Вы здесь

Почему у проекта «Учитель для Беларуси» хорошее будущее?


«Каждый день мы открывали друг друга и сами себя, менялись, развивались ... Мы научились работать в команде, приобрели огромное количество полезных знаний ... По ощущениям, за четыре недели нам дали больше, чем за четыре-пять лет в университете. Наши организаторы Татьяна Кветинская, Сергей Бородич, Елена Мельченко и Дмитрий Макарчук — настоящие профессионалы! Глядя на них, хочется расти и завоевывать вершины! В недалеком будущем систему образования ждут колоссальные перемены, и они начались. Мы стали частью новой истории, а какой она будет, зависит только от нас ... », — написала на своей странице в социальной сети одна из участниц программы «Учитель для Беларуси», психолог Ксения ГОРШКОВА.


Занятия во время летнего интенсива начинались утром и заканчивались лишь ближе к ночи.

Это совместный проект БПС-Сбербанка и Министерства образования нацелен на привлечение в школы в небольших городах и населенных пунктах креативных и неравнодушных учителей, которые могут и хотят привнести в профессию педагога новые интересные идеи, умеют справляться с трудностями, сохраняя оптимизм, стремиться к саморазвитию, готовы к изменениям (в том числе и к переезду на новое место) и верят в свои силы.

Молодость и опыт

Официальный старт был дан проекту в июне, но подготовка к нему велась целый год. Толчком стал визит в Беларусь председателя правления Сбербанка России Германа Грефа. Сбербанк является главным донором программы «Учитель для России» и на деле демонстрирует социальную ответственность бизнеса. Было решено расширить проект и на территорию Беларуси, где находится дочерний БПС-Сбербанк. Тем более что уже были энтузиасты, которые давно искали возможность, чтобы воплотить эту идею.

К участию в проекте «Учитель для Беларуси» приглашались как нынешние выпускники педагогических специальностей, так и опытные учителя. Первым шагом было заполнение анкеты, затем кандидатов ожидало скайп-интервью, а на последнем этапе — собеседование в Минске, во время которого надо было также провести семиминутный урок. Ключевыми критериями для отбора стали коммуникативные навыки кандидатов, их готовность работать в команде и сознательная мотивация (участник должен был разделять ценности проекта). Всего поступило 60 заявок от желающих менять школу и себя. Для участия в летнем интенсиве были приглашены 12 педагогов. Среди них оказалась и опытная учительница белорусского языка и литературы с Оршанской средней школы № 20 Елена Панкратова. По ее словам, она прочитала статью о проекте в «Звязде» и успела вскочить в последний вагон. Ее заявка пришла после всех дедлайнов... ...

«Свежая образовательная атмосфера мне было просто жизненно необходима. Своих медиагениев — белорусский профильный класс — я выпустила и думала, что мне нечего больше дать детям, раздала все, чувствовала, что нужно «наполнится», — говорит учительница. — Молодых, творческих, умных, креативных учителей в нашей стране много. Но разбираться со своим креативом и творчеством, время от времени переживая ошибки, можно долго и трудно. И только опытный педагог, оглядываясь на начало своего профессионального пути, понимает, насколько важна на этом этапе профессионального роста помощь и поддержка старших коллег, способных направить желание молодежи работать по-новому в конструктивную сторону».

Самым ярким и запоминающимся стал лагерь с детьми на тему «Навыки XXI века».

Сигнал из космоса?

Летний интенсив был обязательным условием участия в проекте. В течение трех недель на загородной базе отдыха БПС-Сбербанка как вчерашние выпускники, так и учителя с солидным стажем обучались современным подходам в педагогике и преподавании, закаляли свои лидерские качества, получали знания в области проектного менеджмента и тайм-менеджмента. Каждый день был наполнен выездными мероприятиями и встречами с интересными спикерами.

— Занятия начинались утром и заканчивались лишь ближе к ночи. Но ведь надо было еще многое выполнить и успеть. Темп жизни у нас был просто бешеный, — констатирует участница проекта Елена Алехно.

Девушка хоть и имела педагогический опыт (работала педагогом-организатором в учреждениях образования в Солигорске и Бобруйске), высшее педагогическое образование получила только в этом году. Окончила заочно филфак БГУ. «Со мной что-то происходило, я понимала, что нужно в жизни что-то менять — очередной этап завершился. Подумала, а не поехать ли мне работать в школу? — говорит она.—И вот, готовясь к очередному экзамену, зашла на страницу в социальной сети к своему преподавателю и увидела там объявление о наборе в программу «Учитель для Беларуси». Подумала, что, наверное, это судьба, сигнал, который мне присылают, тем более что можно не только попробовать себя в новом качестве, а еще и чему-то научиться. Вот только информация о том, что отберут всего двенадцать участников осталась сначала без моего внимания. Испугалась я уже позже, когда отправила на проект анкету ... »

Увлекайся детьми!

Участницами «Учителя для Беларуси» стали и две Натальи ТЕТЕРЮК! Учительницы работают в школе в агрогородке Повитье в Кобринском районе.

— Мы замужем за родными братьями. Я преподаю в начальной школе, а родственница — белорусский язык и литературу, — объясняет Наталья. — Мой педстаж составляет 23 года, поэтому для меня самым сложным во время летнего интенсива было пересмотреть свои взгляды и подходы в профессии. Пришлось даже чуточку себя ломать. Когда анализировала свои действия через призму гуманной педагогики, для меня это было большое самопознание и саморазвитие. Я получила инструменты, которые смогу применять в дальнейшей работе. Вообще девиз гуманной педагогики — «Пришел в класс — увлекайся своими детьми» — станет теперь и моим девизом.

Две Натальи останутся работать в своей школе, которая подала заявку на участие в программе «Учитель для Беларуси», только будут иметь в течение двух лет постоянную методическую и финансовую поддержку. В общем присоединиться к проекту пожелалао около 20 школ, их география охватывает все регионы Беларуси, но принять одержимых учителей посчастливилось из них только пяти: Ляденскому детскому саду — средней школе, Негорельской средней школе № 1, Дзержинской гимназии № 1, Поплавскому детскому саду — средней школе (все они расположены на территории Минской области) и школе в агрогородке Повитье на Брестчине.

Каждому учителю — участнику программы — кроме зарплаты будет два года начисляться стипендия в размере 250 рублей. Их также обеспечат ноутбуками и компенсируют расходы на жилье при необходимости переезда.

Елена Алехно отправится в Негорелое, а еще одна участница Алла ГОЛУБКОВИЧ (девушка сама родом из Каменца) собирается переехать в Дзержинск. Она не имеет пока педагогического стажа, так как только в этом году закончила исторический факультет в Белорусском государственном педагогическом университете. О проекте узнала от преподавателей. Изначально планировала ехать по распределению в Логойск, но сейчас ее жизненные и профессиональные планы изменились. «Для меня во время летнего интенсива, наверное, самым сложным было разобраться во всех методах и методиках и выделить из большого количества наиболее важное, потому что все хочется опробовать. Но я понимаю, что нужно выстроить некую систему», — констатирует вчерашняя выпускница.

Людмила АДАМОВИЧ шесть лет назад закончила Витебский государственный университет имени Машерова, работала до последнего времени в агрогородке Будилово в Бешенковичском районе, преподавала в школе математику и информатику. Постоянно занималась волонтерской и краеведческой работой. Теперь она собирает чемоданы, чтобы отправиться в Ляды. Говорит, что муж ее поддержал, так как «люди едут работать даже в другие страны, а она всего лишь меняет Витебскую область на Минскую». «Каждый день летнего интенсива был для меня полезен и нужен, потому что я получала идеи и мотивацию», — говорит учительница. Вместе с ней в Ляденскую школу поедет Василий Гембицкий, учитель физической культуры (место его прежней работы — Пинск). Надо заметить, что в каждую школу направляются по два участника проекта, так как вместе с единомышленником будет проще осваиваться на новом месте.

Первый набор проекта «Учитель для Беларуси».

Наилучшие дни в жизни

Пожалуй, самым ответственным, самым сложным, но вместе с тем самым ярким и запоминающимся стал лагерь с детьми на тему «Навыки XXI века», который участники летнего интенсива должны были сами спланировать. Он развернулся на базе 20-й средней школы в Борисове. Дети ставили химические опыты, проектировали решение различных экологических проблем, убирали мусор в лесу, снимали видеоролики о проблемах, к которым может привести отсутствие здорового образа жизни, физической активности и правильного питания, совершали экскурсии, спасали планету высоких технологий от страшного вируса ...

Воспитанники — 45 детей, в том числе из многодетных и малообеспеченных семей — были разделены на три отряда. И с ними на первых порах не всегда было просто, но в последний день все плакали: и дети, и педагоги. Можно бесконечно пытаться подбирать слова, но все они все равно будут не те, потому что для каждого этот день стал особенным по-своему: со своими эмоциями и своими слезами. Эти семь дней изменили всех. «Лучшие в их жизни дни», как сказали сами дети. Они не хотели прощаться с педагогами и приглашали тех в свои школы.

Первый этап программы «Учитель для Беларуси» завершился. Итоги летнего интенсива подвели в торжественной обстановке в БПС-Сбербанке.

— Не буду скрывать, что для нас этот проект стал своеобразным вызовом. Я всегда считал, что в мире есть много профессий, которые появляются и исчезают, о них забывают, но педагог — та профессия, которая никогда не исчезнет, — рассуждает председатель Правления БПС-Сбербанка Игорь МЕРКУЛОВ. — Мы учились в школе в те времена, когда учитель был главным источником информации, тогда не было интернета и социальных сетей, был только учебник и педагог, и учителем, наверное, работалось проще, а сегодня даже шестиклассник может протестировать своего педагога, открыв в сети «Википедию». Поэтому роль учителей в современном мире меняется. Они должны стать людьми, которые мотивируют получать знания и учиться всю жизнь. Теперь за пять лет происходит больше перемен, чем раньше за столетие. К тому же появились специальности, которые отбивают желание работать в школе. «У айтишников такие большие зарплаты, поэтому нужно идти в IТ», — примерно так думают молодые люди. Программа «Учитель для Беларуси» — зона нашей социальной ответственности, так как именно от педагогов зависит будущее Беларуси. Мы будем этот проект тиражировать и масштабировать.

Самым яркім і запамінальным стаў летнік з дзецьмі на тэму "Навыкі ХХІ стагоддзя".

Ключевой элемент — команда

— Хочешь идти быстро — иди один, а хочешь идти далеко и долго — иди вместе. Каждый из нас в одиночку классный и интересный, но вместе мы можем сделать гораздо больше, —говорит Елена Мельченко, менеджер образовательных проектов, один из организаторов летнего интенсива.

— Проект на самом деле важен, и нам было интересно увидеть педагогов, которые будут пропагандировать идеи современной школы, — призналась начальник управления по образованию Борисовского райисполкома Марина САВЕНОК. — Хочу пожелать, чтобы в новых коллективах вы стали настоящими батарейками, чтобы зажигали своими идеями других, чтобы школа уже не смогла жить как раньше. И надеюсь, что у идеи будет много последователей и партнеров.

Между прочим, уже создан местный образовательный фонд «Новая школа». Его директором стала учительница русского языка и литературы из минской гимназии № 10 Татьяна КВЕТИНСКАЯ, а председателем Попечительского совета — заместитель председателя правления БПС-Сбербанка Лилия АСТАПОВИЧ. К проекту могут присоединиться любые компании-доноры, которые хотят внести вклад в развитие качественного образования в регионах.

Есть и первый официальный партнер проекта «Учитель для Беларуси» — онлайн-гипермаркет 21vek.by. Соучредитель и заместитель директора компании Павел МАТУСЕВИЧ говорит: «Я счастлив видеть столько заинтересованных глаз. Если охарактеризовать ваш проект понятиями из сферы бизнеса, то это стартап. А в любом стартапе ключевой элемент его команда. Я вижу сегодня глаза, которые горят. У стартаперов это больше половины успеха ... Единственное, к чему призываю не надо давать детям знания, самое важное это навык учиться. И к своей школе я отношусь именно как к месту, где я получил этот навык».

И напоследок несколько слов о том, что ждет проект впереди. За каждым из участников закрепят куратора опытного преподавателя, к которому всегда можно обратиться за помощью. Организаторы планируют, что каждую четверть учебного года все будут собираться и подводить вместе результаты работы в школах, обсуждать проблемы, которые наметились, получать новые знания и методическую поддержку. Первая такая встреча состоится уже во время осенних каникул.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото предоставлено организаторами проекта

Название в газете: Змяніць школу і... сябе

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.