Вы здесь

Как юные геологи достигают высоких результатов


«Заниматься геологией меня вдохновила наша руководительница. Она смогла показать, насколько это наука может быть интересной», — рассказала о своем выборе Марина Кузьмар, ученица минской средней школы № 53. Ее слова поддержали все друзья по команде «Юные геологи Беларуси», которая принесла нашей стране второе место в общем зачете на II Международной полевой олимпиаде юных геологов в Новосибирске.


Ужо другі раз беларуская каманда ўваходзіць у тройку лідараў Міжнароднай палявой алімпіяды юных геолагаў.

«Началось с авантюры»

На соревновательный путь это команда встала только два года назад, но в копилке ее участников уже несколько медалей и дипломов. А началось все, как говорят ребята, с авантюры, когда в 2017 году они согласились принять участие в 11-й Всероссийской открытой полевой олимпиаде юных геологов, в ходе которой оргкомитет принял решение о проведении в ее рамках первой Международной олимпиады.

— В России детско-юношеское геологическое движение развито очень хорошо. Там много тематических школ и клубов, и дети занимаются с очень раннего возраста. Неудивительно, что все они подготовлены на очень высоком уровне. В Беларуси, к сожалению, это не так распространено, поэтому и опыта в таких соревнованиях у нас меньше, рассказала учитель географии и руководитель команды Жанна Гвоздь. — Когда нас впервые пригласили на олимпиаду с такими серьезными соперниками, мы действительно не знали, чего ожидать. Решили, что поедем на разведку. Конечно, мы тренировались, но так, как сами это понимали. И первый блин не получился комом результатом нашего участия стали бронзовые медали.

Международная олимпиада проходит раз в два года и состоит из 11 геологических соревнований, четырех геологических конкурсов, а в этом году еще добавили научно-практическую конференцию. Поставив в 2017 году довольно высокую планку, команда в этом году уже не могла вернуться с пустыми руками. По их словам, рассчитывали хотя на такой же результат, как в прошлый раз. Поэтому заслуженное «серебро» порадовала всех.

— Олимпиада очень сложная. В некоторых направлениях, например «Минералогия», нам трудно набраться практического опыта, так как из-за геологического строения нашей страны мы не можем увидеть все горные породы и минералы в природе. Музейные экземпляры являются эталонными, а на олимпиаде используют полевые узоры. Поэтому сейчас будем искать частные коллекции, — рассказала Жанна Евгеньевна.

Для высокого результата тоже очень важно не потерять уже приобретенный запал между олимпиадами. Для этого команда юных геологов в 2018 году участвовала в открытой полевой олимпиаде в Татарстане, а в июле 2019-го — в первом белорусском республиканском слете юных геологов, где заняла первое место. В советские времена такие слеты проводились часто, и, по словам учительницы, очень хорошо, что они возвращаются, так как помогают набираться опыта и новых знаний.

— Мы стараемся сделать все возможное, чтобы привлечь школьников к такой интересной и важной науке, как геология. Так, в 2017 году совместно с деканом факультета географии и геоинфоматики БГУ разработали проект сотрудничества школы и вуза для развития детско-юношеского геологического движения в Беларуси. Проект был удостоен гранта Мингорисполкома. В рамках реализации этого проекта в 2018 году состоялась первая интернет-олимпиада по геологии. Кстати, сотрудники факультета географии и геоинфоматика БГУ и сейчас нам очень помогают. Можно сказать, что мы сотрудничаем и дружим. Также большую научную поддержку во время подготовки к олимпиаде нам оказали сотрудники республиканского унитарного предприятия «Научно-производственный центр по геологии» и ОАО «Беларуськалий», а материальную — группа компаний «СОХРА» и ОАО «Рузекспедиция», — отметила Жанна Гвоздь.

Один — за всех, и все — за одного

По словам учительницы, будущий геолог обязательно должен быть настойчив, интеллектуально развит, амбициозен, серьезен и в тот же момент с романтикой в душе. А еще ему необходимо уметь работать в команде.

— Эти дети настолько живые, что найдут общий язык с кем угодно, но им и вместе никогда не бывает скучно. Такая сплоченность очень важно для командной игры, подчеркнула Жанна Евгеньевна. — В любой детской команде обязательно есть еще и родители, которые поддерживают своих детей, так как если все не будут на одной волне, то ничего не получится. Взаимосвязь «дети родители  педагоги» работает у нас очень хорошо. Если мы, например, ездили на Птичь, чтобы поупражняться в гидрологии, радиометрии, шлиховом опробовании и геологическом маршруте, дети почти целый день работали, а родители в это время рядом жарили шашлыки для всех участников большой команды.

Все участники команды, как один, говорят, что заниматься геологией их вдохновила руководитель. Она «пролила свет на эту прекрасную науку». Такой же пример когда-то был и у самой Жанны Евгеньевны.

Я закончила педагогический университет по специальности «учитель географии», но в университете любимым предметам была геология. Ее у нас преподавал очень известный в Беларуси геолог Борис Николаевич Гурский. К нему было стыдно прийти неподготовленным даже тем, кто: не очень любил напрягаться, рассказала учительница. Но после учебы я редко сталкивалась с геологией, так как в школьном курсе ее почти нет, пока мы не решили поучаствовать в этой авантюре. И я не жалею. Думаю, никто из юных геологов также не жалеет. Я слышала, что одноклассники сочувствуют детям из команды, потому что летом, во время каникул, им пришлось ехать на Олимпиаду. Не понимают, зачем работать на каникулах, когда можно отдыхать. Конечно, это сложная и ответственноая работа представлять свою страну на мероприятии такого уровнь, но и конечно важен опыт!

Сами же юные геологи пока решают, свяжут свою жизнь с геологией. Но такие целеустремленные юноши и девушки точно добьются успехов в любой профессии.

Екатерина КИРЕЕВА

Фото из архива героев

Название в газете: «Робім усё, каб прыцягнуць дзяцей да геалогіі»

Выбор редакции

Общество

Где находят поддержку родители особенных детей?

Где находят поддержку родители особенных детей?

Стояли в коридоре и вспоминали первые шаги в воспитании своих особенных деток.

Спорт

«Люди думают, что всемогущие, и — разбиваются»

«Люди думают, что всемогущие, и — разбиваются»

Так ли опасен парашютный спорт, как кажется на первый взгляд?

Калейдоскоп

Весёлые истории читателей

Весёлые истории читателей

«А женщина так и не пришла ...», Заяц на четверых, Особенности национальной охоты.