Вы здесь

Чем похожи библиотеки будущего на Ванессу Мэй?


Гибкий, мобильный, полиглот, укрощает лавины информации, управляет цифровыми активами, ловит дух времени, прогнозирует потребности пользователей, налаживает международные контакты ... Это современный библиотекарь. И выходит он с факультета информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств — библиотечной кузницы кадров, которая в этом году отмечает 75-летний юбилей. Факультет информационно-документных коммуникаций (бывший библиотечный) был создан в 1944 году в составе Минского педагогического института имени А. М. Горького, и, что примечательно, именно на его базе в 1975 году открылся Минский институт культуры (ныне БГУКиИ).


Первые преподаватели библиотечного факультета Иосиф Симановский, Нина Ватати, Николай Толкачев (справа налево сидят) с учениками. 1947 год.

Занятия стартовали 2 октября 1944 года и проводились на базе минских школ № 13 и № 35 с первыми 30 студентами (а в конце 1950-х годов на факультете обучалось уже более 200 студентов). Среди первых преподавателей библиотечного факультета — легендарные Иосиф Симановский, который возглавил кафедру и руководил ею в течение девяти лет, был первым деканом библиотечного факультета, и Нина Ватати. Их можно рассмотреть на фотографии, датированной 1947 годом, найденной в архиве факультета.

— 75 лет назад было положено начало профессионального библиотечного образования Беларуси, напоминает проректор по научной работе БГУКиИ Виктор Языкович.— За эти годы библиотечный факультет получил сильное развитие. Подготовлены тысячи высококвалифицированных специалистов для библиотечной системы нашей страны и зарубежья.

Отсюда вышли такие мэтры библиотечного дела, как Василий Леончиков, Лилия Демешко, Нина Лейко, Софья Павлова, Николай Яцевич ... Роман Мотульский прошел все ступени университетской библиотечной лестницы, в феврале 1998 года был назначен на должность декана, сегодня с особой теплотой высказывается об альма-матер:

— Одновременно с юбилеем родного факультета и у меня знаменательная дата: 40 лет назад я стал студентом Минского института культуры факультета библиотековедения и библиографии. Кажется, прошло не сорок лет, а четыре, и совсем недавно Эдуард Михайлович Кравченя принимал у меня документы. Кстати, этот человек сыграл ключевую роль в моей жизни, потому что я выбирал, куда идти: в Минск или в Киев. Кравченя сказал, что надо в Минск. Сорок лет назад декан Владимир Аврамавич Фомин вручил нам студенческие билеты. Мне повезло: лекции читал первый студент из первого набора в 1944 году —Александр Филиппович Галузо, легендарная личность. Он рассказывал, как проходили первые занятия в то время в разрушенном Минске: более разбирали завалы, а завтракали одной сигарой. Занятия по белорусскому языку проводила Вера Адамович, жена известного писателя. Все эти лица создавали библиотечное образование.

— За время существования факультета было подготовлено более 16 тысяч специалистов для библиотечного и музейного дела, — говорит декан факультета информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств Юлия Галковская.

Строители передали первому ректору символический ключ во время открытия Минского института культуры 6 октября 1975 г.

Развитие библиотечно-информационного и музейного образования, совершенствование практической деятельности в связи с потребностями инновационной экономики, повышение конкурентоспособности библиотечного специалиста —  задачи сегодняшнего времени. Шагом к их решению стала недавняя международная научно-практическая конференция «Библиотеки и музеи в современной образовательной и социокультурной среде: сохранение традиций и перспективы развития». Участие в ней приняли более 140 представителей стран ближнего и дальнего зарубежья: России, Украины, США, Польши, Азербайджана. В фокусе оказались вопросы трансформации книжниц и музеев в цифровую эпоху и создания нового облика книжницы — многофункционального центра, также обсуждалась проблема жизнеспособности книжницы в условиях господства интернета. Библиотеки должны меняться вместе с миром и находить способы выполнять свои миссионерские задачи, убежден и Роман Мотульский. Он предлагает переосмыслить образ современного библиотекаря и сравнивает того со ... скрипкой: «Без скрипки невозможно представить симфонический оркестр. Первая скрипка в оркестре играет исключительно по нотам, не отступит ни на йоту от партитуры. Невозможно представить, чтобы она ошиблась и сфальшивила. Это наша классическая библиотека и библиотекарь. Она сформировалась в XIX веке. В такую ​​библиотеку надо было приходить в парадном костюме. Эти книжницы переступили через века».

Есть и такая скрипка, которая играет в ресторанах, на улице. Скрипачу не нужен ноты —,он куражится. Ему не всегда аплодируют, как первой скрипке. Но или меньше у него слушателей, чем у скрипки, которая играет в оркестре? Это библиотекарь, который имел только начальное образование, но тот, который создал основу для современной книжницы, проводит параллель Роман Мотульский: «Ванесса Мэй — скрипачка, композитор, певица, хореограф... Играет по нотам, но исключительно без нот на память. Нам нужна Ванесса Мэй — такой специалист, который будет знать смарт-форматы, все правила библиографического описания, все системы классификации на память, обладать интернет-технологиями, знать n-ное количество иностранных языков и делать это легко, как Ванесса Мэй».

Наталья СВЕТЛОВА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.