Вы здесь

Майкл Моргулис: Я — гражданин Мира


Писатель, журналист, политолог, христианский проповедник, основатель международного фонда «Духовная дипломатия», почётный консул Беларуси в штате Флорида (США) дал интервью газете «Звязда».


— Майкл, у вас столько дел по всему миру: дипломатия, бизнес, журналистика... Но вы еще пишете книги. «Возвращение на Красную планету» (Return to the Red Planet) в 1991 году вошла в список бестселлеров в США. Давайте поговорим о Моргулисе-писателе. Как все начиналось?

— В 14 лет я написал свой первый рассказ. Его опубликовала одна украинская газета. Помню, все удивлялись – от родственников до знакомых и учителей. Большой толчок дали великие. Хемингуэй, Стейнбек, Эрих Мария Ремарк… И, конечно, Иван Бунин. Я считаю его лучшим стилистом в русском писательском мире, получившим Нобелевскую премию еще в 1938 году, живя в эмиграции в Париже. А потом уже пошли личные контакты, дружба со многими выдающимися мастерами пера. Такими, как Виктор Некрасов, Наум Коржавин, Василий Аксёнов, Евгений Евтушенко. Вот так я начинался из других. Мы начинаемся всегда из других, сами этого не осознавая…

— Прочитав вашу новую книгу воспоминаний «Один на один с жизнью», я находилась под впечатлением: здесь, под этой «обложкой – иконой» находятся невероятные люди! Неважно: то ли это родственники, просто соседи, знакомые; то ли это известные люди от политики, искусства. Случайно и не случайно встреченные... Как вам удалось их постичь, оценить и изобразить так ярко и точно?

— Хочу отметить, что ассоциация с «обложкой – иконой» у вас возникла не случайно. На ней фотография в момент моей молитвы в Чернобыле, где я участвовал в оказании помощи детям, пострадавшим от последствий аварии. Относительно самой книги — это своеобразная мозаика воспоминаний о людях, с которыми мне посчастливилось общаться на протяжении нескольких десятилетий. Самых разных – от президентов и политиков, творческих интеллигентов до простых обывателей. Бывают мало известные люди, а достойные того, чтобы их запомнили, описали. Но особенно мне импонируют известные, но скромные люди, например, прекрасная женщина Ирэна Кильчицкая. Живет в Киеве, одна воспитывает четверых детей. Так сошлись звезды, что она стала богатой. Начала помогать украинским матерям–одиночкам. Сделала много хорошего людям.

С Евгением Евтушенко.

К сожалению, Евгений Евтушенко, о котором написал, так и не дождался выхода этой книги, умер. Есть глава о замечательном ресторанном певце Михаиле Гулько. Михаила Горбачева я по-русски в первый раз вспомнил в этой книге. Как я публично молился с ним в Кремле, а затем была моя молитва в самом КГБ.

С Матерью Терезой я говорил всего минуту. Она сказала: «Ты Божий человек, но, если ты будешь падать, никогда не жди, что б тебе подали руку, поднимайся сам». Мне показалось, что это нужно было записать. Потом еще стали восстанавливаться какие-то встречи.

Кстати, есть и о президенте Александре Лукашенко. Он стал мне симпатичен с первой встречи, так и осталось, на всю жизнь. Я почти 20 лет с ним знаком. В книгу вошло интервью о Беларуси и о нём. Александр Лукашенко рассказал, например, историю из жизни, когда, будучи районным депутатом, помог верующим построить дом молитвы, завез им стройматериалы. После этого райком партии объявил ему выговор. Александр Григорьевич сказал: «Мне кажется, что если есть на земле хоть самая маленькая церковь, значит она кому-то нужна и никто не вправе ее закрыть»

С Александром Лукашенко.

Рукопись из воспоминаний «Один на один с жизнью» на данный период времени я еще дополняю. Мне бы хотелось издавать книгу в Беларуси, чтобы с ней ознакомились и граждане вашей страны.

— С появлением интернета многие считают, что бумажные книги свое отжили. Как вы думаете, победят ли электронные книги? Быть или не быть бумажной литературе?

 — Книга была и остается особенным инструментом познания человеческой души и разума. Мне кажется, что интернет, как новое универсальное средство, заполнил все пространство собой, завоевал новое поколение. Да что говорить, люди пишут уже по-другому, тоже как бы спеша, кратко, опуская не только знаки препинания, но и мысли. В интернете все делается на скорость, поэтому там остается только время для информационного понимания события. Что касается эмоционального состояния души, романтических нюансов, через экран компьютера они пропадают, стираются в сознании, становятся как бы безликими. В связи с этим происходит деградация литературы...

Но я верю: пусть не будет сотни миллионов читателей, но останутся миллионы тех, для которых чтение книг — не просто поглощение информации, а душевные переживания, тех, кому нравится и волнует сам процесс чтения…  Запах книжных страниц, возможность вернуться на ту страничку, где произведение особо понравилось, впечатлило и спокойно перечитать. Каждая прочитанная книга запоминается обложкой, шрифтом, даже текстурой страниц, некой особой индивидуальностью. Поэтому все они для нас разные, и все вместе создают какой-то особенный, неповторимый мир. Печатная книга — это то, с чего человечество начинало свое цивилизационное развитие. На мой взгляд, традиционная книга останется жить, она займет свое достойное место наряду с любыми усовершенствованными электронными машинами.

– Вы основали крупное издательство в США. Какие книги там издавались?

С митрополитом Филаретом

С патриархом Алексием ІІ.

– В 1982 году в Чикаго я открыл славянско-евангельское издательство «Slavic Gospel Press». Это первое в мире издательство, которое выпускало переводы американских, британских, немецких философов и писателей с английского на русский. У нас были изданы труды 118 авторов. Среди них, такие известные, как Джеймс Добсон, или Гилберт Кит Честертон, известный по книге «Человек, который был четвергом». Мы издали его произведение «Вечный человек». Клайв Стейплз Льюис, профессор Оксфордского университета, писал великолепные книги, в том числе детские («Хроники Нарнии»). Мы издали все его рукописи книг. Суммарный тираж составил 15 миллионов экземпляров. Мы печатали, а потом привозили и бесплатно раздавали в Советском Союзе книги прекрасных писателей, литературу высокого уровня, для многих это было глотком свежего воздуха.

— Майкл, как журналист вы встречались со многими деятелями политики и культуры. Кто показался вам наиболее ярким и запоминающимся?

— Рональд Рейган. Он мой самый любимый политик. Он не был особым мудрецом, но был очень обаятелен и прозорлив, любил юмор. Когда было покушение и в него выстрелили, он упал на землю, над ним склонились все члены правительства. И он произнес: «Почему вы все здесь, а кто остался в лавке?» Он имел ввиду Белый дом… Все тогда вспомнили и поняли этот старый анекдот.

После него, как ни странно, я называю Александра Григорьевича Лукашенко. Почему? Не потому, что он ангел — их нет на земле, — а потому, что он работает и служит народу Беларуси в невероятно трудных условиях. Считаю его яркой личностью. Он не только профессиональный историк, он профессионал и в политической сфере. Хорошо понимает ситуацию в мире. Учится у Бисмарка, у выдающихся общественных деятелей Запада…

Ну и, конечно, Михаил Горбачев! Хотя мне больше нравилась его жена — Раиса Максимовна. Моя первая христианская телепрограмма «Возвращение к Богу» вышла еще во времена СССР. Шла по полчаса каждую неделю. Раиса Максимовна говорила: вот вы такой талантливый, но, если бы говорили меньше о Боге, было бы лучше. А я отвечал, что Бог — это единственное место, которое остается чистым в нашей грязной жизни. Она настаивала на своем — не Бог, а красота должна спасти мир!

С Михаилом Горбачевым.

А я говорил, что Бог — это и есть красота. Потому что написано в Библии: Бог есть любовь… Раиса Максимовна была волевой, решительной и утверждала: «Все равно я с вами никогда не смогу согласиться». Но когда она умирала от лейкемии, то часто повторяла слова: «Господи… Господи… Слава тебе…» Так рассказывали ее близкие. За 10 дней до ее смерти по просьбе близких ей людей я молился за нее и верил, что по Божьей милости она будет в том месте, где душам хорошо.

— Кого из современных белорусских писателей вы бы выделили?

— Есть очень талантливый писатель — Александр Михайлович Волкович, член Союза писателей Беларуси, лауреат международных литературных премий. Живет в Бресте и издает уникальный краеведческий альманах «Астрамечаўскі рукапіс». У него есть книга «Береза белая, береза черная» и много других. Творчески он похож на моего друга, который, к сожалению, уже ушел в вечность — Виктора Платоновича Некрасова, писателя из Киева, автора великой книги «В окопах Сталинграда», за которую был удостоен Сталинской премии. Это была повесть, рассказывающая о героической обороне Сталинграда без прикрас

— Не могу не спросить о движении «Духовная дипломатия». Как появилась сама идея?

— Идея создания «Духовной дипломатии» родилась в 1991 году, когда в СССР впервые приехала большая представительная делегация христианских лидеров Америки, в их составе был и я. Апофеозом стала встреча с Михаилом Горбачевым. Именно в Кремле я понял, что пришло новое время. Можно сказать, с благословления Михаила Сергеевича и начался этот фонд. Основная концепция «Духовной дипломатии» — это стремление преодолевать конфликты внутри и между странами с помощью духовных ценностей конфликтующих сторон. Например, между мусульманами и христианами произошел конфликт. Значит, надо взять «Библию» и «Коран», найти идентичные вещи и оперировать ими во время переговоров с этими сторонами. Духовная дипломатия всегда напоминает нам о схожих ценностях народов. Она призывает к миру, любви, спокойствию, терпению… Еще тогда, много лет назад Михаил Горбачев говорил, что ему очень нравится эта новая концепция, но она утопическая для нашего циничного времени.

— Могли бы вы привести конкретные примеры применения «Духовной дипломатии»?

— За все это время мы побывали в десятках стран, участвовали во многих переговорах. И всегда находили мирные решения с помощью духовной дипломатии.  Например, Вьетнам — коммунистическая страна, где запрещены были церкви. Только для иностранцев — одна или две. Наш фонд добился регистрации в стране сорока церквей. Мы объяснили, что Америка не даст им кредита. США — страна с христианскими ценностями, а во Вьетнаме нет религиозной свободы.

Очередная победа «Духовной дипломатии» связана с моим недавним посещением Украины. Мы вели переговоры по обмену пленными между Киевом и Донецком и добились успехов. Кроме того, вывезли 67 автобусов с детьми, которые в Донецке и в Луганске жили в невероятно жутких условиях: подвалах, бараках. Расселяли вмести с родителями в Киеве. Нам помог мэр, выделил специальный дом для этих людей. Привезли в госпиталь с моим другом Тимофеем Нагорным мальчика Колю Новаковского, которому снарядом оторвало две ноги и руку и повредило глаз. Ему дали возможность учиться, даже научили плавать. Привлекли к этому вопросу известных спортсменов, которые помогли сделать для Коли протезы. Глубоко в душе я очень надеюсь, что новый президент Украины Владимир Зеленский и Владимир Путин как-то все же договорятся. Мы тоже стараемся, прикладываем усилия.

Майкл, вы в Беларуси, частый гость. Скажите, что вас привлекает в нашей стране?

— Есть вещи, которые неосознанно любишь, уважаешь, симпатизируешь. Для меня это Беларусь. Белоруский народ замечательный, с особой смиренностью в характере. Как вы сами говорите о себе — «памяркоўныя людзі», терпеливые, вдумчивые. Мне нравятся белорусы за спокойствие, какую – то особую рассудительность и желание к примирению. Поэтому наверно меня и назначили Почетным консулом Республики Беларуси в штате Флорида (США). Мы стараемся найти новые пути для сближения наших стран: США и Беларуси. Думаю, все развивается хорошо, но, надо стараться, чтобы этот процесс сближения стран протекал более динамично.

В настоящее время обсуждается возможность приезда в Беларусь команды ветеранов знаменитой американской баскетбольной лиги NBA. С ней играла в Минске и в Гомеле сборная команда Беларуси.

В США выходит англоязычный журнал «US – Belarus Observer». Мы рассказываем о Беларуси, о людях страны. Для того, чтобы больше знали в Америке о маленьком, но прекрасном государстве в центре Европы. Это очень разносторонний и достойный журнал о политике, культуре, спорте, литературе…

С Вячеславом Полуниным

— Майкл, вы создаете впечатление человека, который живет как проблемами каждого в отдельности человека, так и целых народов, и стран. При этом вас можно назвать патриотом и Америки, и Украины, и Беларуси, и России… Сразу напрашивается образ гражданина Мира…

– Да, можно и так меня назвать: гражданин Мира… Но я вовсе не поклонник космополитов, которых некоторые смешивают с такими глобалистами, как я…

В заключение чтобы вы пожелали белорусам?

— Преодолевать все трудности и достойно выходить из сложных ситуаций. С Божьей помощью, конечно.

И еще у меня есть пожелание газете «Звязда»: светить так, чтобы этот свет освещал людям дорогу в информационном пространстве. Газета должна быть дополнением к жизни человека. Значит, в первую очередь она обязана обозревать, показывать и удивлять читателя новыми открытиями и находками, которых всегда в жизни любой страны немало. И быть путеводной звездой!

– Спасибо, Майкл, за интересную беседу.

Беседовала Юлия Савицкая

Фото из архива Майкла Моргулиса


Статья Майкла Моргулиса «Белорусский градуализм», которая была напечатана в журнале «US-Belarus Observer»

Тема, поднятая в статье, до недавних пор,  не особенно обсуждаемая американскими политиками по отношению не только к Беларуси, а и  к другим странам мира. Понятие  «градуализм» стало выглядеть более актуально во время событий в соседней с Беларусью страной, где погибли тысячи людей. Градуализм можно назвать и иначе: бескровные реформы сверху. Беларусь – страна, испытавшая страшные военные катастрофы, потерявшая в войне каждого 3-го гражданина не может  себе позволить новых кровавых событий на своей многострадальной земле. Поэтому «цветные революции», «майданы»  и прочие экстремистские действия, разрушающие мир на земле, не  подходят белорусскому народу, знающему, что за все такие события платится человеческой кровью, детскими жизнями. 

Учитывая эти аргументы, статья актуальна для всех народов мира.

«Когда-то Президент Беларуси сказал в интервью : Может быть наш путь не самый лучший. Но это наш путь! Как пел великий американец Фрэнк Синатра : Yes, it was my way.

Если  внимательно посмотреть  на путь Беларуси за 25 лет её независимости,  мы увидим, что здесь удалось сохранить то лучшее что было при социализме, и  добавлено необходимое, что существует  в капитализме.

В Беларуси получился такой уникальный достойный  гибрид: социализма и капитализма.

Государство сохраняет главенствующую роль, ему принадлежат многие крупные компании, а вместе с тем,  существуют много частных компаний и фирм, в том числе и иностранных. В  столице, в минском «Макдональсе» вы услышите английскую речь бизнесменов из США, Англии, Австралии, но  также слышна немецкая, французская, итальянская и испанская речь. Также в Минске вы услышите арабскую речь и   древний язык евреев – иврит.  Конечно, нет рая на земле, нет его ни в одной стране мира, но  некоторые иностранцы называют эту страну «Швейцарией Восточной Европы».  Почему?  Да потому что  в этой стране ощущаешь мир, спокойствие. Видя  все  военные катаклизмы происходящие  на земле, глядя на военный конфликт  в соседней Украине, по особому ценишь мир и  спокойствие в Беларуси.

Реформы в Беларуси происходят, но не в результате силовых актов или кровавых «революций». Здесь действует спокойный градуализм.

В политике: это принцип действий по достижению поставленной цели путём плавных, а не радикальных действий. Мир знает, что Беларусь стала инициатором «Минских соглашений»  по регулированию военного конфликта России и Украины.  Особая роль Беларуси состоит в том, что она сохраняет нейтралитет во всех международных ситуациях. Но и проявляет необходимую твёрдость защищая суверенитет  стран. Например, Беларусь не признала  законным ввод российских военных сил в Украину.   Правительство предоставило  воздушное пространство  для пролёта американских самолётов в районы Афганистана. Беларусь  участвует во многих международных проектах, способствующих развитию  экологии, здоровью и свободе человека. Государство предоставляет своим гражданам  возможность  свободно покидать Беларусь на любые сроки.

В области экономики, кредо градуализма  состоит в следующем: это концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ, отводит государству главную роль в формировании рынка и противостоит концепции шоковой терапии. Поэтому, как говорилось выше, наряду с большими государственными корпорациями  здесь действует большое количество частных  компаний.

Беларусь особо открыта для совместных  бизнес действий  с иностранными компаниями на территории  страны. Здесь действуют льготные законы, по которым иностранные компании  5 первых лет не платят налоги государству.

 Медицина в Беларуси отличается высоким уровнем и профессионализмом, а цены в этой области  по сравнению с европейскими и американскими намного  ниже.  В стране существуют государственные клиники и   больницы, но и огромное количество частных медицинских учреждений.

Образовательная система развивается, и помимо госуниверситетов с высоким уровнем  преподавания, существуют много частных колледжей и школ   западного образца.

Социальная помощь в Беларуси особо впечатляет. Бесплатная медицина не только  для детей и пенсионеров,  но и также для всех граждан страны.

В области экономики и  предпринимательства  происходят реформы, но они идут плавно, с учётом  государственных интересов.

По моим наблюдениям, да и не только моим, беларусы страшатся  неожиданных перемен.  Они помнят свою историческую судьбу, когда  в конфликтах между большими странами Беларусь становилась ареной сражений между ними. Поэтому народ  боится войн и очень ценит мир в Беларуси. памяти у пожилых людей  ещё живёт страшное время Второй мировой войны, когда  немецкие нацисты и их пособники убили каждого третьего   гражданина Беларуси. Таких жертв не знает ни одна страна мира. Важно, что не только свидетели этой войны  помнят об этом, но и молодёжь знает об этих жертвах,  и я думаю, что уже на генетическом уровне  в людях живёт эта тяжёлая память и желание избегать новых потрясений.

Как-то я говорил с молодым историком Егором, который сказал: «Мы очень ценим мир и тишину на нашей земле. Мы не агрессивны  мы не хотим баррикад. Мы верим, что наша земля мирно осуществит желания народа, у нас люди добрые и мирные. Нам только нужны друзья из других стран, и вместе мы сможем сделать нашу страну ещё лучше и счастливей. Мы знаем, что народ Авраама Линкольна, Теннеси Уильямса, Уильяма Фолкнера, Дюка Эллингтон – американский народ – поймёт нас и будет вместе с нами».

От себя добавлю: кто интересуется Беларусью и полюбил этот мирный народ, тот найдёт в современной Беларуси много плюсов, которые делают эту страну удобной для совместных экономических, социальных, культурных  проектов».

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.

Молодежь

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Победитель «Фактар.by» — о детстве, музыке и популярности на шоу.