодня Гражданская) мы все хорошо знаем, а что было у неё внутри вопрос, — интригует Галина Беляева. — В архиве нашлась информация о надписи, которая была на ее стене. «Человек тоскует о потере капитала своего и не тужит о потере дней своих. А дни его безвозвратные». Действительно, мы всегда переживаем за материальное и совсем не думаем о том, что время нашего пребывания на земле ограничено. Когда сидишь и вдыхаешь запах документов столетней давности, эти слова звучат особенно пророчески.

На сегодня по Могилевской епархии сохранилось 180 страниц архивного материала. Могилев, Чериковский, Климовичский, Чаусский, Мстиславский и другие уезды, а еще Орша, Оршанский уезд, Рогачевский, даже Гомель они также входили в Могилевскую епархию. Галина Беляева успела законспектировать все те имена, которые были там указаны. За три дня исписала два блокнота, сидела в архиве с утра до позднего вечера, пока работало учреждение. В гостинице все перечитывала и следующий день начинала с того, что переворачивала те же самые страницы, чтобы еще раз сверить буквы и слова, которые вызвали сомнение.

— Церковные служащие работали над этим сводом целых три года, в своих письмах отмечали, что работе часто мешали снег или плохая сохранность надписей, говорит учительница. Но даже не все то, что они собрали, попало в сводный список Могилевской консистории. Чаще всего это происходило из-за плохого почерка. Я пересматривала все оригиналы, находила пропущенные имена и переписывала их, а также имена тех священников, которые эти списки составляли.

Место сейчас известно

Собеседница приводит примеры того, какие открытия помогла совершить добытая ей информация.

В середине прошлого века в Могилеве было снесен Богоявленский Братский монастырь, который находился в районе современной площади Славы. Архивный список помог узнать, что на монастырских кладбищах находилось захоронение генерала кавалерии Семена Васильевича Коханова — героя русско-турецкой войны. В церковной ограде этого же монастыря был похоронен один из могилевских губернаторов — Николай Скалон, а в самой церкви его дочь Елена. Это была его третья дочь, о которой никто не знал — все считали, что у него два ребенка. Там же похоронена Пелагея Петровна Карабанькова — представительница известного шляхетского рода. А может, это в ее честь в Могилеве существует местный топоним Карабановка? Для Могилевской епархии интересной оказалась информация о том, что на тамошних кладбищах нашел свой вечный покой архимандрит Афанасий, который в разное время был настоятелем этого монастыря и Успенского, что в Пустынках Мстиславского района. Место его захоронения до сих пор было неизвестно. Открытием стало и то, что в Пустынках похоронен настоятель Успенского монастыря архимандрит Анатолий, который 30 лет работал в его пользу и умер в 1901 году. Там же возле церкви была могила еще одного из настоятелей монастыря — игумена Еливферия, который умер в 1896 году.

— Надеюсь, что все те фамилии, которые я записала, станут разгадкой того или иного исторического события. Это важно не только для священников и историков, но и для обычных людей, которые создают родословные или хранят про кого-то память, — считает Галина Беляева.

Троицкая церковь в Могилеве вообще долгое время была только предметом догадок. Недавно удалось найти ее фундамент. А Галина узнала еще и о двух священниках, которые были похоронены возле нее.

— К сожалению, протоиерей, который записывал эти имена, писал неразборчиво, — говорит она. — Когда письмо пришло в Могилевскую Консисторию, его даже решили не вносить в списки. Я нашла его среди оригиналов.

В Славгороде (бывшем Пропойске) знают о князьях Кропоткиных. Но где они похоронены, было известно только по рассказам. Сейчас это место точно установлено — у храма Рождества Пресвятой Богородицы.

— Сохранились сведения, что около церкви находятся два мраморных памятника с крестами наверху. Один принадлежал князю Николаю Крапотнику, второй — его жене Марии Александровне, урожденной фон Бенкендорф.

Работа в архиве помогла Галине узнать немного больше не только о других, но и о своих родственниках — коллежском советнике Иване Павловиче Булае, который умер в 1883 году. Его захоронение находилось на Машековском кладбище.

История одного клада

Соборные кладбище (или, как его еще называли, Кафедральное) находилось как раз между нынешним торговым центром «Панорама» и гостиницей «Могилев». Захоронения снесли в 1960-е годы в связи с перепланировкой города. Перед тем как пустить могилы под бульдозер, никто даже не подумал списать имена с памятников. В 2013 году Галина Беляева с учениками попыталась исправить несправедливость. На сайте школы, где, кстати, они выставили списки по всем могилевских кладбищам, был размещен призыв с просьбой поделиться информацией о тех, кто похоронен на Соборном кладбище. Откликнулись только две семьи они дали информацию и фотографии о пяти своих родных.

— В архиве нашлось еще 20 фамилий, радуется Галина. Это священники, военные, преподаватели духовной семинарии. Интерес представляет персона Матвея Васильевича Фурсова редактора «Губернских ведомостей», директора Могилевской гимназии, действительного статского советника и автора исторического очерка к «Опыту описания Могилевской губернии» Александра Дембовецкого. Здесь же был похоронен руководитель Могилевской контрольной палаты, действительный статский советник Николай Дерягин. Эта фамилия есть даже в памятных книжках Могилевской губернии.

Вместо любимого — только его мундир

В архиве сохранилась трогательная история, связанная с Пугляевской церковью Горецкого уезда. Там находился памятник участнику похода против Наполеона генерал-майору Алексею Петровичу Мелисину. Как свидетельствовала надпись, генерал родился в 1766 году, а в 1788-м вступил в брак с дочерью князя Кантакузена. Убит был в 1813 году во время битвы при Дрездене. Его похоронили в Теплице (территория современной Чехии), а жене, которая пыталась найти его останки и перевезти в Россию, передали только мундир, в котором был убит ее супруг. И этот мундир был похоронен в Пугляевской церкви. Вся эта история стала могильной эпитафией.

Сейчас учительница дополняет тот список могилевского некрополя, который начинала составлять вместе со своими учениками. К сожалению, он также будет неполный. Те, кто занимался переписью надгробий в начале 1900-х, не очень ответственно отнеслись к своей миссии, и их списки получились скромные. Но эта информация все равно ценная и делает много новых открытий. Галина Беляева надеется, что, возможно, наконец удастся исправить историческую несправедливость и сделать то, что, к сожалению, не получилось у великого князя Николая Романова, издать эти списки отдельным томом.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото автора и из архива

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.