Вы здесь

Национальный байкшеринг с Аіst (ами)


Белорусские велосипеды, программа и станции. «Мотовелозавод» готов запустить новый проект, а город — нет.

На улицах столицы в летние месяцы появляется все больше велосипедистов, для Минска это уже не редкость. В этом году горожане не могли не заметить огромное количество именно желтых велосипедов — это первый в стране байкшеринг «Колобайк». После его запуска в новостях все чаще можно услышать об удивительных приключениях этих самых желтых велосипедов. Они оказываются то в реке, то на крыше здания, их пытаются угнать или разобрать, а сам двухколесный транспорт можно встретить в самых неожиданных местах. Зачастую такая спонтанная парковка мешает и пешеходам, и автомобилистам. «Колобайк» является байкшерингам, который работает без базовых станций, то есть, велосипед, который ты взял напрокат, можно оставить в любом месте города.


«Мотовелозавод» сегодня предлагает стране другой проект — Vеlоsmаrt, байкшеринг со станциями. Маркетолог предприятия Валентин Слободенюк рассказывает, что идея стационарного проката возникла около трех лет назад. Партнером «мотовелозавода» и инвестором проекта стала компания «Симатек Энерго». Ее сотрудники разработали программное обеспечение, мобильную программу и оборудование, которое будет встроено в базовые станции, а сам «Мотовелозавод» даст велосипеды и адаптирует их к этим станций.

«Прежде чем работать над проектом, мы изучали опыт европейских стран и Китая, — рассказывает Валентин Слободенюк. — Китай практикует бесстанционный прокат и столкнулся с большими проблемами. Первая — захламленность городов огромным количеством велосипедов, которые выработали свой ресурс. Многие из них остаются на улице в испорченном состоянии. Вторая проблема заключается в том, что для подобных проектов нужна серьезная экономическая модель функционирования, потому что многие проекты банкротятся, в том числе от частых случаев вандализма. А вот большинство европейских стран придерживается проката с базовыми станциями, чтобы не было подобного хаоса».

Белорусский байкшеринг Vеlоsmаrt планируется запустить не только в Минске, но и в других городах Беларуси, также проектом интересуются россияне. Он будет работать по простой схеме: чтобы воспользоваться прокатом велосипеда, нужно зарегистрироваться в мобильной программе, привязать к ней свою банковскую карточку и с помощью отсканированного кода открыть замок, которым велосипед будет прикреплен к станциям в разных местах города. Чтобы завершить поездку, нельзя оставить велосипед в произвольном пункте — придется найти станцию ​​Vеlоsmаrt, а их в городе по идее организаторов должна быть около 150. Бросить велосипед в любом месте города будет как минимум невыгодно для минчан и гостей столицы, так как, пока он не возвращен на станцию, время проката продолжает идти, а значит, уходят и деньги.

Планируется, что на каждой станции будет находиться 10 —12 велосипедов, то есть в городе будет задействовано около 1500 единиц двухколесного средства передвижения. Час поездки будет стоить 60—65 копеек. «Мотовелозавод» предложил для проекта Vеlоsmаrt модель велосипеда Аist Trасkеr 2.0. В розничной продаже он стоит около 270 рублей. «Он похож на все модели прокатных велосипедов, его особенность заключается в том, что у него пневматические шины, которые создают больше комфорта во время движения. У велосипеда вертикальная посадка, есть светоотражатели, звонок, багажник и подножка. Главное удобство — это наличие трех скоростей, они переключаются очень просто — поворотом шифтера. Этого достаточно для города, велосипед способен подниматься на любой городской склон», — рассказал Валентин Слободенюк.

Чтобы обеспечить город велосипедами, «мотовелозавода» понадобится потратить около 250 тысяч долларов, разработка софта для этого проекта стоит около 70 тысяч евро. Валентин Юрьевич отмечает, что, как правило, такие проекты в Европе всегда окупаются. По расчетам проект Vеlоsmаrt должен окупиться в течение 3-5 лет, в зависимости от условий его реализации. Прибыль будет получать как инвестор проекта — частная компания «Симатек Энерго», — так и «Мотовелозавод».

Проект готов к запуску, но есть одна проблема — авторы не могут договориться с городскими властями о выделении мест под станции проката, ведь такого опыта раньше не было. Одна стандартная станция занимает совсем немного места, высотой она около метра, а длины может быть разной — это зависит от количества парковочных мест, но приблизительно на 12 велосипедов, которые стоят рядом. «Мы убеждены, что байкшеринг в городе должен существовать и со станциями. Нужно найти решение выделения земли без аукциона, под временные сооружения, потому что станции легко демонтируются и перемещаются, — делится маркетолог предприятия. — Мы эту идею не оставили, желание запустить проект у нас сохраняется, продолжаем искать возможности его реализации».

Получается: увидим ли мы в стране национальный байкшеринг, где акценты расставлены на все белорусское, сейчас зависит только от решения городских властей. Не исключено, что сначала проект будет запущен не в столице, а в областных городах Беларуси или в России, где проблем с выделением места под станции пока меньше.

Развитие байкшеринга прокомментировала директор Минского велосипедного общества Анастасия Янчевская:

— Байкшеринг — лучший велосипедный проект года! Прокат дает возможность ездить каждый день, не беспокоясь о хранении и ремонте велосипеда, совмещать различные виды транспорта и перемещаться быстрее. Например, если вам нужно куда-то ехать по неудобному маршруту с пересадками или ночью, когда уже не ходит общественный транспорт, велосипед может стать оптимальным решением. Байкшеринг — это новое ощущение от города. Все привычные расстояния уменьшаются, дорога домой или на работу становится более приятной. Это очень важный проект для города: он позволяет сократить использование моторизованного транспорта, тем самым улучшает экологическую обстановку в городе. В других странах байкшеринг датируют из городского бюджета, его рассматривают как часть системы общественного транспорта. У нас пока это частные инвестиции, которые в любом случае положительно влияют на развитие и имидж города. Во многих случаях даже экономически выгоднее использовать байкшеринг, а не покупать проездные билеты.

Мы знаем о случаях вандализма в отношении велосипедов и самокатов — это не может не огорчать. Правда, такая ситуация не уникальна. К сожалению, арендный транспорт во всех странах становится жертвой вандализма и краж. Но речь идет о совсем небольшом проценте. Кража или попытки «по незнанию» забрать велосипеды или самокаты — это провал: на транспорте установлены GРS-трекеры, а запчасти велосипедов уникальные и больше нигде не могут быть использованы.

Хотелось бы обратиться к пользователям байкшеринга: старайтесь оставлять велосипеды там, где они не мешали бы вам самим как пешеходу или автомобилисту. На тротуаре ближе к зданиям, рядом с велопарковками, в зеленых зонах. Если вы заметили велосипед, который упал или стоящий в неположенном месте, можете его поднять или немного передвинуть. Это займет несколько секунд, зато сделает отношение минчан друг к другу немного более дружественным.

Дарья Лобажевич

Фото Анны Занкович

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.