Вы здесь

Как в Витебске делают подъемные механизмы


Корреспондент «СЕ» побывал на предприятии в Витебске, где изготавливают подъемное и специальное оборудование. Всего там производится более 80 видов техники (в том числе автогидроборты, бурильно-крановые механизмы, краны-манипуляторы).

Эта техника и оборудование экспортируются в страны ЕАЭС, ЕС, и даже на африканский континент и в Южную Америку.

Партнеры — производители автомобилей «МАЗ», «КАМАЗ», «УРАЛ», «ГАЗ»... Продукция занимает примерно 30 процентов российского рынка при экспорте 60 процентов, констатирует директор частного предприятия «Машиностроительная компания «Витебские подъемники» Андрей СИДОРОВ.


Руководитель уверяет, что его завод самый большой в СНГ в конкретном производственном сегменте.

По его словам, в последнее время весьма радует активизация заказов на грузинском и украинском рынках. Продукция, в частности, была представлена на белорусско-украинском форуме регионов в Житомире. Рассматривается вопрос по сотрудничеству с Прибалтикой, осуществляются поставки на Филиппины, Кипр, новый рынок Туркмении открылся для освоения...

Чтобы показать производство, недавно на предприятии провели День открытых дверей. Цель — привлечь людей для работы в машиностроении. На заводе особый интерес к молодёжи. Кадры, тем более перспективные, — самый дорогой ресурс, подчеркивает предприниматель.

Интересная практика: потенциальным новичкам предлагают, как говорится, присмотреться, поработать неделю. Понравится, все устраивает их, как и работодателей, тогда руководство ведет разговор о возможном трудоустройстве на постоянной основе.

С витебскими колледжами и высшими учебными заведениями компания наладила тесное взаимодействие. Учащимся и студентам предлагают пройти на предприятии практику. Им обещают финансовые и прочие бонусы. Кстати, средний возраст работников фирмы — 37 лет.

На предприятии есть учебный центр переподготовки и повышения квалификации «Овидий». Он был создан десять лет назад и является юридическим лицом. Учебный центр проводит обучение по специальностям машинист мостового, башенного, автомобильного кранов, машинист автогидроподъемника и гидроманипулятора. Тут же готовят специалистов по ремонту автогидроподъемников, кранов, обучают различным рабочим специальностям, а еще проводят аттестацию сварщиков.

Андрей Сидоров лично показал журналисту нашего издания образцы продукции. Рассказал, как организовано производство, поделился перспективными идеями. Например, в серийное производство здесь запускается мусоровоз: вначале объемом кузова, способном вместить от 9 до 11 тонн груза, потом — 19—21. Возведут для этого новый цех площадью приблизительно четыре тысячи «квадратов» (120 метров длиной). Он и будет использоваться для изготовления коммунальных машин. В следующем году начнется их серийный выпуск. Опытный образец уже можно испытать.

«Таким образом, завод подъемно-транспортных машин станет предприятием по изготовлению спецтехники», — рассуждает бизнесмен.

А все начиналось примерно десять лет назад — с выпуска первого подъемника. До этого Андрей Сидоров около пяти лет занимался продажей аналогичного оборудования и его обслуживанием.

Инженер по образованию, специалист по кранам и подъемникам — закончил Могилевский машиностроительный институт — он замечал недостатки товара и то, что можно было бы улучшить. К тому же еще в юношеские годы ему очень хотелось конструировать и изготавливать собственные изделия.

Шутит, что как многие в будущем известные бизнесмены автомобильной промышленности, начинал сборку своего подъемника в гараже. Вместе с единомышленниками вручную собрали первый подъемник. У них тогда не было необходимого оборудования, автоматических прессов — что-то где-то заказывали, сами вырезали и вытачивали детали.

Это сейчас ежегодно на предприятии реализуют пару-тройку новых проектов с постановкой на серийное производство. Примерно 400—450 машин разного типа в год — такая производительность завода.

У витебского предприятия собственное конструкторское бюро. Импортная составляющая при производстве минимальная: в пределах 11 процентов.

Предприятие имеет более пяти патентов на специальное оборудование, не имеющее аналогов в странах СНГ и зарубежья, оборудование для строительства и обслуживания метрополитена, железнодорожного транспорта, установки для горнодобывающей промышленности, технику для Министерства обороны...

В планах — широкая линейка продукции для сельского хозяйства: «навесок» для использования в различных целях.

Максимальная высота, на которую может поднять человека или груз витебский подъемник — 56 метров.

Новинка — компактный подъемник на базе легкого грузовичка «ГАЗ», который «возвысит» до 15 метров. «Самая большая вышка с подъемом до 15 м на самой маленькой машине», — констатировал бизнесмен. Кстати, этой «штукой» дали управлять журналисту «СЕ» — между прочим, с помощью пульта. И буквально одной левой, без всякой подготовки, я легко поднял и опустил оборудование.

Андрей Сидоров говорит, что рынок Европейского союза сложнен не потому, что технические характеристики белорусского производителя не соответствуют высоким требованиям, а по другим причинам. В частности, там квоты для импортеров, рынок почти недоступен для производителей вне ЕС.

Но есть возможности, как говорится, пробить эту стену. Один из недавних заказов — подъемники для английских пожарных на базе автомобиля «Форд». Спасатели СНГ, кстати, уже давно высоко оценили продукцию из Витебска.

Во время экскурсии бизнесмен не без гордости показал конвейер, который разработан на предприятии. Он позволил до минимума снизить затраты, количество людей, занятых на производстве. В частности, не нужен мастер, тем более — начальник участка. Компьютерная программа, разработанная здешними программистами, просчитает в режиме «онлайн», сколько времени потрачено на конкретный технологический процесс, что пошло не так, как надо, даже — сколько получит рабочий... Программа учитывает поступления, учет и списание всех затрат и материалов на заводской номер конкретного механизма, который находится на конвейере. Последний рассчитан для работы всего девяти человек, и они собирают по 35 машин в месяц.

Эта автоматизированная система управления производством авторская, она заимствована с других предприятий, не скрывает гордости владелец фирмы.

Благодаря инновационной организации труда, на 170 процентов (!) увеличена производительность. Соответственно выросла и оплата труда: ежемесячно в эквиваленте 600 долларов в среднем по предприятию...

Александр ПУКШАНСКИЙ

Выбор редакции

Культура

Алесь Бадак: Важно найти переводчика, который тебя поймет

Алесь Бадак: Важно найти переводчика, который тебя поймет

Поэт и прозаик Алесь Бадак много лет работал в литературных периодических изданиях Беларуси, а с 2015 года возглавляет издательство «Мастацкая літаратура». 

Экономика

О сотрудничестве с Татарстаном — на конкретных примерах

О сотрудничестве с Татарстаном — на конкретных примерах

Здесь довольны белорусским транспортом.

Общество

Что посмотреть в Пскове?

Что посмотреть в Пскове?

Корреспондент «СЕ» посетил древнерусский город.