Вы здесь

Дистанционное обучение — дань моде или будущее?


В течение последних двадцати лет средства обучения сильно эволюционировали. Сегодня для того, чтобы обучаться, вовсе не обязательно посещать лекции. Та же интернет-академия Хана предоставляет бесплатный доступ более чем до четырех тысяч микролекцый по самым разным дисциплинам. Слушателями известного проекта в сфере массового онлайн-образования Соursеrа являются более 10 миллионов человек, которые изучают около 1000 курсов от более чем 100 университетов. Среди них Стэнфорд, Принстон, Мичиганский и Пенсильванский университеты.


Есть мнение, что через 10—15 лет онлайн-обучение (как минимум на уровнях высшего и дополнительного образования) станет доминировать, а обеспечивать образовательный процесс в условиях всеобщей глобализации будет всего несколько сотен (максимум —тысяч) университетов. Фактически сегодня идет борьба за «место под солнцем». Кто через десяток лет останется действующим игроком на рынке образовательных услуг, а кто будет вынужден уступить свое место другим?

В Беларуси пионером онлайн-обучения является Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, где дистанционные образовательные технологии развиваются с 2002 года.

—  Если в 2008 году выпускниками дистанционной формы были всего шесть человек, которые обучались по трем специальностям, то через десять лет — уже 70 человек, которые осваивали семь специальностей, — рассказывает декан факультета инновационной непрерывного образования Евгений ШНЕЙДЕРОВ. — Наш факультет был образован в 2017 году путем объединения факультета заочного обучения и факультета непрерывного и дистанционного обучения. В сентябре того же года мы переехали в новый учебный корпус, в связи с чем у нас появились и новые технические возможности: в здании проложены современные компьютерные сети, оборудованный центр видео-конференц-связи и тьюторский бокс. Эти нововведения помогли сделать процесс получения знаний более эффективным. Мы единственный вуз, который включает в план приема дистанционную форму обучения. В этом учебном году это было 170 мест. Сейчас на нашем факультете по дистанционной форме получения образования обучается почти 500 студентов. Таким образом мы даем знания по наиболее востребованным специальностям IT-профиля: «автоматизированные системы обработки информации», «инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий», «информатика и технологии программирования», «информационные системы и технологии (в бизнес-менеджменту)», «программируемая мобильные системы», «программное обеспечение информационных технологий»,«экономика электронного бизнеса» и «электронный маркетинг».

— А чем дистанционная форма обучения отличается, например, от заочной?

— Использованием информационных технологий: студент работает хотя и самостоятельно, но при постоянном взаимодействии с преподавателем. Обмен информацией между ними происходит с помощью интернета и онлайн-сервисов. Студент может получить консультацию, необходимую литературу и прослушать лекции отдаленно. Контроль знаний также проводится дистанционно: по видеосвязи или с помощью интерактивных программ тестирования. Не надо ждать преподавателя по расписанию можно задать ему вопрос через интернет, получить оперативный ответ и дальше работать самостоятельно.

Это позволяет динамично и успешно осваивать предметы с тем темпом, который удобен студенту, а также с учетом его индивидуальных особенностей и обстоятельств. В процессе обучения существует возможность составить индивидуальный график изучения дисциплин в рамках текущего семестра, чего при заочной форме обучения сделать нельзя. У студентов дистанционной формы практически отсутствуют обязательные занятия в вузах, приезжать нужно только на сдачу зачетов и экзаменов.

— Можете ли вы составить портрет вашего студента?

— Дистанционное обучение часто выбирают те, кто хочет получить качественное высшее образование без отрыва от работы, второе высшее образование параллельно с первым, и люди, которым в силу их физических особенностей трудно перемещаться по городу. Среди наших студентов успешно обучаются 12 человек с ограниченными физическими возможностями. С разрешения Министерства образования они и аттестацию могут проходить дистанционно. За последние четыре года высшее образование в БГУИР на дистанционной форме получили девять человек с ограниченными возможностями. Диагнозы у них разные, преимущественно это нарушения опорно-двигательного аппарата. В этом году на второй и старшие курсы для получения второго высшего образования были зачислены 34 человека. Начиная с 2004 года, на факультет инновационного непрерывного образования приходят студенты, которые параллельно хотят получить вторую специальность, хотя их и немного, так как учиться сразу по нескольким специальностям сложно.

Кроме того, компьютер и интернет приходят на помощь студентам, которые хотят изучать в индивидуальном порядке отдельные дисциплины. В течение месяца после начала учебы студент дневной формы обучения может написать заявление о том, что у него есть желание ту или иную дисциплину изучать дистанционно. Или, например, студент планирует перевестись с одной специальности на другую. Как выучить тот предмет, который нужно сдать дополнительно? Ответ очевиден — освоить его дистанционно.

А как онлайн-обучение реализуется на практике?

— С 2017 года мы перешли на использование электронных образовательных ресурсов нового поколения. Весь теоретический материал разбит на модули. Каждый модуль содержит как минимум одну мультимедийную вставку: видеолекцию, презентацию, учебный фильм. После его освоения предусмотрен промежуточный контрольный тест. Студенты осваивают модули пошагово, доступ к следующему получают только после прохождения предыдущего, то есть, после изучения теоретического материала, видеоконтента и успешного прохождения теста, а допуск к текущей аттестации — после прохождения всех модулей. Такой пошаговый сценарий освоения учебной дисциплины позволяет мотивировать студентов и повышать качество всего образовательного процесса. А электронные ресурсы нового поколения организуют сетевое обучение, автоматизируют промежуточный и итоговый контроль.

Формат дистанционного обучения соответствует современным мировым тенденциям. Постоянно обновляемый контент: лекции, индивидуальные практические работы, контрольные работы, тесты. Нашим студентам даны самые широкие возможности обучения с применением современных электронных систем, использования более 400 качественных электронных образовательных ресурсов по различным дисциплинам.

На факультете инновационного непрерывного образования человек получает полноценное высшее образование, комплексные знания и диплом государственного образца с присвоением соответствующей квалификации. Срок обучения составляет пять лет и три года — при получении второго высшего образования.

— Неужели дистанционное обучение может полностью вытеснить из высшей школы профессора с мелом? Возможность получить высшее образование дома, не вставая из-за компьютера, выглядит, конечно, притягательно, но у дистанционной формы есть не только плюсы, но и минусы...

— К ним я отнес бы дефицит личных отношений: у вас не получится повеселиться с одногруппниками на паре, сходить вместе в столовую. Если вы любите общаться и уже представляете себе студенческие тусовки, интернет-образование вам вряд ли понравится. Еще одно обстоятельство, которое обязательно нужно иметь в виду, — для образования на расстоянии требуется самодисциплина. Нужно самостоятельно бороться с ленью, развивать усидчивость и самоконтроль, чтобы вовремя пройти теорию и аттестацию. Дистанционно невозможно выучиться, например, на врача или на пилота, но получить профессию в IТ вполне возможно.

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Стаць спецыялістам... анлайн

Выбор редакции

Здароўе

Как защитить себя от кардиологических проблем в холодный период?

Как защитить себя от кардиологических проблем в холодный период?

Именно зимой увеличивается количество инфарктов и повышается артериальное давление.

Культура

Воспоминания о Евгении Янищиц

Воспоминания о Евгении Янищиц

Пишет Зиновий Пригодич.

Общество

В 2023 году появятся квоты на рабочие места для людей с инвалидностью

В 2023 году появятся квоты на рабочие места для людей с инвалидностью

В Беларуси на сегодняшний день свыше 570 тысяч человек имеют инвалидность.

Общество

Российские журналисты изучали опыт Беларуси по преодолению последствий аварии на ЧАЭС

Российские журналисты изучали опыт Беларуси по преодолению последствий аварии на ЧАЭС

Они побывали на нескольких предприятиях, в музеях и в радиационно-экологическом заповеднике.