Вы здесь

Композитор Дмитрий Фрига: Самое дерзкое еще впереди


Вы любите кино? А театр? А рекламу? А знаете, чья музыка не выходит из вашей головы после спектакля? А чью мелодию напевали после фильма? Задумывались, кто придумал те аккорды, по которым без запинки угадывается любимый бренд? Не знаете? А вот композитор Дмитрий Фрига точно знает, кто создал саундтреки к кинокартинам «Выше неба», «ГараШ», «РАRTY-ZАN фильм», кто украсил звуком Театр белорусской драматургии, кто написал ноты к любимым (или наоборот?) рекламным роликов. Догадываетесь, почему?


— Многие признаются, что стали музыкантами благодаря родителям: они первыми заметили талант и, иногда вопреки детскому желанию, привели в музыкальную школу. Ваша история имеет подобное начало?

— Возможно, я вас удивлю: мои родители никогда не хотели, чтобы я учился в музыкальной школе. Помню, папа был даже против: куда, мол, нам это фортепиано. Но я настаивал... С ранних лет чувствовал, что должен заниматься творчеством. Маленьким я просто обожал читать стихи и петь. Поэтому учеба в музыкальной школе, а позже в Брестском музыкальном колледже имени Г. Ширмы и в БГПУ имени М. Танка на музыкальном отделении держалась исключительно на моем желании. Был, правда, момент, когда в средних классах я оказался перед выбором: музыка или информатика. Но, как видите, искусство взяло верх.

— Копирование чужих приемов считается естественным этапом становления творца. А вам, новичку, на кого хотелось быть похожим?

— Уже во время обучения в колледже, когда я начал углубленно изучать историю музыки, когда столкнулся с профессиональным анализом произведений, когда осмыслил, как развивается музыкальное искусство, среди большого количества мастеров выделились лица, которые стали моими ориентирами. Я открыл их для себя уже не просто как слушатель, но как профессионал. В академической музыке это Людвиг ван Бетховен и Сергей Прокофьев. А любимые представители популярной музыки — группы Quееn и Thе Bеаtlеs. Я восхищаюсь их упорством, работоспособностью, смелостью перед новым и рискованным. Их преодоление тривиальности и самокопиравания меня вдохновляет.

— Вы работали звукорежиссером на радиостанциях «Столица», «Юнистара», «Би-Эй», «Минская волна». Ни в колледже, ни в университете основы звукорежиссуры не излагаются. Где учились, оттачивали свое мастерство?

— Еще студентом я видел, как стремительно развивается музыкальная культура. Понимал, что умений, которые дают учебные заведения, недостаточно для успеха. Звукорежиссура, действительно, ни в колледже, ни в университете не преподавалась. Но я искал литературу, советовался со старшими коллегами... Безусловно, мне очень помогли огромные архивы «ютуб». А вообще я вечный ученик, вечный новичок. Каждый раз, берясь за новую работу, понимаю, что опять надо начинать сначала, опять надо учиться. Без самообразования профессионалу не обойтись.

— Как театральный композитор вы дебютировали в театре имени Янки Купалы в постановке Александра Гарцуева «Люди на болоте», а сегодня на сцене Театра белорусской драматургии ваша музыка звучит в гарцуевских же спектаклях «Три Жизели», «Пеликан», «Сирожа». Помните, как познакомились с мастером?

— Я тогда как раз работал на радио «Юнистар». Александр Гарцуев участвовал в одной из наших программ. После записи я рассказал о себе — об образовании, о своих сочинения, об опыте дирижирования — и предложил что-то написать для театра. Безусловно, Александр Федорович мог бы скептически воспринять такое ​​смелое предложение, но мастер заинтересовался и попросил показать несколько набросков. По счастью, ему понравилось, и он сразу же пригласил меня оформить постановку «Люди на болоте». Ответственность была огромная: такое произведение, да еще на сцене Купаловского! Но, как мне кажется, я справился неплохо. Сотрудничать с театрами для меня — большая радость. Но так случилось, что в последнее время не успеваю отслеживать, как проявляют себя в театре мои коллеги: недавно я стал отцом близнецов, и на премьеры у меня пока не хватает времени.

— А приведите, пожалуйста, примеры удачного, на ваш взгляд, музыкального оформления фильмов...

— В киномузыке специфика такова: музыкальная тема должна задавать тон, создавать атмосферу, передавать настроение картины, и в то же время она не должна раздражать, отвлекать внимание. Некоторые режиссеры удачно используют компиляцию известных музыкальных произведений. Как пример — «Сумерки» Кэтрин Хардвик. Специально для фильма была написана только одна фортепианная тема, остальное — метко подобранные песни знаменитых групп ... Мне очень нравится, как пишет для кино Алан Менкен. Прекрасно работает Дени Эльфман: оформленная им картина «Кошмар перед Рождеством» — прекрасный пример фильма-мюзикла. Шикарная музыка есть и у Рамин Джавади: думаю, многие знают его треки к фильмам «Железный человек», «Мир дикого Запада» и, безусловно, «Игра престолов». После просмотра упомянутых картин еще долго помнишь и музыку —  а это так ценно.

— Шестой год вы входите в независимое творческое объединение «Без Буслоў Артс», которое направлено на создание и продвижение фильмов. Как вы, профессиональный музыкант, пришли к мысли стать кинопродюсером?

— Однажды, сидя в кафе, мы с режиссером Андреем Курейчиком заговорили о том, что на белорусское кино сетуют все: публике нечего смотреть, актерам негде сниматься, а у постановщиков нет средств, за что снимать. И подумали: а почему бы нам просто не попробовать создать свое кино? Так, как можем. Так, как чувствуем. Появилась идея сделать фильм об автосервисе. Нашли гараж — и проблема с декорациями была решена. Только поставил свет — и площадка для съемок готова. Мы с Курейчиком скинулись по две с половиной тысячи долларов, и этих денег хватило на все расходы. За четыре съемочные смены сделали фильм «ГараШ». Картина была представлена ​​на кинофестивале «Листопад», а потом вышла и в широкий прокат. На тот момент «ГараШ» был самым коммерчески успешным белорусским фильмом. Важно было доказать, что и малобюджетное кино может иметь спрос. Сейчас нам, творцам, важно не останавливаться. Сегодня «Без Буслоў Артс» склоняется к созданию не коммерческого, а фестивального кино.

— Вы писали музыку для рекламы таких известных брендов, как Bоn Аquа, Соса-Соlа, MсDоnаlds, Gеfеst и многих других — на счету уже несколько сотен озвученных роликов. В чем тут специфика?

— Хочу сказать, что сроки работы над рекламной музыкой всегда очень короткие. Часто мне звонят из агентства, объясняют, что нужно сделать, а на другой день я уже сдаю заказ. Скорость — одно из главных требований к композитору, который работает в этой сфере. Но иногда бывают проекты, которые готовятся долго и коллективно. Например, однажды меня попросили написать гимн для футбольной команды. Для этого пригласили симфонический оркестр и хор, а запись делали в Доме радио. Незабываемый заказ! Хочу сказать, что реклама — очень полезный опыт. Каждый раз ты работаешь в новом жанре, каждый раз испытываешь себя.

— Для некоторых вы известный как Frіgа, — исполнитель авторских песен. Как решились писать песенные тексты по-английски?

— С проекта Frіgа, можно сказать, и началось мое профессиональное становление как композитора. Это так называемая первая проба пера. Сейчас вижу свои недостатки и в аранжировке, и в исполнении —понимаю, что многое можно было бы сделать по-другому, лучше. Но Frіgа — этап, через который я, молодой, должен был пройти, пусть и с ошибками. В начале деятельности сразу хотел определиться, кто мая аудитория, для кого я работаю. И этим вопросом, кстати, советую задаться всем новичкам — ответ многое определит. Мне, новичку, хотелось, чтобы творчество было востребовано и за рубежом, поэтому и писал песни по-английски. С текстами проблем хватало, но, к счастью, у меня были знакомые лингвисты, которые могли мне что-то подсказать, исправить, помочь отработать произношение. Еще в свое время мне очень повезло с преподавателем иностранного языка в университете — именно от нее получил основные знания.

— А какую свою работу вы считаете самой смелой, самой дерзкой?

—  Неожиданным поворотом в карьере стал авторский проект брата TrосkеnSаft, который дал мне возможность попробовать силы в электронной музыке. Удивительный опыт! Но самое дерзкое еще впереди: давно я думаю о том, чтобы написать оперу. Надо уже наконец собраться с силами!

Мария Страх, студентка ІV курса факультета журналистики БГУ

Выбор редакции