Вы здесь

До Минска докатилась волна новой моды на экологический транспорт


За последние несколько лет до Минска докатилась из других мировых столиц и накрыла многих с головой волна новой моды — на экологический транспорт — читай, велосипеды, ролики и самокаты. Желающих прокатиться с ветерком внезапно стало так много, что начались целые «дорожные войны»: велосипедистов с водителями автотранспорта, самокатчиков с малыми детьми и матерями при колясках, пешеходов — со всеми перечисленными.


Совсем скоро в столице уже в четвертый раз пройдет Европейская неделя мобильности — с 16 по 22 сентября состоится ряд мероприятий: от экспериментальных замеров специалистами уровня загрязняющих веществ в городской среде до установления новых велопарковок, образовательных лекций и развлекательных программ. Завершится неделя по традиции общегородской акцией «День без автомобиля», в ходе которой, обещают, водители смогут бесплатно проехать в метро и городском наземном транспорте при наличии с собой водительского удостоверения и техпаспорта на авто. А еще в этот день, точнее вечером, организаторы запланировали провести массовый проезд велосипедов, которые светятся. Переводя на бытовой уровень — в этот день как минимум на столичных велодорожках, многие из которых весьма условно отделены от пешеходных белой полосой, существенно повысится концентрация водителей «экологически чистого транспорта».

И все это было бы прекрасно. Но нет. И дело не в пессимистической склонности видеть вокруг серое — я как раз реалист. И, побывав во всех ипостасях — мамы с коляской и бегущими детьми, велосипедистки, пассажира авто, — вижу, как растет напряжение на дорогах и дорожках. Любители велосипедов, самокатов, гироскутеров, сигвеев и моноколеса доказывают, что выступают за экологию, экономию времени и здоровый образ жизни. Однако польза для собственного здоровья здесь очень спорная (что, правда, поездка по загруженным городским улицам вдоль автодорог улучшает состояние организма?), А опасность — все более очевидна. Взять хотя бы несколько громких летних случаев из ленты новостей: в Минске встреча самокатчика и девочки на вело / пешеходной дорожке закончилась для ребенка переломом; священник на электросамокате грубо нарушил ПДД, а на одной из столичных улиц камеры зафиксировали «самокатчика», который ехал со скоростью 75 (!) километров в час; под Житковичами в тумане произошло ДТП с участием авто и велосипедиста, последний погиб; в Молодечно подросток на велосипеде переезжал железнодорожные пути и попал под поезд ...

Знаете, что объединяет эти и многие другие случаи? Пренебрежение правилами дорожного движения, безопасного поведения на дороге, а иногда и просто здравым смыслом. Выросло уже целое поколение людей, которые знают — или думают, что знают — свои права и не знают обязанностей. Они, словно Питер Пэн, все никак не хотят взрослеть и принимать то, что в обществе необходимо жить по правилам. Это, кажется, элементарно: переходишь дорогу — посмотри сначала налево, потом направо, идешь или едешь вечером — позаботься о том, чтобы тебя было слышно и видно, управляешь транспортным средством —осознавать, что ты теперь источник повышенной опасности и не создавай помех другим участникам дорожного движения. Да где там! Владелец электросамоката, которого не так давно задержала ГАИ за езду в нетрезвом состоянии, объявил, что самокат — не транспортное средство, а спортивный инвентарь, поэтому никому он ничего не должен ...

Отметим справедливости ради, что через это прошли и в других странах и нашли конкретные решения. Скажем, в Китае для электротранспорта выделили отдельную полосу — на дорогах, а не пешеходных дорожках, и обозначили ее цветом; в США электросамокатчикам запретили пользоваться гаджетами и ограничили скорость 25 км/ч .; национальная полиция Греции разрабатывает для личного микроэлектротранспарта специальное приложение в правилах дорожного движения. В Беларуси ПДД также доработают, включив новые пункты относительно велосипедов и модных «средств персональной мобильности». Однако эта работа не только для законотворцев. И даже в первую очередь не для них, а непосредственно для участников дорожного движения. Прежде чем указывать оппоненту, что он должен делать, каждый человек за рулем должен задаться вопросом, все ли правильно делает он. Начинается, как ни банально, все в голове и заложенным в ее воспитании —будет это взаимная вежливость и уважение либо «качу куда захочу».

Виктория ТЕЛЕШУК

Название в газете: А што яны тут ходзяць...

Выбор редакции

Общество

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Одним из первых в области начали реставрировать величественный дворец Сапег в Ружанах.

Общество

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Наша страна занимает третье место в своем регионе по количеству бесконтактных транзакций.

Общество

 «Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

«Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

Следующий этап — создание умных городов.

Общество

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Теплая и влажная погода толкает к тому, чтобы пойти в лес.