Вы здесь

Когда мы перестанем быть иностранцами в Российской Федерации?


Мы приехали в город-курорт Геленджик (это в Краснодарском крае России) почти в полночь, хотя по программе должны были около семи вечера. Норд-ост — характерный для этих мест и этого времени года сильный ветер — сделал невозможной посадку самолета в аэропорту города, и пилот принял решение садиться в Анапе, что в двух часах езды.


Мы, конечно, немного понервничали и весьма устали, так как путь свой начали из Минска в восемь утра. И хотя между столицей Беларуси и Геленджиком расстояние чуть более двух тысяч километров, а это около двух с половиной часов полета, но прямых рейсов нет, а это значит, что дорога и без норд-оста заняла бы почти весь день. К слову, отсутствие прямых рейсов между столицей Беларуси и российским курортом Черного моря весьма показательно — в том смысле, что у белорусов он недостаточно популярен. И не потому, что плох. Курорт хороший, и этому я посвящу отдельную статью. Скорее всего, о нем мало знают. Даже коллеги-журналисты осторожно спрашивали, какая это страна, а знакомые думали, что Геленджик находится в... Грузии.

Так вот. Приехали мы почти в полночь. Нас ждали в забронированном отеле и очень тепло встретили, даже накормили вкусным домашним ужином. Вот только, увидев белорусские паспорта, попросили оставить их на ресепшен, так как (дословно) «паспорта иностранных граждан нужно сканировать». И это особенно резало слух, учитывая, что мы приехали на 59-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. Впрочем, выражение в адрес белорусов в России «иностранные граждане» говорило о том, что Союзное государство у нас еще не построено. Хотя номинально существует вот уже без малого 20 лет.

Нужны законы-образцы

Тема заседания была посвящена как раз тому, чтобы такие ситуации — особые правила для белорусов в России и наоборот — полностью исчезли из нашей жизни: «Модельное законотворчество в Союзном государстве». Для неспециалистов: модельный закон — это законодательный акт, содержащий рекомендации, а также варианты правовых решений, пояснения, примеры. Принимаются такие законы в качестве ориентира для членов того или иного объединения, чтобы им были приняты национальные законы. В результате люди и организации смогут жить и работать внутри этих объединений по единым, всем понятным и не противоречащим друг другу правилам.

Самое интересное, что создание модельных законов практикуется в СНГ (а также в ООН, ЕС, ОДКБ и США), а вот Союзное государство к этому только подбирается. Дело тут, похоже, еще и в том, что полноценного законодательного органа в Союзном государстве — парламента — нет, его функции (очевидно, не все) исполняет Парламентское Собрание. Как результат, законотворческая база в России и Беларуси развивается независимо друг от друга. Об этом как раз и говорил на заседании постоянного семинара председатель Комиссии Парламентского собрания по законодательству и регламенту, член Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артем Туров. Поэтому время от времени возникает необходимость нивелировать значительные отличия в белорусских и российских законах дополнительными законодательными актами или договорами.

«Нам пора переходить от гармонизации законодательства к законотворчеству прямого действия, направленному в будущее», — считает Андрей Туров.

Впрочем, это не единоличная его мысль. Год назад на Пятом Форуме регионов Беларуси и России в Могилеве о целесообразности рассмотрения возможности разработки модельных законов в Союзном государстве заявил председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаил Мясникович. Его поддержала спикер Совета Федерации Федерального собрания России Валентина Матвиенко, и такое предложение было включено в рекомендации Форума.

«В последние несколько лет Комиссия Парламентского Собрания по законодательству и регламенту прорабатывает комплексные подходы к переходу от сближения законодательств Беларуси и России до построения единого правового пространства Союзного государства», — рассказал на семинаре в Геленджике заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей
Национального собрания Беларуси по труду и социальным вопросам Виталий Шилов. По его словам, для достижения этой цели предстоит много работы.

На первом этапе гражданам и субъектам хозяйствования одного государства-участника на территории другого государства-участника обеспечивается равенство с правами граждан и субъектов хозяйствования принимающей стороны.

Второй этап — широкое и всеобъемлющее сближение законодательства двух стран, в первую очередь в экономической и социальной сферах. «Именно на этом этапе оказывается востребованным модельное законотворчество, позволяющее вырабатывать единые правила и единые социальные стандарты», — считает Виталий Шилов.

Третий этап — единое правовое поле. Он достижим после принятия единых законов Союзного государства прямого действия и в Беларуси, и в России. До этого, по словам парламентария, нам еще далеко.

Важно и для регионов

Кстати сказать, разница в законах создает неудобство не только для тех, кто приехал в другую, но союзную страну. О заинтересованности в единых правилах игры говорил на семинаре и председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Андрей Горбань. По его словам, формирование единого экономического пространства, расширение возможностей производственной кооперации в высокой степени интересуют органы и исполнительной, и законодательной власти Краснодарского края.

«Потенциал сотрудничества Кубани и Беларуси, по оценкам специалистов, очень высок. Нам есть что предложить друг другу, есть чему поучиться, — сказал он. — Наши контакты по горизонтали должны быть подкреплены на федеральном уровне через выстраивание общего правового поля, и тогда наши связи в области экономики, культуры, экологии получат новый импульс и новые перспективы развития».

К слову, в прошлом году между Законодательным собранием Краснодарского края и Могилевским областным Советом депутатов было подписано Соглашение о сотрудничестве. Ранее подобные соглашения были подписаны с Гомельским и Брестским областными Советами депутатов.

Собрание может

В то же время тема эта многогранна и требует участия как законотворцев, так и ученых, считает директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов. Он обратил внимание на то, что в рамках ЕАЭС принятие модельных законодательных актов не предусмотрено. Сближение законодательств стран пятерки достигается исходя из положений, указанных в Договоре о создании Евразийского экономического союза.

По мнению Вадима Ипатова, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России полномочно принимать модельные законодательные акты. При этом вопрос формы модельного законотворчества является дискуссионным. «В настоящее время модельное законотворчество в рамках Союзного государства должно развиваться с учетом положений и соглашений, — считает он. — После создания Парламента Союзного государства возможен пересмотр форм модельного законотворчества». Эффективность же модельного законотворчества, по словам Вадима Ипатова, может быть обеспечена только при условии предварительного тщательного изучения законодательства Республики Беларусь и России, отработки процедуры принятия модельных актов, обеспечивающих учет и интересы всех государств-участников, а также создания системы мониторинга использования модельных актов при формировании национальных законодательств Беларуси и России.

Помимо определения форм модельного законотворчества в рамках Союзного государства важно выделить для него и приоритетные сферы. По мнению специалистов Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси, к таким могут быть отнесены создание единого образовательного пространства, цифровая экономика, беспилотный транспорт, вопросы роботизации и искусственного интеллекта, киберфизических систем между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

Заместитель начальника Департамента правового регулирования Постоянного комитета Союзного государства Анна Шпак согласилась, что информационные технологии, цифровая экономика и все, что с этим связано, — это те сферы, для которых Парламентское Собрание могло бы написать определенные правовые рекомендации. «Поскольку на сегодняшний день эти сферы довольно новые и они еще на начальном этапе, формат их можно было бы урегулировать, и эта схема могла бы быть единообразной», — рассуждает она. В то же время уже действующие законы, принятые в наших странах, имеют давние правоотношения и нуждаются скорее в точечных коррективах, чем в модели, считает представитель Посткома.

Сферами, в которых использование модельного законотворчества необходимо и целесообразно, участники семинара посчитали также обеспечение равных прав граждан и единые социальные стандарты, обеспечение равных условий субъектам хозяйствования. Перспективными для сближения через модельные законы были названы гражданское, бюджетное, налоговое и земельное законодательство, законодательство о труде и занятости, о социальном страховании, о науке, об информации, информатизации, о культуре, об искусстве и спорте.

Ольга МЕДВЕДЕВА, г. Геленджик

Название в газете: От названия — к делу

Выбор редакции

Спорт

Дочь олимпийского чемпиона Сергея Мартынова может повторить успех отца

Дочь олимпийского чемпиона Сергея Мартынова может повторить успех отца

«Главное, наверное, то, что на стрельбе жизнь не заканчивается...»

Общество

Победители конкурса «Семья года — 2019» о главном в семейном счастье

Победители конкурса «Семья года — 2019» о главном в семейном счастье

Елена и Сергей Николаевы, а также их пятеро детей все еще под влиянием своей триумфальной победы.

Экономика

Налоги на землю и недвижимость нужно заплатить до 15 ноября

Налоги на землю и недвижимость нужно заплатить до 15 ноября

Тем, кто просрочит или забудет внести налог, грозит штраф, пени и в исключительных случаях вас могут не выпустить из страны.