Вы здесь

Почему у проекта «Учитель для Беларуси» хорошее будущее?


«Каждый день мы открывали друг друга и сами себя, менялись, развивались ... Мы научились работать в команде, приобрели огромное количество полезных знаний ... По ощущениям, за четыре недели нам дали больше, чем за четыре-пять лет в университете. Наши организаторы Татьяна Кветинская, Сергей Бородич, Елена Мельченко и Дмитрий Макарчук — настоящие профессионалы! Глядя на них, хочется расти и завоевывать вершины! В недалеком будущем систему образования ждут колоссальные перемены, и они начались. Мы стали частью новой истории, а какой она будет, зависит только от нас ... », — написала на своей странице в социальной сети одна из участниц программы «Учитель для Беларуси», психолог Ксения ГОРШКОВА.


Занятия во время летнего интенсива начинались утром и заканчивались лишь ближе к ночи.

Это совместный проект БПС-Сбербанка и Министерства образования нацелен на привлечение в школы в небольших городах и населенных пунктах креативных и неравнодушных учителей, которые могут и хотят привнести в профессию педагога новые интересные идеи, умеют справляться с трудностями, сохраняя оптимизм, стремиться к саморазвитию, готовы к изменениям (в том числе и к переезду на новое место) и верят в свои силы.

Молодость и опыт

Официальный старт был дан проекту в июне, но подготовка к нему велась целый год. Толчком стал визит в Беларусь председателя правления Сбербанка России Германа Грефа. Сбербанк является главным донором программы «Учитель для России» и на деле демонстрирует социальную ответственность бизнеса. Было решено расширить проект и на территорию Беларуси, где находится дочерний БПС-Сбербанк. Тем более что уже были энтузиасты, которые давно искали возможность, чтобы воплотить эту идею.

К участию в проекте «Учитель для Беларуси» приглашались как нынешние выпускники педагогических специальностей, так и опытные учителя. Первым шагом было заполнение анкеты, затем кандидатов ожидало скайп-интервью, а на последнем этапе — собеседование в Минске, во время которого надо было также провести семиминутный урок. Ключевыми критериями для отбора стали коммуникативные навыки кандидатов, их готовность работать в команде и сознательная мотивация (участник должен был разделять ценности проекта). Всего поступило 60 заявок от желающих менять школу и себя. Для участия в летнем интенсиве были приглашены 12 педагогов. Среди них оказалась и опытная учительница белорусского языка и литературы с Оршанской средней школы № 20 Елена Панкратова. По ее словам, она прочитала статью о проекте в «Звязде» и успела вскочить в последний вагон. Ее заявка пришла после всех дедлайнов... ...

«Свежая образовательная атмосфера мне было просто жизненно необходима. Своих медиагениев — белорусский профильный класс — я выпустила и думала, что мне нечего больше дать детям, раздала все, чувствовала, что нужно «наполнится», — говорит учительница. — Молодых, творческих, умных, креативных учителей в нашей стране много. Но разбираться со своим креативом и творчеством, время от времени переживая ошибки, можно долго и трудно. И только опытный педагог, оглядываясь на начало своего профессионального пути, понимает, насколько важна на этом этапе профессионального роста помощь и поддержка старших коллег, способных направить желание молодежи работать по-новому в конструктивную сторону».

Самым ярким и запоминающимся стал лагерь с детьми на тему «Навыки XXI века».

Сигнал из космоса?

Летний интенсив был обязательным условием участия в проекте. В течение трех недель на загородной базе отдыха БПС-Сбербанка как вчерашние выпускники, так и учителя с солидным стажем обучались современным подходам в педагогике и преподавании, закаляли свои лидерские качества, получали знания в области проектного менеджмента и тайм-менеджмента. Каждый день был наполнен выездными мероприятиями и встречами с интересными спикерами.

— Занятия начинались утром и заканчивались лишь ближе к ночи. Но ведь надо было еще многое выполнить и успеть. Темп жизни у нас был просто бешеный, — констатирует участница проекта Елена Алехно.

Девушка хоть и имела педагогический опыт (работала педагогом-организатором в учреждениях образования в Солигорске и Бобруйске), высшее педагогическое образование получила только в этом году. Окончила заочно филфак БГУ. «Со мной что-то происходило, я понимала, что нужно в жизни что-то менять — очередной этап завершился. Подумала, а не поехать ли мне работать в школу? — говорит она.—И вот, готовясь к очередному экзамену, зашла на страницу в социальной сети к своему преподавателю и увидела там объявление о наборе в программу «Учитель для Беларуси». Подумала, что, наверное, это судьба, сигнал, который мне присылают, тем более что можно не только попробовать себя в новом качестве, а еще и чему-то научиться. Вот только информация о том, что отберут всего двенадцать участников осталась сначала без моего внимания. Испугалась я уже позже, когда отправила на проект анкету ... »

Увлекайся детьми!

Участницами «Учителя для Беларуси» стали и две Натальи ТЕТЕРЮК! Учительницы работают в школе в агрогородке Повитье в Кобринском районе.

— Мы замужем за родными братьями. Я преподаю в начальной школе, а родственница — белорусский язык и литературу, — объясняет Наталья. — Мой педстаж составляет 23 года, поэтому для меня самым сложным во время летнего интенсива было пересмотреть свои взгляды и подходы в профессии. Пришлось даже чуточку себя ломать. Когда анализировала свои действия через призму гуманной педагогики, для меня это было большое самопознание и саморазвитие. Я получила инструменты, которые смогу применять в дальнейшей работе. Вообще девиз гуманной педагогики — «Пришел в класс — увлекайся своими детьми» — станет теперь и моим девизом.

Две Натальи останутся работать в своей школе, которая подала заявку на участие в программе «Учитель для Беларуси», только будут иметь в течение двух лет постоянную методическую и финансовую поддержку. В общем присоединиться к проекту пожелалао около 20 школ, их география охватывает все регионы Беларуси, но принять одержимых учителей посчастливилось из них только пяти: Ляденскому детскому саду — средней школе, Негорельской средней школе № 1, Дзержинской гимназии № 1, Поплавскому детскому саду — средней школе (все они расположены на территории Минской области) и школе в агрогородке Повитье на Брестчине.

Каждому учителю — участнику программы — кроме зарплаты будет два года начисляться стипендия в размере 250 рублей. Их также обеспечат ноутбуками и компенсируют расходы на жилье при необходимости переезда.

Елена Алехно отправится в Негорелое, а еще одна участница Алла ГОЛУБКОВИЧ (девушка сама родом из Каменца) собирается переехать в Дзержинск. Она не имеет пока педагогического стажа, так как только в этом году закончила исторический факультет в Белорусском государственном педагогическом университете. О проекте узнала от преподавателей. Изначально планировала ехать по распределению в Логойск, но сейчас ее жизненные и профессиональные планы изменились. «Для меня во время летнего интенсива, наверное, самым сложным было разобраться во всех методах и методиках и выделить из большого количества наиболее важное, потому что все хочется опробовать. Но я понимаю, что нужно выстроить некую систему», — констатирует вчерашняя выпускница.

Людмила АДАМОВИЧ шесть лет назад закончила Витебский государственный университет имени Машерова, работала до последнего времени в агрогородке Будилово в Бешенковичском районе, преподавала в школе математику и информатику. Постоянно занималась волонтерской и краеведческой работой. Теперь она собирает чемоданы, чтобы отправиться в Ляды. Говорит, что муж ее поддержал, так как «люди едут работать даже в другие страны, а она всего лишь меняет Витебскую область на Минскую». «Каждый день летнего интенсива был для меня полезен и нужен, потому что я получала идеи и мотивацию», — говорит учительница. Вместе с ней в Ляденскую школу поедет Василий Гембицкий, учитель физической культуры (место его прежней работы — Пинск). Надо заметить, что в каждую школу направляются по два участника проекта, так как вместе с единомышленником будет проще осваиваться на новом месте.

Первый набор проекта «Учитель для Беларуси».

Наилучшие дни в жизни

Пожалуй, самым ответственным, самым сложным, но вместе с тем самым ярким и запоминающимся стал лагерь с детьми на тему «Навыки XXI века», который участники летнего интенсива должны были сами спланировать. Он развернулся на базе 20-й средней школы в Борисове. Дети ставили химические опыты, проектировали решение различных экологических проблем, убирали мусор в лесу, снимали видеоролики о проблемах, к которым может привести отсутствие здорового образа жизни, физической активности и правильного питания, совершали экскурсии, спасали планету высоких технологий от страшного вируса ...

Воспитанники — 45 детей, в том числе из многодетных и малообеспеченных семей — были разделены на три отряда. И с ними на первых порах не всегда было просто, но в последний день все плакали: и дети, и педагоги. Можно бесконечно пытаться подбирать слова, но все они все равно будут не те, потому что для каждого этот день стал особенным по-своему: со своими эмоциями и своими слезами. Эти семь дней изменили всех. «Лучшие в их жизни дни», как сказали сами дети. Они не хотели прощаться с педагогами и приглашали тех в свои школы.

Первый этап программы «Учитель для Беларуси» завершился. Итоги летнего интенсива подвели в торжественной обстановке в БПС-Сбербанке.

— Не буду скрывать, что для нас этот проект стал своеобразным вызовом. Я всегда считал, что в мире есть много профессий, которые появляются и исчезают, о них забывают, но педагог — та профессия, которая никогда не исчезнет, — рассуждает председатель Правления БПС-Сбербанка Игорь МЕРКУЛОВ. — Мы учились в школе в те времена, когда учитель был главным источником информации, тогда не было интернета и социальных сетей, был только учебник и педагог, и учителем, наверное, работалось проще, а сегодня даже шестиклассник может протестировать своего педагога, открыв в сети «Википедию». Поэтому роль учителей в современном мире меняется. Они должны стать людьми, которые мотивируют получать знания и учиться всю жизнь. Теперь за пять лет происходит больше перемен, чем раньше за столетие. К тому же появились специальности, которые отбивают желание работать в школе. «У айтишников такие большие зарплаты, поэтому нужно идти в IТ», — примерно так думают молодые люди. Программа «Учитель для Беларуси» — зона нашей социальной ответственности, так как именно от педагогов зависит будущее Беларуси. Мы будем этот проект тиражировать и масштабировать.

Самым яркім і запамінальным стаў летнік з дзецьмі на тэму "Навыкі ХХІ стагоддзя".

Ключевой элемент — команда

— Хочешь идти быстро — иди один, а хочешь идти далеко и долго — иди вместе. Каждый из нас в одиночку классный и интересный, но вместе мы можем сделать гораздо больше, —говорит Елена Мельченко, менеджер образовательных проектов, один из организаторов летнего интенсива.

— Проект на самом деле важен, и нам было интересно увидеть педагогов, которые будут пропагандировать идеи современной школы, — призналась начальник управления по образованию Борисовского райисполкома Марина САВЕНОК. — Хочу пожелать, чтобы в новых коллективах вы стали настоящими батарейками, чтобы зажигали своими идеями других, чтобы школа уже не смогла жить как раньше. И надеюсь, что у идеи будет много последователей и партнеров.

Между прочим, уже создан местный образовательный фонд «Новая школа». Его директором стала учительница русского языка и литературы из минской гимназии № 10 Татьяна КВЕТИНСКАЯ, а председателем Попечительского совета — заместитель председателя правления БПС-Сбербанка Лилия АСТАПОВИЧ. К проекту могут присоединиться любые компании-доноры, которые хотят внести вклад в развитие качественного образования в регионах.

Есть и первый официальный партнер проекта «Учитель для Беларуси» — онлайн-гипермаркет 21vek.by. Соучредитель и заместитель директора компании Павел МАТУСЕВИЧ говорит: «Я счастлив видеть столько заинтересованных глаз. Если охарактеризовать ваш проект понятиями из сферы бизнеса, то это стартап. А в любом стартапе ключевой элемент его команда. Я вижу сегодня глаза, которые горят. У стартаперов это больше половины успеха ... Единственное, к чему призываю не надо давать детям знания, самое важное это навык учиться. И к своей школе я отношусь именно как к месту, где я получил этот навык».

И напоследок несколько слов о том, что ждет проект впереди. За каждым из участников закрепят куратора опытного преподавателя, к которому всегда можно обратиться за помощью. Организаторы планируют, что каждую четверть учебного года все будут собираться и подводить вместе результаты работы в школах, обсуждать проблемы, которые наметились, получать новые знания и методическую поддержку. Первая такая встреча состоится уже во время осенних каникул.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото предоставлено организаторами проекта

Название в газете: Змяніць школу і... сябе

Выбор редакции

Экономика

Десять вопросов о кредитах, или что нужно знать о кредите, чтобы он стал средством реализации целей, а не бременем на плечах

Десять вопросов о кредитах, или что нужно знать о кредите, чтобы он стал средством реализации целей, а не бременем на плечах

О чем обязательно нужно подумать перед тем, как брать на себя финансовые обязательства перед банком?

Общество

Не попасть в рабство онлайн. Как в стране борются с торговлей людьми

Не попасть в рабство онлайн. Как в стране борются с торговлей людьми

С 2000 года в Беларуси выявлено 4421 такое преступление.