Вы здесь

Композитор Дмитрий Фрига: Самое дерзкое еще впереди


Вы любите кино? А театр? А рекламу? А знаете, чья музыка не выходит из вашей головы после спектакля? А чью мелодию напевали после фильма? Задумывались, кто придумал те аккорды, по которым без запинки угадывается любимый бренд? Не знаете? А вот композитор Дмитрий Фрига точно знает, кто создал саундтреки к кинокартинам «Выше неба», «ГараШ», «РАRTY-ZАN фильм», кто украсил звуком Театр белорусской драматургии, кто написал ноты к любимым (или наоборот?) рекламным роликов. Догадываетесь, почему?


— Многие признаются, что стали музыкантами благодаря родителям: они первыми заметили талант и, иногда вопреки детскому желанию, привели в музыкальную школу. Ваша история имеет подобное начало?

— Возможно, я вас удивлю: мои родители никогда не хотели, чтобы я учился в музыкальной школе. Помню, папа был даже против: куда, мол, нам это фортепиано. Но я настаивал... С ранних лет чувствовал, что должен заниматься творчеством. Маленьким я просто обожал читать стихи и петь. Поэтому учеба в музыкальной школе, а позже в Брестском музыкальном колледже имени Г. Ширмы и в БГПУ имени М. Танка на музыкальном отделении держалась исключительно на моем желании. Был, правда, момент, когда в средних классах я оказался перед выбором: музыка или информатика. Но, как видите, искусство взяло верх.

— Копирование чужих приемов считается естественным этапом становления творца. А вам, новичку, на кого хотелось быть похожим?

— Уже во время обучения в колледже, когда я начал углубленно изучать историю музыки, когда столкнулся с профессиональным анализом произведений, когда осмыслил, как развивается музыкальное искусство, среди большого количества мастеров выделились лица, которые стали моими ориентирами. Я открыл их для себя уже не просто как слушатель, но как профессионал. В академической музыке это Людвиг ван Бетховен и Сергей Прокофьев. А любимые представители популярной музыки — группы Quееn и Thе Bеаtlеs. Я восхищаюсь их упорством, работоспособностью, смелостью перед новым и рискованным. Их преодоление тривиальности и самокопиравания меня вдохновляет.

— Вы работали звукорежиссером на радиостанциях «Столица», «Юнистара», «Би-Эй», «Минская волна». Ни в колледже, ни в университете основы звукорежиссуры не излагаются. Где учились, оттачивали свое мастерство?

— Еще студентом я видел, как стремительно развивается музыкальная культура. Понимал, что умений, которые дают учебные заведения, недостаточно для успеха. Звукорежиссура, действительно, ни в колледже, ни в университете не преподавалась. Но я искал литературу, советовался со старшими коллегами... Безусловно, мне очень помогли огромные архивы «ютуб». А вообще я вечный ученик, вечный новичок. Каждый раз, берясь за новую работу, понимаю, что опять надо начинать сначала, опять надо учиться. Без самообразования профессионалу не обойтись.

— Как театральный композитор вы дебютировали в театре имени Янки Купалы в постановке Александра Гарцуева «Люди на болоте», а сегодня на сцене Театра белорусской драматургии ваша музыка звучит в гарцуевских же спектаклях «Три Жизели», «Пеликан», «Сирожа». Помните, как познакомились с мастером?

— Я тогда как раз работал на радио «Юнистар». Александр Гарцуев участвовал в одной из наших программ. После записи я рассказал о себе — об образовании, о своих сочинения, об опыте дирижирования — и предложил что-то написать для театра. Безусловно, Александр Федорович мог бы скептически воспринять такое ​​смелое предложение, но мастер заинтересовался и попросил показать несколько набросков. По счастью, ему понравилось, и он сразу же пригласил меня оформить постановку «Люди на болоте». Ответственность была огромная: такое произведение, да еще на сцене Купаловского! Но, как мне кажется, я справился неплохо. Сотрудничать с театрами для меня — большая радость. Но так случилось, что в последнее время не успеваю отслеживать, как проявляют себя в театре мои коллеги: недавно я стал отцом близнецов, и на премьеры у меня пока не хватает времени.

— А приведите, пожалуйста, примеры удачного, на ваш взгляд, музыкального оформления фильмов...

— В киномузыке специфика такова: музыкальная тема должна задавать тон, создавать атмосферу, передавать настроение картины, и в то же время она не должна раздражать, отвлекать внимание. Некоторые режиссеры удачно используют компиляцию известных музыкальных произведений. Как пример — «Сумерки» Кэтрин Хардвик. Специально для фильма была написана только одна фортепианная тема, остальное — метко подобранные песни знаменитых групп ... Мне очень нравится, как пишет для кино Алан Менкен. Прекрасно работает Дени Эльфман: оформленная им картина «Кошмар перед Рождеством» — прекрасный пример фильма-мюзикла. Шикарная музыка есть и у Рамин Джавади: думаю, многие знают его треки к фильмам «Железный человек», «Мир дикого Запада» и, безусловно, «Игра престолов». После просмотра упомянутых картин еще долго помнишь и музыку —  а это так ценно.

— Шестой год вы входите в независимое творческое объединение «Без Буслоў Артс», которое направлено на создание и продвижение фильмов. Как вы, профессиональный музыкант, пришли к мысли стать кинопродюсером?

— Однажды, сидя в кафе, мы с режиссером Андреем Курейчиком заговорили о том, что на белорусское кино сетуют все: публике нечего смотреть, актерам негде сниматься, а у постановщиков нет средств, за что снимать. И подумали: а почему бы нам просто не попробовать создать свое кино? Так, как можем. Так, как чувствуем. Появилась идея сделать фильм об автосервисе. Нашли гараж — и проблема с декорациями была решена. Только поставил свет — и площадка для съемок готова. Мы с Курейчиком скинулись по две с половиной тысячи долларов, и этих денег хватило на все расходы. За четыре съемочные смены сделали фильм «ГараШ». Картина была представлена ​​на кинофестивале «Листопад», а потом вышла и в широкий прокат. На тот момент «ГараШ» был самым коммерчески успешным белорусским фильмом. Важно было доказать, что и малобюджетное кино может иметь спрос. Сейчас нам, творцам, важно не останавливаться. Сегодня «Без Буслоў Артс» склоняется к созданию не коммерческого, а фестивального кино.

— Вы писали музыку для рекламы таких известных брендов, как Bоn Аquа, Соса-Соlа, MсDоnаlds, Gеfеst и многих других — на счету уже несколько сотен озвученных роликов. В чем тут специфика?

— Хочу сказать, что сроки работы над рекламной музыкой всегда очень короткие. Часто мне звонят из агентства, объясняют, что нужно сделать, а на другой день я уже сдаю заказ. Скорость — одно из главных требований к композитору, который работает в этой сфере. Но иногда бывают проекты, которые готовятся долго и коллективно. Например, однажды меня попросили написать гимн для футбольной команды. Для этого пригласили симфонический оркестр и хор, а запись делали в Доме радио. Незабываемый заказ! Хочу сказать, что реклама — очень полезный опыт. Каждый раз ты работаешь в новом жанре, каждый раз испытываешь себя.

— Для некоторых вы известный как Frіgа, — исполнитель авторских песен. Как решились писать песенные тексты по-английски?

— С проекта Frіgа, можно сказать, и началось мое профессиональное становление как композитора. Это так называемая первая проба пера. Сейчас вижу свои недостатки и в аранжировке, и в исполнении —понимаю, что многое можно было бы сделать по-другому, лучше. Но Frіgа — этап, через который я, молодой, должен был пройти, пусть и с ошибками. В начале деятельности сразу хотел определиться, кто мая аудитория, для кого я работаю. И этим вопросом, кстати, советую задаться всем новичкам — ответ многое определит. Мне, новичку, хотелось, чтобы творчество было востребовано и за рубежом, поэтому и писал песни по-английски. С текстами проблем хватало, но, к счастью, у меня были знакомые лингвисты, которые могли мне что-то подсказать, исправить, помочь отработать произношение. Еще в свое время мне очень повезло с преподавателем иностранного языка в университете — именно от нее получил основные знания.

— А какую свою работу вы считаете самой смелой, самой дерзкой?

—  Неожиданным поворотом в карьере стал авторский проект брата TrосkеnSаft, который дал мне возможность попробовать силы в электронной музыке. Удивительный опыт! Но самое дерзкое еще впереди: давно я думаю о том, чтобы написать оперу. Надо уже наконец собраться с силами!

Мария Страх, студентка ІV курса факультета журналистики БГУ

Выбор редакции

Культура

Художница Алеся Скоробогатая: Нет цели нравиться

Художница Алеся Скоробогатая: Нет цели нравиться

Имя художницы звучит все пять лет проведения «Осенних салонов».

Спорт

Спортсмен Валерий Макаревич: Мечта у меня одна — стать профессионалом своего дела

Спортсмен Валерий Макаревич: Мечта у меня одна — стать профессионалом своего дела

Как вратарь сборной Беларуси по пляжному футболу совмещает игру с ролью учителя и отца.  

Экономика

Советы по развитию предпринимательства стали работать более эффективно и результативно

Советы по развитию предпринимательства стали работать более эффективно и результативно

Значительное внимание на развитие малого и среднего предпринимательства начали обращать давно, причем на самом высоком государственном уровне.

Спорт

Спортивный психолог Екатерина Буча рассказывает, легко ли вырастить чемпиона

Спортивный психолог Екатерина Буча рассказывает, легко ли вырастить чемпиона

Как правильно определить вид спорта, который подходит для вашего ребенка, стоит ли вообще заставлять его ходить на тренировки?