Вы здесь

«Война миров» Александра Кищенко демонстрируется широкой публике


Художник Александр Кищенко мыслил масштабно. Раздвигал горизонты, выходил за рамки. Даже за возможности, которые были определены для конкретных произведений искусства. Поэтому и был настоящий монументалистом — если делал, то без ограничений. Это дало толчок организаторам выставки, которая работает в Национальном художественном музее Республики Беларусь, по-новому осмыслить творчество народного художника, который оставил мир в конце ХХ века.


Но это самое столетие его вдохновляло и давало основания для рассуждений, причем на уровне общества. Чего стоит только его «Гобелен века», который очень активно обсуждался, и не только в творческой среде. Потому что изображенные на нем люди, о которых наиболее часто говорили в ХХ веке (и необязательно положительно — о Сталине, например), события, когда закладывалась человеческая история, — от Ноева ковчега и дальше, к Иисусу Христу и приходу возможного Антихриста. Потому, что образы, созданные художниками, иногда действительно появляются в жизни, их предчувствия сбываются, а произведения бывают вещими, хочется думать, что Кищенко совмещал несовместимое (как казалось) не просто так. Возможно, он видел широко — не только земное. Поэтому название «Космический пилигрим» подходит выставке народного художника Беларуси Александра Кищенко.

Свое космическое мышление он реализовал в Беларуси. Родился в России, учился в Украине, но основную часть творческой жизни и главные творческие этапы он прожил в Беларуси. Способствовал развитию белорусского искусства — монументального, гобеленового. Но здесь и сейчас мы говорим о живописце.

Произведения разных тем и жанров последних двадцати лет жизни мастера сошлись в экспозиции, хотя и находятся в настоящее время в различных сборах: в Национальном художественном музее, семье художника, в частных коллекциях. Портреты, натюрморты, композиции, в которых затрагивается социальная проблематика, рассказывают о сосуществовании идеального Человека и Вселенной.

«В экспозицию включены как известные хрестоматийные полотна мастера, так и произведения, которые никогда ранее не демонстрировались широкой публике. Среди таких, например, картина «Война миров» — последняя работа мастера, — отмечает куратор проекта Наталья Селицкая, ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства Национального художественного музея. — В конце 1970-х годов окончательно сформировалась его собственная пластическая система «космического» построения пространства, которую он сам назвал «вселенским реализмом», основанным на взаимодействии двух начал: символики, свойственной приемом монументально-декоративного искусства, и реалистичной убедительности станкового произведения».

А еще кажется, что космос можно носить в себе. И необязательно быть философом по жизни, так малости Вселенной разбросаны по земле. В отдельных сюжетах и ​​фрагментах, в людях и их душах, в устремлениях идти дальше и видеть больше. И если это все в какой-то момент превышает личные желания, то можно остро чувствовать актуальные проблемы своей эпохи. Кищенко масштабный не только по размерам произведений, он масштабный по глубине восприятия и по пластичности воплощения творческих идей, когда действительность и живописный реализм может восхищать. А все ли мы знаем (видели) на земле?

Лариса ТИМОШИК

Название в газете: Адкрыты космас

Выбор редакции

Экономика

Молодых специалистов в сельском хозяйстве манят не только жилье и зарплата

Молодых специалистов в сельском хозяйстве манят не только жилье и зарплата

В сельхозкооперативе «Нива-2003» Гродненского района сейчас работает 11 молодых специалистов.

Общество

Композитор Олег Елисеенков: у нас с женой все общее — и радости, и горести, и деньги

Композитор Олег Елисеенков: у нас с женой все общее — и радости, и горести, и деньги

Со своей женой автор популярных песен знаком почти полвека.

Общество

Собираемся в школу. В августе одна из главных задач мам и пап — «экипировка» детей к 1 сентября

Собираемся в школу. В августе одна из главных задач мам и пап — «экипировка» детей к 1 сентября

Первое и главное правило — еще дома определитесь с тем, что вам нужно.

Экономика

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Расширение сотрудничества ЕЭК и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) 10 июля обсудили министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков и директор Росфинмониторинга, председатель ЕАГ Юрий Чиханчин.