Вы здесь

«Рыба моей мечты» приплыла в Гомельский драмтеатр


Вспоминается видеоролик, который когда-то стал мемом, — пенсионер показывает пойманную рыбу и экстатически кричит: «Вот она, рыба моей мечты! Язь!» Запись получила миллионы просмотров и принесла мужчине народную славу, потом известный эпатажный певец написал по его мотивам незатейливую песню, что также собрала урожай поклонников, и наконец «Рыба моей мечты» уже совсем в другом виде приплыла в Гомельский областной драматический театр.


Премьера спектакля состоялась в городе над Сожем 12 июля. Кстати, и песня со сцены звучит известная. И рыбы появляются в разных обличьях. И особенное художественное решение скромных по цене декораций и костюмов (художник Татьяна Стысина) резонирует с тем, что здесь происходит в течение двух с половиной часов.

По сюжету главная героиня Лена возвращается туда, где проходило ее детства, и в поисках главных ответов разговаривает с матерью, друзьями и первым любимым. «Рыба моей мечты» — дипломная работа Даниила Филипповича, выпускника курса Михаила Левитина в Российском институте театрального искусства. Авторы охарактеризовали жанр спектакля как «безудержное веселье, которое переходит в слезы и обратно»: по крайней мере, бросать зрителя в такие противоположные настроения у них получилось. Веселье, правда, иногда кажется немного печальным, зато искренне погрустить под барабанный бой о несбывшихся надеждах приходится.

Спектакль поставили молодые и, кажется, для молодых, которым надоели привычные формы, поэтому сердобольные истории «древних» времен соседствуют с одержимыми танцами под инструментальный нью-джаз и хип-хоп, а те, в свою очередь, изменяются философскими стихами знаменитых поэтов-шестидесятников .

Пьеса Елены Исаевой «Про мою маму и про меня», обозначена самим драматургом как «школьные сочинения», стала известной на стыке тысячелетий. Даниил Филиппович импровизировал с текстом, но главного все же не изменял, а Лену по его решению играют одновременно две актрисы — Вера Грицкевич и Ирина Кублицкая: раздвоение личности дает возможность увидеть амбивалентность чувств.

Ощущения, страхи, комплексы шестнадцатилетней девушки, которая не знает, чего хочет больше — быть знаменитой или счастливой, актрисы удачно передают и эмоциями, и пластикой, и голосом. Перепады настроения, стыд и попытки понять то, что поймешь лишь пережив лично, — куда без незапамятных возрастных проблем, когда учительницы кажутся неспособными на любовь, чужие желания принимают за свои, а поиск высокого призвания обламывается о действительность.

Старшие героини, которых играют Алла Леная (мама) и Светлана Ефимова (женщина), пытаются чему-то научить молодых, но жизненный опыт оказывается несовершенным у всех. У представителей разных поколений остаются спорные вопросы, при этом младшие упорно повторяют ошибки старших, особенно там, где речь идет о любви, а без нее же никак.

Пятилетняя девочка, наученная матерью, что «дарить нужно что-то такое, что тебе самой дорого, иначе подарок не имеет смысла», отдает подруге любимую куклу с красным пластмассовым бантом. А в результате бесконечно волнуется: «Разве она для Ленки что-нибудь значит? Ленка не ходила с ней к зубному и на море с собой не брала, а я брала и чуть ее там не утопила. Нет, это все неправильно, что нужно дарить то, что дорого. Как это можно дарить то, что дорого? То, что дорого, с этим нельзя расставаться — а если можешь расстаться, то какое оно дорогое? »

Евгения Конькова, которая всю жизнь играла травести, в роли бабы Раи поднимается к настоящей трагедии. В ответ на реплику подруги Зины, которая во время войны написала на нее донос, Рая пронзительно отвечает: «Куда же я тебя брошу, Зина? У меня же, кроме тебя, никого на свете. И потом ... не мне тебя судить. Ты если в чем и виновата, то страдала уже ... »

Истории первой любви разносятся по прошлому веку, но школьный и фронтовой конкурсы красоты объединяют максимализм героинь. Одна из них произносит, кажется, главное, что объединяет женщин спектакля: «И вовсе это любовь могло бы стать для меня не несчастной, если бы я знала, как себя вести. Но я понятия не имела, что мне делать с этим мальчиком Сережей, кроме как мечтать о его издали, содрогаться от звуков его голоса, краснеть, сталкиваясь в дверях, неметь, когда он обращается с вопросом, быстро отводит глаза, чтобы не встретиться взглядами» .

Мужчины в спектакле завораживают — все два: Андрей Шидловский, который имеет определенный опыт, и совсем молодой Павел Соловьев. Искренностью, неистовством, ансамблевостью и привлекательным торсом. Спектакль, безусловно, женский, но ведь мужчины тонко (а иногда и гротескно) подчеркивают сложности отношений между полами.

Премьерой «Рыбы моей мечты» закрылся 80-й театральный сезон Гомельского областного драматического театра. Подростки увидели свои невротические представления о жизни, а взрослые разобрались в том, чем на самом деле является их забота о потомках. Под надрывную украинскую песню «Тримай» Кристины Соловей в финале.

Ирина ОСТАШКЕВИЧ

Фото Владимира Ступинского

Название в газете: Пра язя і матуль, якія жадаюць сваім дзецям толькі дабра

Выбор редакции

Общество

Галина Левина: Памятник — не конструктор и не чертеж, его надо пережить, выстрадать

Галина Левина: Памятник — не конструктор и не чертеж, его надо пережить, выстрадать

У архитектора Галины Левиной — Хатынь, творческое наследие ее отца.

Общество

Премия красоты. Ради чего люди ложатся под нож пластического хирурга?

Премия красоты. Ради чего люди ложатся под нож пластического хирурга?

Как свидетельствуют многочисленные исследования, привлекательным людям проще пробиться в жизни и они достигают в карьере большего успеха.

В мире

Как Европа восстанавливается от ковидного удара?

Как Европа восстанавливается от ковидного удара?

В этом году европейская экономика будет переживать глубокую рецессию из-за вспышки коронавируса, несмотря на быстрые и всеобъемлющие антикризисные меры как на союзном, так и на национальном уровне.

Экономика

Тонкое искусство благополучия. Составляем семейный бюджет вместе со специалистом Нацбанка

Тонкое искусство благополучия. Составляем семейный бюджет вместе со специалистом Нацбанка

2020 год поставил всех нас перед необходимостью четко планировать свои расходы.