Вы здесь

Причины секрета самого длительного в белорусском образовании проекта


Лето, июль, начало долгожданного учительского отдыха. Его ждешь весь год, готовишься, выбираешь маршруты для путешествий. Но для многих белорусских учителей один маршрут остается неизменным уже много лет: Гродненская область, Островецкий район, берег реки Страча около деревни Ольховка. Именно здесь каждый год собираются педагоги в свой методический лагерь, чтобы провести незабываемую неделю творчества и открытий.


Идея его проведения принадлежит Анатолию Батюлеву и Николаю Запрудскому. Она родилась во время десанта наших известных учителей физики в Гродно много лет назад, а в этом году уже состоялся юбилейный тридцатый лагерь. Проект, который существует столько лет, достоин внимания и заслуживает особого уважения. Почему? Попробую ответить. Назову семь причин, почему учителя едут в Ольховку.

Причина первая. Каким бы ни был ваш опыт педагогической деятельности, здесь всегда есть чему поучиться. Тема лагеря каждый раз новая и востребованная временем. Например, в этом году в центре внимания оказалось проектное обучение. Чтобы попасть в лагерь, нужно отправить личную заявку и пройти определенный конкурс, но для новичков отказов почти не бывает.

Причина вторая. Здесь не бывает скучно и неинтересно. Занятия проводятся либо в школе, либо под пение птиц в «зеленом классе» на свежем воздухе. Интерактивные лекции чередуются с практическими занятиями, представление собственного опыта — с групповой разработкой проектов. Во время тридцатого лагеря каждый участник разработал с коллегами и представил два проекта. Были даже презентации в виде урока для взрослых, а это высший пилотаж в работе со взрослой педагогической аудиторией.

Причина третья — лидер. Неизменным организатором проекта остается профессор кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования, кандидат педагогических наук Николай Иванович Запрудский. Именно его авторские курсы составляют учебную основу лагеря в последние два десятилетия. Во время тридцатого лагеря Ольховская общественность присвоила ему звание народного дидакта — педагога, умеющего зажигать глаза учителей новыми идеями, создавать интересные общие дела, открывать новые горизонты в педагогике. Как настоящий лидер, он ведет за собой, вдохновляет и поддерживает.

Причина четвертая — отношения во время лагеря. Здесь собираются учителя, объединенные общей целью, со свежим креативным мышлением, готовые учиться и делиться своими профессиональными находками. В Ольховке находишь новых друзей и с радостью встречаешься со старыми. Тепло человеческих сердец, настоящая дружба и высокий профессионализм создают особое настроение и энергетику этого места. Здесь нет случайных людей — сюда приезжают осмысленно ...

Причина пятая — активная «внеклассная» жизнь. Не учебой единой жив учитель. Каждый день в лагере проходят мероприятия, которые готовят сами участники. Многие из них за 30 лет стали традицией. Например, волшебное Купалье с песнями, хороводами, прыжками через костер и, конечно же, поисками цветка папоротника. Торжественная «Академия», в ходе которой тех, кто работал в лагере десять лет, принимают в Академию ольховских наук, а также поздравляют юбиляров лагеря, которые приехали сюда пятый, пятнадцатый, двадцатый и двадцать пятый раза. Ночное ориентирование, когда команды учителей ночью ищут пикеты в лесу и выполняют шуточные задания пикетчиков.

Каждый раз поражает своим креативом концерт рервогодок (так называют тех педагогов, которые приехали в лагерь впервые). Нельзя не упомянуть и о интеллектуально-спортивной полосе препятствий, где нужно думать, бежать, стрелять, решать, плавать и ... получать от этого удовольствие. Ну и, конечно, об обязательной походной бане с купанием в озере Страча с березовыми и дубовыми вениками.

Причина шестая — язык, родной белорусский язык. Занятия Николай Запрудский проводит только на нем. Белорусский язык можно слышать во время внеклассных мероприятий, в общении между участниками, в песнях под гитару около вечернего костра. Это не значит, что нельзя говорить по-русски. Каждый разговаривает на том языке, на котором ему удобнее, но факт остается фактом — во время лагеря белорусский звучит чаще! И это очень приятно ...

Причина седьмая — природа. Сказочную красоту поляны, окруженной соснами, на берегу озера словами передать невозможно. Здесь есть семья лебедей, которые каждый год приплывают, чтобы поздороваться с педагогами и угоститься. Черные руки и губы от вкусных ягод, грибной запах от костра, где булькает ужин. Именно среди такой красоты раскинулся палаточный городок, где есть даже свои улицы: Речная, Французский бульвар, Шанхай. Почему Французский бульвар в белорусском лесу? Потому что его «жители» когда-то приезжали в лагерь преимущественно на французских марках автомашин.

Я упомянула лишь семь причин феномена методического лагеря для учителей, хотя на самом деле их намного больше. Просто у каждого они будут свои: у того, кто приехал впервые, и у того, кто заполняет свой автомобиль палатками, книгами, подарками для друзей, удочками уже в двадцатый раз. Когда ты приезжаешь на поляну, к тебе со всех сторон бегут с объятиями и приветствиями старые и новые друзья. И ты знаешь, что впереди тебя ждет необычная неделя. Из усилий, стараний и труда каждого участника будет состоять волшебная атмосфера, которая даст вдохновение и заряд творчества учителям на будущий учебный год. Поэтому не сомневайтесь и приезжайте на тридцать первую Ольховку. Обещаю вам — не пожалеете!

Элла ЯКУБОВСКАЯ, учитель физики гимназии № 1 г. Жодино, почетный член Академии ольховских наук.

Фото Светланы ЗДОРАНКОВОЙ

Название в газете: Адкуль настаўнікі чэрпаюць натхненне?

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.