Вы здесь

Как совершенствуют подготовку авиаспециалистов в нашей стране?


Как идет процесс цифровизации данных при перевозках грузов? Почему белорусским транспортникам важен проект сопряжения Евразийского пространства и пояса Шелкового пути? Как совершенствуют подготовку авиаспециалистов в нашей стране? Ответы на эти и другие вопросы «Союзу-Евразия» дал первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей ЛЯХНОВИЧ.


— Задачи скоординированной транспортной политики ЕАЭС — создание общего рынка транспортных услуг, развитие евразийских транспортных коридоров. Какие возможности это открывает для транспортной сферы Беларуси?

— Транспорт и логистика — одни из важнейших направлений развития для стран —участниц ЕАЭС. Установление выгодных транспортных тарифов в государствах-членах позволяет Беларуси максимально использовать свои транзитные и транспортные возможности. Это способствует достижению роста экономического потенциала страны, развитию предпринимательского сектора, углублению взаимовыгодного партнерства с другими государствами. Общее пространство привлекает дополнительные инвестиции в инфраструктуру транспорта и обеспечивает создание рабочих мест.

Сегодня в сфере автомобильного транспорта международные грузовые перевозки по территории ЕАЭС уже осуществляются по безразрешительной системе. Это касается двусторонних, транзитных перевозок и перевозок между странами внутри союза. Для нашей страны это существенно упростило процесс перемещения грузов и повысило скорость их доставки.

Система поверки грузов с внутренних границ перенесена на внешнюю границу союза. Это положительно влияет на экономическую интеграцию и дает большие возможности для людей и бизнеса. В частности, контроль на внешней границе, где внедрены единые требования к его проведению, значительно упростил деятельность перевозчиков.

Кроме того, президенты стран союза утвердили Программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками каботажных автомобильных перевозок грузов на период с 2016 по 2025 годы. Она направлена на сокращение расходов потребителей на транспортные услуги, снижение доли и протяженности порожних пробегов. Программа создает конкурентные условия на рынке автотранспортных услуг ЕАЭС. В результате, в ближайшем будущем ожидается снижение стоимости продукции для конечного потребителя.

В сфере железнодорожного транспорта установлены унифицированные внутригосударственные тарифы на перевозку грузов, что позволило снизить транспортную составляющую в конечной цене товара.

Говоря о возможностях для нашей страны, стоит отметить также сближение транспортных систем стран ЕАЭС путем объединения активов, задействованных в железнодорожных перевозках крупнотоннажных контейнеров — Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), — единого оператора организации железнодорожных перевозок контейнеров стран союза.

Также планируется в ходе «строительства» единого внутреннего рынка авиационных услуг устранить все коммерческие препоны для авиакомпаний, совершающих перелеты в пределах ЕАЭС, — ограничения на маршруты, число полетов и регулирование платы за пролет. Если это произойдет, все авиакомпании союза смогут иметь возможность предоставлять свои услуги на любом маршруте в пределах ЕАЭС.

Рынок внутреннего водного транспорта будет полностью открыт для конкуренции. На рынке морских перевозок установлены принципы свободы предоставления услуг, конкуренции, свободного доступа на рынок, учреждена свобода предоставления услуг по каботажным перевозкам для всех транспортных операторов.

Все эти процессы очень важны для Беларуси, ведь в 2018 году на транспортные услуги приходилось более 44 процентов общего объема экспорта услуг.

— В рамках ЕАЭС разработан документ «Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств — членов Евразийского экономического союза». Какие мероприятия включены в этот план и являются значимыми для Беларуси?

— Этот документ и две «дорожные карты» по реализации транспортной политики, к исполнению которых государства-члены и комиссия уже приступили с января этого года, приняты руководящими органами ЕАЭС в 2016—2017 годах.

«Дорожные карты» предусматривают мероприятия, направленные на скоординированное развитие автомобильного, водного, железнодорожного транспорта и их инфраструктуры, гармонизацию законодательства и переход на безбумажные документы, автоматизацию и информатизацию транспортной деятельности. Также они касаются цифровизации, промышленной кооперации, тарифной политики, конкуренции, таможенного и технического регулирования, инновационного развития, механизма «единого окна» и информационных технологий, подготовки специалистов.

Первая «дорожная карта» предусматривает 35 мероприятий, вторая — 63. Из 98 пунктов двух «дорожных карт» на сегодня выполнено 23. Остальные на стадии реализации.

Стоит отметить, что вторая «дорожная карта» включает следующие общие направления в сфере автомобильного транспорта: развитие пассажирских перевозок, интеллектуальных транспортных систем, инфраструктуры автодорог, повышение качества автотранспортных услуг и профессиональной компетентности работников. В области морского транспорта акцент сделан на выработке консолидированной позиции в международных организациях и мер по упрощению процедур в портах государств-членов при организации перевозок в третьи страны или из них. В сфере внутреннего водного транспорта актуально подписание международного договора в рамках союза о судоходстве, обновление флота и совершенствование порядка прохода судов по внутренним водным путям для государств-членов.

В железнодорожных перевозках на первый план выходят пилотные проекты, связанные с переходом на использование электронной накладной при осуществлении перевозок на определяемых государствами-членами маршрутах, внедрение безбумажных технологий, оптимизация графика движения поездов, сокращение времени на проведение контрольных операций в пути следования, обновление парка подвижного состава, создание и развитие скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения между государствами-членами.

Фото Анатолия Клещука.

— Какие перспективы для транспортной сферы Беларуси открывает новый Шелковый путь?

— Рост транзитного контейнерного грузопотока по территории стран ЕАЭС зависит, в том числе, от развития торговли между Китаем и ЕС. Наличие нового транспортного маршрута может сократить в два раза время доставки грузов. В этой связи очень актуальным и важным для Беларуси является проект сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, который предполагает создание национальных и международных логистических активов на транспортных коридорах Евразии: Западная Европа — Западный Китай, Север — Юг, Восток — Запад и Северный морской путь. Это позволит в полной мере задействовать транзитный потенциал стран и создать для них конкурентное преимущество.

Союзу необходимо проработать вопросы о снятии ограничений на доступ к логистическому потенциалу и повышении привлекательности транспортной инфраструктуры, создавая благоприятные условия для инвестиций.

Государствам ЕАЭС новый Шелковый путь обеспечит приток дополнительных инвестиций — Китай предполагает масштабное инвестирование в производственные мощности и транспортно-логистическую отрасль, в которые уже вложил 40 миллиардов долларов США.

В апреле текущего года распоряжением Коллегии Комиссии создана рабочая группа высокого уровня по рассмотрению значимых интеграционных проектов с участием Евразийского банка развития. Группа будет вести работу по привлечению инвестиций под реализацию интеграционных проектов.

Странами союза сформирован перечень инфраструктурных транспортных проектов, имеющих интеграционный потенциал. Их общая сумма составляет свыше $30 млрд.

17 мая 2018 года в рамках Астанинского экономического форума подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между государствами ЕАЭС и Китайской Народной Республикой.

Одним из приоритетных направлений развития для Беларуси является увеличение объема ускоренных контейнерных железнодорожных перевозок грузов. В 2016 году он составил более 140 тысяч контейнеров в 20-футовом исчислении. В 2018 году в сообщении Китай—Европа—Китай 18 специализированными контейнерными ускоренными поездами через Беларусь было перевезено 325 тысяч контейнеров. К 2025 году планируется увеличить эту цифру до одного миллиона.

— Известно, что высокие таможенные пошлины на ввоз авиационной техники и запасных частей являются ограничением для создания благоприятных условий при обновлении и пополнении парка воздушных судов. Как складывается ситуация с обозначенным вопросом сейчас?

— С 2010 года для авиакомпаний Республики Беларусь предоставляется тарифная льгота при ввозе гражданских пассажирских самолетов.

Так, в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года воздушные суда, ввозимые в Республику Беларусь и Респуб-
лику Казахстан до 1 июля 2014 года, были освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов. Впоследствии данная льгота была распространена на все государства — участники Евразийского экономического союза, а ее срок продлевался. Сейчас для белорусских авиакомпаний применяется тарифная льгота по уплате таможенных пошлин при ввозе гражданских самолетов по 2023 год включительно.

В то же время авиакомпании Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС воздушных судов используют таможенную процедуру временного ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года. При этом, по инициативе российской стороны срок помещения таких самолетов под таможенную процедуру временного ввоза на регулярной основе продлевался.

Очередное предложение России о продлении срока действия льготы находится на рассмотрении сторон с 2016 года. На заседании Совета Евразийской экономической комиссии 30 ноября 2016 принято решение об использовании комплексного подхода для установления одинаковых сроков беспошлинного ввоза гражданских пассажирских самолетов, ввозимых как с применением полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, так и с применением тарифной льготы.

Для авиационной отрасли Республики Беларусь каждое мероприятие, включенное в «дорожную карту» и проводимое в рамках вышеуказанных направлений, является значимым, но стоит отметить, что обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности является первоочередным для нашей страны.

В настоящее время работа по данному направлению продолжается. Поддержана инициатива казахстанской стороны о продлении тарифной льготы по уплате таможенных пошлин при ввозе гражданских пассажирских самолетов по 2032 год включительно.

— Подготовлены предложения по согласованию программ обучения, переподготовки и повышения квалификации авиационных специалистов. Насколько Беларусь заинтересована в этом процессе? И каким образом это будет способствовать увеличению количества иностранных учащихся в Белорусской государственной академии авиации?

— Беларусь, безусловно, заинтересована в развитии сотрудничества в сфере обучения в области транспорта. Основные направления здесь включают выработку предложений по рациональному использованию высокопрофессиональных специалистов, гармонизацию квалификационных требований, а также развитие конкурентоспособных научно-образовательных центров, создание условий для проведения совместных научных исследований. Данный комплекс мероприятий будет способствовать увеличению количества иностранных учащихся в БГАА и экспорта образовательных услуг в целом.

Стоит отметить, что качество подготовки специалистов в БГАА планируется совершенствовать по следующим направлениям: расширение перечня образовательных программ на І и ІІ ступенях высшего образования для участия в реализации межгосударственных проектов, направленных на развитие подготовки специалистов авиа-
ционной отрасли в странах ЕАЭС, участие в маркетинговых исследованиях потребностей отраслей экономики в специалистах, развитие и совершенствование технологии сетевого обучения, содействие обмену информацией об опыте, инновациях, методическом и кадровом обеспечении, участие и проведение конференций, семинаров, симпозиумов по вопросам развития авиационного транспорта в государствах — участниках ЕАЭС.

Мария ДАДАЛКО

Название в газете: Первым делом — самолеты и не только...

Выбор редакции

Экономика

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

В прошлом году Налоговый кодекс Беларуси претерпел существенные изменения.

Общество

Как будет проходить перепись населения

Как будет проходить перепись населения

Председатель Национального статистического комитета Инна МЕДВЕДЕВА отмечает, что их ведомство рассчитывает переписать максимальное количество граждан с помощью внедренных инноваций.