Вы здесь

Откуда берется Благодатный огонь и с какой иконы улыбается Божья Матерь


Однажды на глаза попала картинка с Библией и подписью под ней: «Перед тем, как начать пользоваться жизнью, почитай инструкцию к ней». В Иерусалиме понимаешь, что читать эту «инструкцию» в месте ее происхождения проще. Утром, когда Вифлеем еще только просыпался, мы уже были на литургии в храме Рождества Христова.


Колонна, с которой в XVI веке сошел Благодатный огонь

Колыбель Христа

Две тысячи лет назад на его месте находилась та самая пещера, где и родился Иисус Христос. Именно сюда архангел Гавриил привел пастухов, чтобы они могли поклониться Богомладенцу. Сюда спешили волхвы с дарами, увидев необычную звезду на восходе.

Первоначальный храм в форме прямоугольной базилики с колоннами, узкими проходами и алтарной частью над местом рождения Христа возвела еще Святая Елена. А через несколько столетий император Юстиниан сделал этот храм еще более широким. Тогда же в VI веке здесь появились росписи и мозаики на библейскую тему в византийском стиле. К сожалению, сегодня сохранилась лишь часть этой красоты. Несмотря на то, что храм Рождества Христова единственный в Израиле, который ни разу не был разрушен, он всегда находился в центре военных событий. Если говорить о сегодняшнем периоде, то это именно в нем, в марте 2002 года, боевики несколько недель удерживали в качестве заложников монахов и мирных жителей. Сейчас часть храма в лесах. Здешние патриархаты пришли к выводу, что построение нужно срочно ремонтировать. И ЮНЕСКО их в этом финансово поддержало.

Храм Рождества Христова впечатляет своими размерами. Гид Александра обращает наше внимание на одну из колонн с дырочками в виде креста. Существует история о том, что когда-то турки пытались въехать в храм на лошадях, но были позорно изгнаны из него роем пчел, которые неожиданно вылетели из колонны. Паломники спешат  поместить пальцы в эти отверстия и таким образом получить благословение.

В храме хранится чудотворная икона Вифлеемской Божьей Матери — единственная в мире, где Богородица улыбается. Под киотом много дорогих украшений —  вещественных подтверждений чьего-то исцеления. Неподалеку от нее ступени, ведущие в ту самую пещеру —  место рождения Христа. Оно обозначено на полу в виде Вифлеемской звезды с надписью на латыни «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».  Когда наклоняешься над этим сакральным местом, мысли в голове начинают метаться и толкаться, будто боятся, что их не услышат...

В очереди на Голгофу

В Храм Воскресения Христова мы едем на Всенощную. Наш автобус отъезжает от гостиницы в 10 часов вечера. На улице хоть глаз выколи. Здесь вообще очень рано темнеет.

Богослужение начинается в 12 часов, но мы торопимся приехать раньше, чтобы успеть до его начала в Кувуклию. Нас предупреждали, что народу будет много, и за право попасть туда первым придется побороться. Мы петляем в полумраке ночного старого города и быстро останавливаемся перед храмовыми воротами. Они откроются в одиннадцать часов, надо ждать. Но мы действительно первые. Пока мы стоим под массивными дверями, начинают открываться торговые палатки. Здешние предприниматели хорошо знают, когда и на чем можно подзаработать. Свечи, иконы, ароматическое масло — на это здесь всегда есть спрос. Это можно приобрести и в храме, но некоторым все равно, где покупать. Кто-то из наших, чтобы скоротать время ожидания, идет посмотреть товар. Вскоре начинают прибывать паломники, и  скоро становится очень многолюдно. Радуется только предприниматель, который едва успевает обслуживать клиентов.

Ворота открываются, и мы в прямом смысле слова бежим за нашим гидом, чтобы снова быть первыми. Нас пытаются обогнать другие, более ловкие. Попасть в Кувуклию можно только до начала службы или после. Но народу столько, что лучше это сделать сейчас. Есть шанс достояться. Можно представить себе, что здесь происходит на Пасху.

Пока стою в очереди, прокручиваю в голове все то, что рассказывала о казни Христа Александра. Мысли переносят на два тысячелетия назад, когда Иерусалим был в полном подчинении Рима. Здесь существовал один из самых мучительных видов казни — распятие. Приговоренный  должен был нести на себе перекладину — 50 килограммов. До того, как он брал на свои плечи эту ношу, и все время, пока двигался к месту казни, над ним издевались и избивали. Гвозди в то время были не дешевы, но если хотели увеличить страдания человека, на этом не экономили. Их вбивали также под пяточную кость, чтобы осужденный не мог согнуть ноги. Это было очень мучительное, продолжительное наказание. Человек умирал часами и даже сутками. Когда он умирал, тело не снимали и не прятали . Оно висело на кресте, пока солнце не высушит его, а птицы не выклюют глаза. Только потом сбрасывали все, что от него оставалось, в мусорную яму.

Но Иосиф Аримафейский, ученик Христа, тот самый, в доме которого состоялась Тайная вечеря, не мог допустить, чтобы так обошлись с телом Христа. По иудейским законам похороны нужно было провести до захода солнца. Когда Иисус умер на кресте, времени до того, как наступит понедельник, оставалось мало. Иосиф Аримафейский не побоялся пойти к Понтию Пилату и выкупить тело Христа. А еще он купил своему духовному учителю отдельное место для захоронения в чужой пещере. Поместить тело в семейной до захода солнца было невозможно.

А теперь включайте фантазию. Голгофа в переводе с еврейского — череп. Именно на череп и была похожа эта гора. Лобное место находилось там, где совершались массовые казни. Совсем рядом — на «переносице» лежал камень, куда положили снятого с креста Христа, смазали  благовонным  маслом и завернули в льняную ткань. Этот камень еще 15 лет до самого своего Успения Богородица смазывала благовонным  маслом и омывала своими слезами. Камень помазания мироточит до сегодняшнего дня, он находится как раз напротив входа в храм. С камня тело переносят в погребальную пещеру, так называемый «рот». Это та самая Кувуклия — где произошло чудо Воскресения Христа. Остаются «глазницы». Их функцию на Голгофе выполняли две мусорные ямы, куда сбрасывали тела осужденных.  

Георгий Победоносец один из почитаемых святых в Израиле.

Огонь, который не обжигает

Что я почувствовала, когда попала внутрь Кувуклии? Трепет. Это здесь на Пасху происходит чудо, которое невозможно объяснить с точки зрения науки, — сам по себе воспламеняется Благодатный огонь. Накануне в храме гасят все свечи и лампады, а сама Кувуклия опечатывается. Перед тем как зайти внутрь, Патриарх снимает всё свое облачение до подрясника, и полиция осматривает его, чтобы он не пронес ничего типа спичек. Вместе с Патриархом Иерусалимским в Кувуклию входят армянский епископ и греческий архимандрит. Но последние остаются в притворе Ангела, чтобы наблюдать за действиями Патриарха. Пока тот молится, в храме тишина. Внезапно по стенам храма начинают пробегать маленькие молнии. И вот Патриарх выносит зажженные свечи. В Кувуклии есть круглые отверстия, через которые также передают благодатный огонь. В первые минуты он не обжигает, и им даже можно умываться.

Еще одно чудо, связанное с  Благодатным огнем, — колонна с большой трещиной на входе в храм. Это память о том, как в XVI веке небесный огонь впервые сошел не в Кувуклии, а снаружи храма. В тот день Иерусалимского Патриарха с верующими вообще не пустили внутрь храма, и он молился перед закрытыми дверями. Огонь брызнул из колонны, и свечи, которые держал Патриарх в руках, зажглись сами собой. Сегодня в эту трещину верующие кладут бумажки со своими заветными желаниями.

Нелли ЗИГУЛЯ, фото автора

Иерусалим

Чытайце таксама:

Название в газете: Святыні зямлі Запаветнай

Выбор редакции

Общество

«Антидепрессанты не вызывают привыкания и зависимости». Как побороть тревогу и депрессивное настроение?

«Антидепрессанты не вызывают привыкания и зависимости». Как побороть тревогу и депрессивное настроение?

Рассказал врач-психиатр-нарколог Минского городского клинического психиатрического диспансера Игорь Сорокин.

Экономика

Страхи страхователей и актуалии актуариев. На пути к общему рынку страховых услуг

Страхи страхователей и актуалии актуариев. На пути к общему рынку страховых услуг

Согласно Договору о ЕАЭС, к 2025 году в союзе будет сформирован единый финансовый рынок, предполагающий общий рынок страхования.