Вы здесь

В какую сторону должна двигаться независимая оценка знаний?


А слышали ли вы, что на Едином государственном экзамене (ЕГЭ) в России собираются разрешить школьникам искать информацию в интернете? Правда, речь идет только о гуманитарных предметах. Единый государственный экзамен также планируется перевести в электронную форму, что позволит персонифицировать задания для учеников и сделает возможной автоматическую генерацию индивидуальных вариантов контрольных материалов для каждого участника экзамена ... При переходе на компьютерную форму абитуриенты смогут обращаться к различным мультимедийными источниками и справочными материалами, например, работать с геоинформационными системами в географии.

Цифровизация сделает возможным введение видеофрагментов в экзамен по естественно-научным дисциплинам, позволит создавать задания, где нужно распознать физические, химические или биологические процессы в реальной жизни. Кроме того, в едином государственном экзамене может появиться экспериментальная часть, будут постепенно появляться задания, в которых нужно провести эксперимент при помощи предлагаемой интерактивной модели, задания с компьютерным экспериментом. Рассматривается также возможность внесения в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ заданий на креативность.


ЦТ в нашей стране используется исключительно для отбора претендентов на студенческий билет.

С экзамена в тюрьму?

Надо заметить, что итоговые и вступительные экзамены в различных системах образования существенно различаются. В большинстве стран мира практикуется только письменная форма, но кое-где предусматриваются и устные ответы экзаменатором. Только письменные экзамены проводятся в Японии, ЮАР и Сингапуре. Отвечать устно можно в Германии, Канаде, Франции, Италии, странах Скандинавии и в Австрии. А, например, швейцарские школьники могут рассчитывать на устный экзамен в случае провала на письменном.

Во многих странах мира выпускники сдают экзамены только один раз: их результаты можно использовать и как итоговую аттестацию за школу, и при поступлении в вузы. Много где процедура сдачи экзамена полностью централизованная. Экзамены проводятся во всех регионах страны одновременно по единым экзаменационным материалам.

Очень серьезно относятся к общегосударственному экзамену — «гаакаа» — в Китае. Традиционно он проходит во всех китайских школах в одно время. Школьникам можно взять с собой только ручку, карандаш, ластик, линейку и циркуль. Даже питьевую воду в бутылках проносить не разрешается. В экзаменационных помещениях находятся детекторы, камеры и глушитель мобильных сигналов. За экзаменами не могут наблюдать учителя, которые учили этих детей — их заменяют посторонние люди. Экзамены занимают два дня. Утром первого 2,5 часа отводится на ответы на вопросы по литературе и китайскому языку, а после обеда — по иностранному языку и математике. Во второй день кажется еще один из обязательных предметов, а также один из предметов на выбор, который зависит от выбранных учеником вузов. Результаты рассчитывает компьютерная программа — это делается для исключения человеческого фактора. А за списывание на экзамене можно попасть в тюрьму ...

В Германии детей довольно рано распределяют по различным типам школ в зависимости от способностей. После начальной школы можно пойти в Hаuрtsсhulе (школу, в которой обучают слабых учеников), Rеаlsсhulе (это образование более высокого уровня, которое позволяет затем перейти в гимназию) или сразу в гимназию (поступить в университет можно только после окончания такого учебного заведения). Следует отметить, что только четверть немецких школьников учатся в гимназиях и затем становятся абитуриентами вузов.

Когда гимназисты завершают учебу, они сдают Аbіtur — финальный экзамен (от его названия происходит слово «абитуриент»). Для этого выбирают четыре-пять предметов из трех различных отраслей: языки и литература, социальные науки, математика и естественные науки или спорт. Как минимум один из экзаменов проходит в устной форме. Централизованно эти экзамены проводятся только в шести немецких землях с 16. Если все испытания пройдены успешно, выпускник получает аттестат, позволяющий поступить в университет. Обычно результатов Аbіtur достаточно для подачи заявления, однако некоторые вузы все же практикуют дополнительные экзамены.

Перед каждым централизованным тестированием белорусским абитуриентам напоминают, чего категорически нельзя делать во время экзамена ...

А напишите нам эссе ...

Во Франции для поступления в вузы необходимо завершить обучение в академическом лицее и получить диплом бакалавра. Выпускники сдают здесь так называемый bас (сокращение от слова «бакалавриат»). Школьники должны выбрать одно из трех направлений (научное, литературное или социально-экономическое) и сдавать определенный набор предметов. Почти на всех гуманитарных экзаменах есть эссе. А вот при сдаче математики и естественных наук потребуется решать задачи и отвечать на вопросы с вариантами ответа. Впрочем, и у них есть своя специфика: скажем, на экзамене по физике можно встретить задания, требующие размышлений, а не поисков единственно верного решения.

Интересно, что баллы, полученные на экзаменах, не решают судьбу выпускников, так как во французских университетах, за редким исключением, нет конкурса для граждан страны. Если абитуриент успешно окончил школу, он может просто записаться в выбранный вуз. Но наиболее престижные французские университеты и некоторые факультеты обычных вузов требуют сдачи дополнительных экзаменов Соnсоurs.

Для поступления в вузы Израиля ученики сдают психометрический экзамен, результаты которого считаются действительными еще семь лет! Принимать в нем участие можно сколько угодно раз, но между попытками его сдать должно пройти не менее полугода. Экзамен представляет собой тесты по трем направлениям: вербальное мышление, количественное мышление (оцениваются математические способности) и английский язык. На вопросы предлагаются четыре варианта ответов. Практика показала, что психометрические экзамен оправдал себя: в большинстве случаев абитуриенты, которые получили высокую оценку, достигают лучших успехов в учебе, чем те, кто получил низкую. Однако такой тип экзамена часто подвергается критике. Есть мнение, что он дискриминирует людей с определенным типом мышления, отличным от типа мышления составителей экзамена. Результаты экзамена передаются Институтом тестирования абитуриенту и во все вузы, в которые он обратился с заявлением о приеме.

В Японии для поступления в вузы выпускник должен пройти два тура испытаний. Первый — (Unіvеrsіtу Еntrаnсе Сеntеr Ехаmіnаtіоn, UЕСЕ) — централизованный, сдается почти за полгода до поступления в вуз. Эти экзамены обязательны при поступлении во все государственные вузы. Они представляют собой тестирование и проводятся по 12 предметам. Количество экзаменов определяется требованиями выбранных вузов. Второй тур экзаменов проводится университетами. Они более сложные чем национальные и разрабатываются специалистами вузов.

Одна из самых сложных систем отбора выпускников школ в колледжи и университеты — в США. Там нет единых программ обучения и национальных экзаменов. Единственным измерителем содержания образования выпускников старшей средней школы является количество изученных курсов, ориентированных на подготовку в университет. Самые известные и распространенные экзамены в США, которые могут учитываться при поступлении в вузы, —это тесты SАT (Sсhоlаstіс Асhіеvеmеnt Tеst) и АСT (Аmеrісаn Соllеgе Tеstіng).

В большинстве стран на экзаменах применяются различные формы проверки знаний: задания с выбором ответа, с кратким ответом (заполнением формы) и с развернутым ответом. В европейских странах преимущественно используются последние две формы. Только в США задания с выбором ответа составляют больше половины экзаменационной работы.

Очень серьезно относятся к общегосударственного экзамена — «гаакаа» — в Китае.

Подолжаем угадывать

У централизованного тестирования в Беларуси есть своя особенность — в нашей стране оно используется исключительно для отбора претендентов на студенческий билет. И до последнего времени ЦТ позиционировалось именно как абитуриентское, основные цели которого — оценить различия в уровне подготовки абитуриента, сравнить его индивидуальные результаты с результатами других участников и определить относительную позицию в группе тех, кто держит экзамен. Результаты таких экзаменов позволяли определить рейтинг каждого абитуриента в соответствии с уровнем его подготовки.

Но с 2019 года была введена новая методика подсчета баллов на ЦТ, при этом ничего в содержании тестов не изменилось. По-прежнему в них преобладают задания с вариантами ответов, а потому абитуриенты продолжают угадывать правильный. Однако если раньше нельзя было методом случайного выбора ответов набрать минимальный проходной балл, то в этом году это стало возможно, и минимальный порог оказался пустой формальностью. На Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ) обрушился мощный шквал критики. Причем о том, что абитуриенты и педагоги не понимают, откуда берутся высокие баллы при очень скромных знаниях, и почему для тех, кто претендует на максимум, любая ошибка стоит сейчас очень дорого, говорили после каждого раунда репетиционного тестирования. После ЦТ у всех остались те же вопросы.

— Сегодня многие пытаются противопоставить хорошо подготовленных и менее подготовленных абитуриентов, — объяснял журналистам директор РИКЗ Юрий Миксюк. — Но мы на самом деле справедливо оценили их знания: теперь 20 тестовых баллов соответствуют школьной «двойке», 30 — «тройке» и 40 —«четверке». А рейтинговая методика не позволяла сопоставить уровень знаний, продемонстрированных абитуриентам на ЦТ, с его школьными знаниями и оценками.

Нельзя сказать, что существует линейная зависимость и на «десятку» нужно знать вдвое больше, чем на «пятерку», хотя, конечно, нужно знать гораздо больше. Новая методика не отнимает баллы, она их насчитывает, и абитуриент, получивший более первичных баллов, обязательно получит и больший тестовый балл. Если прежняя методика ранжировала абитуриентов, а знания, которые демонстрировало большинство участников экзамена, обесценивались, баллы за них начислялись минимальные, то новая методика оценивает знания в абсолютной величине. Здесь действует другая логика: абитуриентам нужно решать не против всех, а показывать максимальную полноту знаний. За выполненные задания, даже если их одолеют все участники ЦТ, баллы не отнимаются. Никто не может получить менее первичного балла. Методика направлена ​​на то, чтобы оценить полноту знаний: чем больше заданий выполняет абитуриент, тем больше баллов он набирает.

Юрий Миксюк не опровергает, что проблема угадывания существует, но они сейчас работают над тем, чтобы свести ее к минимуму. Например, тестовые задания по некоторым предметам содержат не пять дистракторов, а четыре. При введении пятого дыстрактара вероятность угадывания резко уменьшится.

Интересно, что процент абитуриентов, набравших на ЦТ 70-75 баллов и более, остался в этом году на уровне прошлого года, а вот средние баллы участников ЦТ выросли на различных дисциплинах примерно на 20 пунктов. Преодолеть 50-балльную планку — теперь не проблема ...

В декабре этого года станут известны результаты РІSА-2018. Это одно из самых авторитетных исследований качества образования в мире, которое призвано дать ответ на вопрос: выполняет образование свою основную функцию — подготовки к самостоятельной жизни? Во время его проверяются не столько академические достижения учащихся, сколько их умение работать с информацией и реальные жизненные компетенции, способность учащихся устанавливать причинно-следственные связи, их умение сопоставлять факты и анализировать, быстро принимать решения. Белорусские школьники участвовали в международном исследовании впервые, в отличие от своих украинских или российских сверстников.

А тем временем главный куратор РІSА Андреас Шлейхер заявил, что внедрение в России Единого государственного экзамена оказало положительное влияние на систему образования, в частности, старшеклассники стали лучше справляться со сложными заданиями, которые идут после тестовой части ЕГЭ. При этом, по его мнению, тесты со множественным выбором вариантов ответов не очень уместны в современной системе образования. Оптимальным вариантом Шлейхер считает задания, в которых учащимся нужно давать экзаменатором более сложные и развернутые ответы. А белорусам остается только дождаться результатов РІSА, чтобы понять, насколько наши 15-летние подростки конкурентоспособны, как и наша система образования?

Справка

Тесты РІSА содержащие три основных блока: задания на читательскую грамотность (понимание текстов), математическую и естественно-научную. В них много текстов, которые нужно внимательно прочитать (а для современных школьников, которые не любят большие тексты, это, пожалуй, самое сложное) и ответить на многие вопросы. Они идут группами, с привязкой к конкретному тексту.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Название в газете: Ці можа ЦТ стаць «градуснікам» для школы?

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.