Вы здесь

Три плюсы дополнительного образования


Недаром говорят, что за дополнительное образование дети голосуют ножками. Они не пойдут в кружки, в которых им будет неинтересно. Поэтому, чтобы привлечь учащихся, прежде всего каждое внешкольное учреждение изучает запросы как самих детей, так и их родителей. И сегодня среди предложений есть уже школы блоггинга и журналистики, робототехники, программирования, занятия для будущих моделей и модельеров, бизнесменов.


Педагог дополнительного образования средней школы деревни Черни Дина Дубчук и учащаяся Полина Пупчик проводят мастер-класс по вышивке. Фото БЕЛТА.

Когда в школах все изучают одинаковые предметы, то дополнительное образование позволяет развивать детей именно по востребованным направлениям. Причем у мальчиков и девочек есть возможность попробовать себя в различных областях. Выбор объединений по интересам настолько велик, что родителям уже можно продумывать индивидуальную программу развития ребенка. Например, почему бы не подобрать кружки, которые будут полезны будущим архитекторам, инженерам, программистам, экологам? И начинать получать умения и знания по некоторым направлениям дети могут уже с шести-семи лет. Программа постепенно будет усложняться, от более простых вещей со временем дети перейдут к серьезным исследовательским работам, изобретениям, подростки научатся защищать свои проекты.

На новый лад

В национальной системе сегодня функционирует 282 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, которые посещает более 380 тысяч детей. Обеспеченные новейшим оборудованием и профессиональными кадрами, заведения дополнительного образования уже сегодня готовы реализовать мечты многих родителей о том, чтобы их дети получили современные, востребованные знания.

Собственно, одна из задач дополнительного образования — подготовка молодежи, которая обладает определенными профессиональными навыками, с независимым мышлением, креативным подходом, готовностью к принятию самостоятельных решений. Объединения по интересам позволяют раскрыть таланты, помогают определиться с будущей профессией, способствуют интеллектуальному, художественному, физическому развитию детей. Нельзя недооценивать и художественные кружки. Не все малыши, которые сегодня рисуют, поют, танцуют, в будущем выберут творческие профессии. Но, как замечает заместитель директора Национального центра художественного творчества детей и молодежи Лариса ИСАЧКИНА, художественно-эстетическое воспитание формирует мировосприятие, креативные и интеллектуальные качества личности, гармонизирует, воспитывает, мотивирует. Естественно, такие молодые люди будут чувствовать себя уверенно в любой профессии. Известно, что многие ученые, изобретатели занимались музыкой, живописью или писали стихи...

Учреждения сотрудничают с различными организациями. Разрабатывать и проводить занятия помогают психологи, юристы, банкиры. Например, среди востребованных сегодня направлений — экономическое, где детей обучают разбираться в финансовых вопросах, знакомят с маркетингом. Планируется развивать на базах учреждений дополнительного образования и школы медиации, где учащиеся и их родители узнают, как решать конфликты, налаживать общение. Учреждения образования не забывают и о программах вроде «Безопасного детства», когда дети узнают об основах безопасной жизнедеятельности, встречаются с сотрудниками ГАИ и МЧС.

Единственная проблема, с которой вы столкнетесь при выборе дополнительного образования, — на чем остановиться, так не в каждом ли учреждении захотите записать ребенка сразу в несколько кружков. Например, если вы пришли в Минский государственный дворец детей и молодежи, будете удивлены. Сегодня здесь работает около 800 объединений по интересам, которые посещает более восьми тысяч детей. Нейропилотиравание, бизнес-английский язык, увлекательные опыты и эксперименты, дизайн, экотеатр... Здесь реализуется около 290 программ, имеющих профориентационную направленность. Уже два года успешно работает образовательный центр инновационных практик «Технопрорыв», который объединяет школьников, интересующихся инженерией, архитектурой, дизайном,  ІТ-технологиями. Учреждение реализует новую модель образования, которая основана на проектном методе работы. Центр активно сотрудничает с высшими учебными заведениями, с детьми работают в том числе и педагоги вузов. Не удивительно, что учащиеся успешно заявляют о себе на республиканских и международных конкурсах. Инновационная лаборатория Дворца детей и молодежи работает в формате открытой мастерской, где каждый учащийся может прийти и реализовать свою идею. Материально-технической базе учреждения дополнительного образования можно позавидовать, — здесь есть фрезерные, лазерные станки, 3D-принтеры, паяльная установка и многое другое оборудование.

Опыт

«Все, что сегодня интересного происходит в образовании, связано с этими учреждениями. Система не выстраивается хаотично. Разработаны серьезные программы дополнительного образования, — отмечает заместитель начальника отдела воспитательной и идеологической работы комитета по образованию Мингорисполкома Надежда ВЕЛИКАЯ. — Наблюдается положительная динамика. В городе Минске функционирует 20 программ на повышенном уровне (еще год назад их было почти в два раза меньше). С детьми занимаются педагоги высшей категории, и поэтому они показывают отличные результаты в том или ином направлении, прославляют страну на международных и республиканских соревнованиях». И, как замечает Надежда Михайловна, образовательные программы, в которых должны быть прописаны алгоритм работы и результата, возрастной ценз и безопасность детей, необходим быть и у коммерческих структур. И сегодня многие коммерческие организации, работающие с детьми в области дополнительного образования, имеют методистов, привлекают преподавателей вузов и психологов при разработке программ для детей. Так, многие IТ-школы сегодня предлагают детям постигать компьютерные секреты в течение семи и более лет, в ходе которых дети обучаются не только технологиям, но и лидерству, основам предпринимательства, иностранному языку.

Между прочим, частное партнерство сегодня поддерживается государством. Коммерческие структуры имеют сильные базы и материальные ресурсы, а учреждения образования могут поделиться знаниями, методическими наработками. И самое главное — здесь есть педагоги, которые готовы работать с новыми технологиями.

Дополнительное образование сегодня сильно влияет и на образовательный процесс в школе. Учителя получают дополнительные знания и готовы вести в своих школах новые кружки, факультативы. Особенно это касается современных технологий. Например, сегодня уже никого не удивишь тем, что в школах дети могут посещать кружки робототехники и программирования либо логики (когда дети решают разные хитрые задачки на компьютере). И естественно, творческие педагоги найдут, как применить новые знания и на «классических» уроках.

Но не только айтишникам есть чем поделиться.

«Два года в стране проводится большой эксперимент с Национальным институтом образования, который посвящен тематике профильного обучения, — сообщила директор Республиканского центра экологии и краеведения Елена АНУФРОВИЧ. — Мы ищем связку дополнительного образования с учебными предметами, нарабатываем программы, и по результатам этого эксперимента, думаю, получим целый учебно-методический комплекс». Кстати, это учреждение сегодня курирует работу в стране 41 центра туризма и краеведения и 18 эколого-биологических. Объединения подобных направлений работают и в многопрофильных центрах дополнительного образования. Больше нигде дети не смогут познакомиться с такими профессиями, как геология, археология, топография, геодезия. Дети на практике учатся применять новые знания. Например, будущие экскурсоводы, которые занимаются в краеведческих кружках, уже несколько лет участвуют в соответствующих конкурсах, подтверждают, что способны провести экскурсии как по своим малым городам, так и по большим. «Мы заинтересованы предоставить доступ к тем возможностям, которые есть на базе нашего института, не только детям из Минска, — делится Елена Владимировна. — Используя современные информационные технологии, развиваем дистанционно очно-заочное обучение. Много лет работает республиканская школа юных биологов, проводятся очные собрания, тесты, и запросы на такое обучение поступающих от детей со всех уголков страным». Также здесь ждут мальчиков и девочек в школах дополнительного географического образования, музейного дела, действует научная лаборатория. Только за прошлый год дети, которые занимаются в центре, написали 16 научных проектов, привезли награды из Кении, а сейчас готовится команда, которая со своими научными проектами поедет в Бразилию. У центра есть собственная метеостанция, где юные синоптики смогут наблюдать за изменениями климата. Открыты лаборатории по биоразнообразию и водным системам, по изучению воздуха и почвы. Самое современное оборудование удалось получить в рамках проекта «Зеленые школы».

Профориентация

Как замечает директор учреждения образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи» Николай ВОЮШ,  большинство детей, которые выбирают подобные объединения, после поступают в профильные учебные заведения. Например, дети, которые писали проекты по озеленению территорий пришкольных территорий идут в дизайнеры, здесь вырастают и будущие биологи, экологи, медики, да не только. В учреждениях дополнительного образования дети учатся общаться в новой среде, приспосабливаться к разнообразным условиям, находят друзей —единомышленников из других городов и стран, обмениваются опытом. Даже и повар хороший может получиться из тех же юных туристов, потому что в походах им приходится готовить пищу, высчитывать, сколько продуктов нужно использовать, чтобы накормить определенное количество людей. Да никакие беседы, лекции, учебники так не работают на патриотическое воспитание детей и молодежи, как путешествия, а учащиеся центра сегодня в том числе участвуют и в сплавах на байдарках.

Около 90 процентов кружков внешкольных центров работают на профориентацию учащихся. Многие дети позже выбирают профессию, связанную с их детским увлечением. Чтобы помочь школьникам определиться, в учреждениях дополнительного образования проводятся различные мероприятия: круглые столы, групповые и индивидуальные консультации, тесты. Традиционные формы, конечно, дают результат. Но, как уверен директор Республиканского центра инновационного и технического творчества Сергей САЧКО, сегодня нужно активнее применять интерактив, когда ребенок может поучаствовать в различных конкурсах, соревнованиях и после уверенно заявить: «Да, папа, мама, мне это нравится». И только по техническому профилю подобных республиканских мероприятий проводится около сорока в год.

Елена ДЕДЮЛЯ

Название в газете: Чым займаюцца дзеці?

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.