Вы здесь

Когда мы перестанем быть иностранцами в Российской Федерации?


Мы приехали в город-курорт Геленджик (это в Краснодарском крае России) почти в полночь, хотя по программе должны были около семи вечера. Норд-ост — характерный для этих мест и этого времени года сильный ветер — сделал невозможной посадку самолета в аэропорту города, и пилот принял решение садиться в Анапе, что в двух часах езды.


Мы, конечно, немного понервничали и весьма устали, так как путь свой начали из Минска в восемь утра. И хотя между столицей Беларуси и Геленджиком расстояние чуть более двух тысяч километров, а это около двух с половиной часов полета, но прямых рейсов нет, а это значит, что дорога и без норд-оста заняла бы почти весь день. К слову, отсутствие прямых рейсов между столицей Беларуси и российским курортом Черного моря весьма показательно — в том смысле, что у белорусов он недостаточно популярен. И не потому, что плох. Курорт хороший, и этому я посвящу отдельную статью. Скорее всего, о нем мало знают. Даже коллеги-журналисты осторожно спрашивали, какая это страна, а знакомые думали, что Геленджик находится в... Грузии.

Так вот. Приехали мы почти в полночь. Нас ждали в забронированном отеле и очень тепло встретили, даже накормили вкусным домашним ужином. Вот только, увидев белорусские паспорта, попросили оставить их на ресепшен, так как (дословно) «паспорта иностранных граждан нужно сканировать». И это особенно резало слух, учитывая, что мы приехали на 59-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. Впрочем, выражение в адрес белорусов в России «иностранные граждане» говорило о том, что Союзное государство у нас еще не построено. Хотя номинально существует вот уже без малого 20 лет.

Нужны законы-образцы

Тема заседания была посвящена как раз тому, чтобы такие ситуации — особые правила для белорусов в России и наоборот — полностью исчезли из нашей жизни: «Модельное законотворчество в Союзном государстве». Для неспециалистов: модельный закон — это законодательный акт, содержащий рекомендации, а также варианты правовых решений, пояснения, примеры. Принимаются такие законы в качестве ориентира для членов того или иного объединения, чтобы им были приняты национальные законы. В результате люди и организации смогут жить и работать внутри этих объединений по единым, всем понятным и не противоречащим друг другу правилам.

Самое интересное, что создание модельных законов практикуется в СНГ (а также в ООН, ЕС, ОДКБ и США), а вот Союзное государство к этому только подбирается. Дело тут, похоже, еще и в том, что полноценного законодательного органа в Союзном государстве — парламента — нет, его функции (очевидно, не все) исполняет Парламентское Собрание. Как результат, законотворческая база в России и Беларуси развивается независимо друг от друга. Об этом как раз и говорил на заседании постоянного семинара председатель Комиссии Парламентского собрания по законодательству и регламенту, член Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артем Туров. Поэтому время от времени возникает необходимость нивелировать значительные отличия в белорусских и российских законах дополнительными законодательными актами или договорами.

«Нам пора переходить от гармонизации законодательства к законотворчеству прямого действия, направленному в будущее», — считает Андрей Туров.

Впрочем, это не единоличная его мысль. Год назад на Пятом Форуме регионов Беларуси и России в Могилеве о целесообразности рассмотрения возможности разработки модельных законов в Союзном государстве заявил председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаил Мясникович. Его поддержала спикер Совета Федерации Федерального собрания России Валентина Матвиенко, и такое предложение было включено в рекомендации Форума.

«В последние несколько лет Комиссия Парламентского Собрания по законодательству и регламенту прорабатывает комплексные подходы к переходу от сближения законодательств Беларуси и России до построения единого правового пространства Союзного государства», — рассказал на семинаре в Геленджике заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей
Национального собрания Беларуси по труду и социальным вопросам Виталий Шилов. По его словам, для достижения этой цели предстоит много работы.

На первом этапе гражданам и субъектам хозяйствования одного государства-участника на территории другого государства-участника обеспечивается равенство с правами граждан и субъектов хозяйствования принимающей стороны.

Второй этап — широкое и всеобъемлющее сближение законодательства двух стран, в первую очередь в экономической и социальной сферах. «Именно на этом этапе оказывается востребованным модельное законотворчество, позволяющее вырабатывать единые правила и единые социальные стандарты», — считает Виталий Шилов.

Третий этап — единое правовое поле. Он достижим после принятия единых законов Союзного государства прямого действия и в Беларуси, и в России. До этого, по словам парламентария, нам еще далеко.

Важно и для регионов

Кстати сказать, разница в законах создает неудобство не только для тех, кто приехал в другую, но союзную страну. О заинтересованности в единых правилах игры говорил на семинаре и председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Андрей Горбань. По его словам, формирование единого экономического пространства, расширение возможностей производственной кооперации в высокой степени интересуют органы и исполнительной, и законодательной власти Краснодарского края.

«Потенциал сотрудничества Кубани и Беларуси, по оценкам специалистов, очень высок. Нам есть что предложить друг другу, есть чему поучиться, — сказал он. — Наши контакты по горизонтали должны быть подкреплены на федеральном уровне через выстраивание общего правового поля, и тогда наши связи в области экономики, культуры, экологии получат новый импульс и новые перспективы развития».

К слову, в прошлом году между Законодательным собранием Краснодарского края и Могилевским областным Советом депутатов было подписано Соглашение о сотрудничестве. Ранее подобные соглашения были подписаны с Гомельским и Брестским областными Советами депутатов.

Собрание может

В то же время тема эта многогранна и требует участия как законотворцев, так и ученых, считает директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов. Он обратил внимание на то, что в рамках ЕАЭС принятие модельных законодательных актов не предусмотрено. Сближение законодательств стран пятерки достигается исходя из положений, указанных в Договоре о создании Евразийского экономического союза.

По мнению Вадима Ипатова, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России полномочно принимать модельные законодательные акты. При этом вопрос формы модельного законотворчества является дискуссионным. «В настоящее время модельное законотворчество в рамках Союзного государства должно развиваться с учетом положений и соглашений, — считает он. — После создания Парламента Союзного государства возможен пересмотр форм модельного законотворчества». Эффективность же модельного законотворчества, по словам Вадима Ипатова, может быть обеспечена только при условии предварительного тщательного изучения законодательства Республики Беларусь и России, отработки процедуры принятия модельных актов, обеспечивающих учет и интересы всех государств-участников, а также создания системы мониторинга использования модельных актов при формировании национальных законодательств Беларуси и России.

Помимо определения форм модельного законотворчества в рамках Союзного государства важно выделить для него и приоритетные сферы. По мнению специалистов Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси, к таким могут быть отнесены создание единого образовательного пространства, цифровая экономика, беспилотный транспорт, вопросы роботизации и искусственного интеллекта, киберфизических систем между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

Заместитель начальника Департамента правового регулирования Постоянного комитета Союзного государства Анна Шпак согласилась, что информационные технологии, цифровая экономика и все, что с этим связано, — это те сферы, для которых Парламентское Собрание могло бы написать определенные правовые рекомендации. «Поскольку на сегодняшний день эти сферы довольно новые и они еще на начальном этапе, формат их можно было бы урегулировать, и эта схема могла бы быть единообразной», — рассуждает она. В то же время уже действующие законы, принятые в наших странах, имеют давние правоотношения и нуждаются скорее в точечных коррективах, чем в модели, считает представитель Посткома.

Сферами, в которых использование модельного законотворчества необходимо и целесообразно, участники семинара посчитали также обеспечение равных прав граждан и единые социальные стандарты, обеспечение равных условий субъектам хозяйствования. Перспективными для сближения через модельные законы были названы гражданское, бюджетное, налоговое и земельное законодательство, законодательство о труде и занятости, о социальном страховании, о науке, об информации, информатизации, о культуре, об искусстве и спорте.

Ольга МЕДВЕДЕВА, г. Геленджик

Название в газете: От названия — к делу

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.