Вы здесь

Гуру педагогики Росс Моррисон МакГилл: Общественность не думает, что вы, дорогие учителя, работаете много


«Урааааааа !!!!!». «Я так понимаю, что мы скоро встретимся?». «Аналогичная радость. На одной волне ». «И я, и я, и я!». «Правда, как же классно, когда люди из разных уголков Беларуси понимают, о чем речь. До встречи, друзья». «Скоро увидимся». Такими эмоциями делились в «Фейсбуке» педагоги, которые получили приглашение на ЕdСаmр Bеlаrus - 2019. Учителя отсчитывали дни до его начала, как дети в ожидании Нового года.


Росс Моррисон МакГилл: «Общественность не думает, что вы, дорогие учителя, работаете много. Также они думают, что вам платят хорошо...»

По доброй воле

Педагогическая (не)конференция прошла в столичном клубе «Имагуру» уже в третий раз с неизменным аншлагом. В свои выходные дни учителя со всей страны приехали в столицу, чтобы поделиться друг с другом самыми современными педагогическими практиками или просто послушать мастер-классы от «гуру» педагогики. Главный принцип форума – добровольность: «дай, если можешь, возьми – если хочешь».

Все здесь могут быть как спикерами, так и слушателями. Могут предложить свою педагогическую идею, озвучить проблему и пути ее решения, исходя из собственного опыта, провести мастер-класс, а могут просто проголосовать за то, что хотят услышать.

Кто-то метко сравнил ЕdСаmр с наркотиком, от которого невозможно отказаться. Кто-то назвал его учительским кислородом, который помогает выживать. Многие из участников педагогической (не)конференции считают себя белыми воронами в школах, а ЕdСаmр дает им возможность попасть в череду таких же, как ты сам. Эффект неформальной встречи активных учителей в том, что она вдохновляет, после нее хочется работать по-новому, творчески, активно, плодотворно и в современном формате. «Сотрудничество – для будущего» – именно так была сформулирована общая идея для ЕdСаmр Bеlаrus –2019.

Гостем мероприятия стала посол Великобритании в Беларуси Жаклин Перкинс: именно благодаря посольству этой страны состоялся визит в Беларусь такой «мегазвезды», как Росс Моррисон МакГилл. Его сайт tеасhеrtооlkіt.со.uk регулярно входит в топ-100 самых полезных педагогических ресурсов. Росс МакГилл номинировался газетой Thе Sundау Tіmеs на звание одного из 500 самых влиятельных людей Великобритании. Более 25 лет он преподавал трудовое обучение и технологии (был «Учителем года Великобритании» в 2004 году) и руководил одной из самых сложных лондонских школ.

– Сегодня мы живем в условиях глобализации, источников информации очень много, их число постоянно увеличивается. Медиаграмотность, о которой мы будем сегодня говорить, очень важный навык, который нужно развивать у подрастающего поколения, – подчеркнула госпожа Жаклин Перкинс. – Как отличить истинную информацию от ложной? Британское посольство заинтересовано в поддержке программ по противодействию дезинформации.

Три точки опоры

Стало традицией обозначать на карте Беларуси населенные пункты, откуда приехали участники EdCamp.

– Я открою для вас секрет: педагогика – это наука, – начала с шутки свое выступление заместитель председателя Общества белорусской  школы Тамара Мацкевич. – А наука любое слово, не подтвержденное цифрой, считает пустым. До поры до времени наши педагоги-ученые даже не подозревали, что существует общепринятая методика расчета эффективности воздействия различных факторов на обучение. И любое нововведение – или новый учебник, или школьная форма, продолжительность каникул, использование гаджетов или время начала занятий, –  все предварительно исследуется и измеряется в цифрах, а только потом принимается решение, внедрять это в образовательный процесс или нет. Так вот, самым эффективным фактором воздействия на академическую успеваемость учащихся, на качество обучения была признана «коллективная эффективность учителей». Если объяснять просто, то это уверенность учителей в том, что коллективными усилиями они могут достичь значительных результатов. Даже если им достались не самые талантливые и мотивированные ученики.

А вот проблемы, которые вызывают самые горячие споры в нашем обществе, имеют наименьший размер эффекта: количество учеников в классе, необходимость оставлять неудачников на повторное обучение, возможность выбора школы, введение школьной формы ... Мы забираем мобильные телефоны у детей, вместо того чтобы использовать их в учебном процессе.

– Хорошо уже то, что слово «реформа» больше не ассоциируется у нас с угрозой, – рассуждает Тамара Мацкевич. – Как физик по образованию, скажу вам, что нужны как минимум три точки опоры, чтобы реформа была успешна: это реформа в содержании, в технологиях и методике и в системе управления образованием. Учителя, к сожалению, пока мало могут влиять на содержание, но благодаря реализации программы по медиаобразованию мы постепенно начинаем менять наполнение учебников, делаем их более современными. Руководителей учреждений образования мы также пока не выбираем. А вот технологии обучения в наших руках. Нужно только дать большую свободу учителем...

Информация или мнения?

Панельная дискуссия на тему «Взаимодействие бизнеса и образования: что, кроме денег?»

Старт (не)конференции дала панельная дискуссия на тему «Взаимодействие бизнеса и образования: что, кроме денег?». Одним из примеров такого успешного взаимопроникновения стала программа «Учитель для Беларуси».

– Это совместный проект БПС-Сбербанка и Министерства образования. Он нацелен на привлечение в школы в небольших городах и населенных пунктах креативных и неравнодушных учителей, которые могут и хотят привнести в профессию педагога новые идеи, стремятся к саморазвитию, готовы к изменениям (в том числе и к переезду на новое место) и верят в свои силы, – объясняет Елена Мельченко, оператор программы «Учитель для Беларуси». – Был создан местный образовательный фонд «Новая школа», к проекту могут присоединиться любые компании-доноры, которые хотят внести вклад в развитие качественного образования в регионах. Мы очень надеемся, что наша программа станет своеобразным инкубатором образовательных проектов. Каждый учитель, который стал ее частью, должен будет придумать и реализовать проект, который впишется в местный контекст и сделает школу центром локального сообщества. Это может быть классный или общешкольный проект, в который будут вовлечены и родители школьника, и педагоги, и жители окрестных населенных пунктов: от создания школьного театра до решения экологических задач. А затем мы сможем транслировать их опыт и на другие регионы.

– В бизнесе я привык решать все вопросы, используя определенный алгоритм: от постановки проблемы к поиску ее решений, – подчеркивает соучредитель и управляющий партнер онлайн-гипермаркета 21vеk.bу Павел Матусевич. – Но я наблюдаю низкую вовлеченность людей в собственную жизнь, им неинтересно то, что с ними происходит. Я не знаю, как и когда в школе «убивают» эту заинтересованность. Мне важно, чтобы в моей компании все понимали, какая у нас общая цель, и чтобы знали связь между общей и личной целями. По моему мнению, в образовании нужно формировать пространство для осознанного выбора, формировать у детей навык учиться.

– А я работаю в вузе с тем, что получилось или не получилось у вас, – обратился к школьным учителям представитель ВТБ-банка и университетский преподаватель Михаил Новоселов. – И должен констатировать, что студенты не умеют работать с информацией и критически ее воспринимать. Они пользуются не информацией, а суждениями. И не создают собственные мысли. Если им не нравится мнение, то они найдут другое, которое их устроит.

– Мы все не умеем задавать вопросы, потому что в школе это, мягко говоря, не приветствовалось, в вузах за вопросы к преподавателю можно было получить кличку «ботан». На первом рабочем месте молодому специалисту также говорят: «Не спрашивай, я же тебе все объяснил». Между прочим, умение задавать вопросы – очень полезный навык для каждого из нас, – уверена Ксения Кручинина, руководитель humаn rеsеаrсh dераrtmеnt инвестиционной компании (фонда) Hахus. – Мы не знаем, какие навыки нужны современной молодежи, чему их учить. Так давайте спросим об этом у самих молодых людей...

Образовательные тренды

Безусловно, самой захватывающей получилась ярмарка педагогических идей, ради чего, собственно говоря, педагоги и собрались. У желающих была только одна минута на то, чтобы привлечь внимание коллег. Учителя хотели поделиться опытом создания медиауроков и нестандартных классных часов, STЕАM-подходами в преподавании ... биологии, стратегиями активной оценки при изучении лирических произведений на уроках литературы, использованием активной оценки в работе классного руководителя, приемами драмогерменевтики на уроках истории, использованием мнемотехник для совершенствования лексических навыков, технологией проектного обучения ЕduSсrum.

 

Тамара Качкан, учитель белорусского языка и литературы из ВПК «Подольский детский сад - средняя школа» Островецкого района, предложила провести мастер-класс на тему «Приемы визуализации учебного материала на уроках белорусской литературы, или Как избежать эффекта «сквозняка». «Чем помогут секреты Серафини на современном уроке?» – интриговала коллег учитель истории и обществоведения из средней школы № 2 г. Рогачева Ольга Кравченко. «Мобильный телефон на уроке: волк в овечьей шкуре или эффективное средство совершенствования учебно-познавательной компетенции учащегося?» – заманивала участников ЕdСаmр учительница иностранного языка с лепельской гимназии Екатерина Заяц.

«В одно ухо влетает, в другое ... или Секреты эйдетики для Х, У, Z», – так сформулировала свою идею учительница английского языка из мозырской средней школы № 14 Вероника Орлова и заместитель директора СШ № 14 г. Новополоцка Ольга Кецко.

Была заявлена ​​и такая тема, как «Бриколаж в образовании». Это новый образовательный тренд, суть которого заключается в использовании педагогом подручных средств и инструментов для развития творческого мышления у своих воспитанников. Это может быть все что угодно, кроме учебников. Такой метод не требует готовых методичек и разрешений сверху.

«Как сделать открытый урок безопасным для учителя, который его дает, и эффективным для всех, кто будет на нем присутствовать?» – так звучала тема мастер-класса заместителя директора жлобинской средней школы № 13 Елены Ананчиковой. Всем участникам (не)конференции давались три стикера, которыми они могли проголосовать за те темы, которые показались им наиболее актуальными. И это была задача не из легких, потому что услышать хотелось всех.

Стикерами участники (не)конференции голосовали за те темы, которые показались им наиболее актуальными. И это была задача не из легких...

Кто работает много?

«Для учителей, которые не делятся с коллегами своими знаниями, в аду будет особое место», – пошутил британский гость Росс Моррисон МакГилл. Росс относится к тем немногим, кто застрял в школе на 25 лет. Потому что «педагогика – в моей ДНК», как он сам о себе говорит. Дело в том, что педагогическая деятельность –  непрестижное занятие не только в нашей стране, а повсеместно.

– Сейчас в Великобритании насчитывается 443 тысячи учителей. Каждый год в школы приходит приблизительно 20-25 тысяч новых. И впервые получилось, что ушло больше педагогов, чем пришло. Статистика свидетельствует, что в среднем учитель работает в школе 13 лет. До 40% молодых педагогов уходят в первые пять лет (большинство – в первые два-три года работы), – констатирует Росс. – 350 тысяч квалифицированных учителей с дипломами в Британии сейчас не работают по полученной профессии: они или не приходят в школы, получив педагогическое образование, или уходят оттуда и мы не можем их вернуть.

В 2008 году Росс МакГилл начал вести свой учительский блог, а затем создал сайт tеасhеrtооlkit.со.uk – инструменты для учителя, у которого сейчас более 10 миллионов читателей, продвигает его в социальных сетях.

– Последние два года я решил путешествовать, встречаться с коллегами, делиться идеями. Я не знаю все ответы –  просто пытаюсь их найти, и это делает меня влиятельным человеком, – улыбается Росс. – Моя большая аудитория дает мне возможность проводить опросы и исследования, чтобы составить определенную картину по тому или иному вопросу. Например, учителя из всех стран жалуются на большое количество отчетов и электронных писем, на которые им приходится отвечать. Я интересовался, почему они уходят из профессии, опросил около тысячи педагогов в Британии. Для нашей страны главными причинами ухода являются высокая рабочая нагрузка, давление со стороны управления стандартов (это такой контролирующий орган в образовании), плохое поведение учеников и низкие зарплаты. Средняя рабочая нагрузка на учителей составляет 45-55 часов в неделю. У руководителей школ она может достигать 80 часов. Самое обидное: общественность не думает, что вы, дорогие учителя, работаете очень много. Также они считают, что вам платят хорошо.

«Если вы встречаетесь со «сложными» родителями своих учеников, лучше не садитесь, а стойте, тогда встреча пройдет быстрее», – еще одна шутка от Росса. «Признайтесь, а кто из вас любит учительские собрания? Никому они не нравятся, так для чего они нам тогда нужны? Лучше встретиться с коллегами в кафе ... А нравится ли вам, когда к вам на урок приходят и его оценивают? Что-то я не наблюдал подобного в медицине», – говорит Росс МакГилл, продолжая перечислять причины, по которым люди не задерживаются в профессии.

«Остался всего часок, и #ЕdСаmрBеlаrus станет историей, –  написала в «Фейсбуке» директор столинской средней школы № 2 Алла Лозицкая. – Друзья, возможным ли было такое немыслимое по профессиональной и человеческой энергетике событие, если бы не ВЫ, дорогие эдкемперы, эксперты, участники и волонтеры?! Точно, эффект длинного хвоста от (не)конференции будет. Пусть те практики, идеи, контакты, которыми мы щедро делились и которые приобретали, трансформируются в уникальный синергетический эффект! Спасибо этим двум насыщенным дням))) Прощай, #ЕdСаmрBеlаrus2019! Мы поехали нарабатывать новый опыт, чтобы было чем делиться на #ЕdСаmрBеlаrus2020!!»

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и организаторов ЕdСаmрBеlаrus—2019

Название в газете: Сінергетычны эфект

Выбор редакции

Общество

Как пенсионерка из Гомеля купила набор кастрюль по цене подержанной иномарки

Как пенсионерка из Гомеля купила набор кастрюль по цене подержанной иномарки

Если вас вынудили купить что-то ненужное, вернуть деньги сложно, но возможно

Общество

714 тысяч тонн отходов для переработки собрали в прошлом году белорусы

714 тысяч тонн отходов для переработки собрали в прошлом году белорусы

Чтобы население собирало мусор раздельно, его нужно мотивировать, считают специалисты. Деньгами.

Общество

Где назначали свидания в довоенном Минске?

Где назначали свидания в довоенном Минске?

Одним из самых романтичных считался Александровский сквер.