Вы здесь

Как живут последние жители деревни Долгая Ивацевичского района


Поехать в Долгую предложил председатель районного Совета депутатов Александр Сорока. «Нередко здесь бываю, — сказал Александр Федорович, — знаю этих людей, иногда даже удивляюсь, какие они дружные, да и душевные. Когда был субботник на кладбище, из 20 жителей вышли 18. Не вышли двое тяжелобольных, по сути лежачих. Когда празднуется день деревни, приходят все с детьми, внуками, родственниками. Одно жаль: если два года назад в деревне насчитывалось около 40 жителей, то сейчас вдвое меньше. Такие темпы огорчают… Много пустых домов».


Возле старого дота

А празднуют день деревни последние несколько лет в поле возле старого дота времен Первой мировой войны. Так получилось, что этот дзот стал главной знаменитостью Долгой. В 1915 году здесь проходил фронт, велись жесточайшие бои. Немцы строили укрепления, некоторые из них сохранились до наших дней. Один из дотов, размещенный ближе к дороге, немного благоустроили, опять же толокой — вышли тогда, взялись все вместе. Сельисполком позаботился о мемориальной табличке, ее прикрепили для памяти. Здесь много старых высоких деревьев, а когда мелкую растительность убрали, получилась площадка, подходящая для любого мероприятия. Когда нужно, в этом месте разворачивают выездную торговлю, хозяйки устраивают выставки своего рукоделия, приносят разные сладости. Заодно можно внукам напомнить, какие исторические события помнит деревня.

Ольга Тимошевич.

Ольга

Конечно, тех, кто мог бы рассказать о Первой мировой, давно нет, а вот что пережили жители во Вторую мировую войну, знает не от родителей даже, сама помнит Ольга Андреевна Тимошевич. Женщине пошел 91-й год. Когда мы приехали к ее дому по тихой пустынной улице, увидели, что бабуля задремала на солнышке. Сидела на лавочке перед домом, да и прилегла. Боялись даже испугать сразу. Но ничего, Ольга Андреевна быстро проснулась, поняла, что к ней гости, председателя сельского Совета Анатолия Щурко узнала. Охотно стала рассказывать о своей жизни.

Оказалось, что она коренная жительница Долгой, родилась и выросла здесь. Пошла в польскую школу в конце 30-х, окончила первый класс, а потом тяжело заболела.

— Завез меня брат в больницу в Коссово. Надо было платить, за день брали один злотый. Для семьи это были деньги, но меня пролечили, потом дома еще долго выхаживали, больше в школу мать не пустила, — вспоминает пенсионерка. — А как началась война, вот тогда все загоревали. Жили и боялись. Кругом лес, партизаны, многие села подожгли. Однажды и нашу деревню сожгли. Правда, все люди до этого поубегали в лес, видно, кто-то предупредил. Построили там шалаши, землянки, так и пересидели в партизанском лагере до лета 44-го года. А потом пришли назад, снова стали какие-то временные шалаши делать. Не сразу же дома поставили, вот сколько горевали мы.

…Выросла, замуж вышла. Стали нас в колхозы организовывать, а у меня уже дети маленькие, четверо, один за одним родились. Раньше у нас было шесть гектаров земли и шесть гектаров луга. Землю забрали, хлеба нет, детей кормить надо. А в колхозе сначала за работу ничего не давали, палочки ставил бригадир в своем журнале. Вот мы и решили, что мой Григорий поедет на заработки в Россию. Он и ездил, по полгода был, а то и больше. Денег немного привозил. А как его нет, тяжело одной приходилось. Раз в огороде посадила картошки немного, буквально под окнами, так приехали и запахали ее, сказали: «Твой хозяин в колхоз не ходит, ну так не положено вам». Я плакала по той картошке столько! Ведь бывает, придешь из колхоза, а детям нечего на стол поставить. Соседка мне на вторую весну дала мешок картошки посадить, а ее снова перепахали! Чего только не было, и как мы только не горевали! Потом чуть лучше стало, мой хозяин вернулся, устроился работать на железной дороге, в колхозе стали что-то платить. Но время было упущено, дети не получили хорошее образование, вот о чем жалею…

А теперь мне хорошо жить, пенсию платят, всего хватает, только вот жить уже некогда, размышляет пожилая женщина.

Трое из четырех детей Ольги Андреевны разъехались по миру. Одна дочь живет в Тюмени, другая — в Москве, сын в Минске. Тюменская дочь сейчас в Долгой, приехала ухаживать за мамой, потому что Ольга Андреевна ходит с большим трудом, с двумя палочками. И другие дети приезжают. Она только жалеет, что деревня угасает — раньше здесь была ферма, работал магазин. Теперь ничего нет, постоянно живут несколько пенсионеров. Правда, недавно поселилась молодая семья, но Ольга Тимашевич считает, что они временные жители, переберутся скоро в более людное место. 

Надежда Васютич.

Надежда

К старшей жительнице деревни иногда заглядывает нынешняя староста Надежда Васютич. Надежда Иосифовна переняла эстафету старосты от мужа, который этим летом умер. Николай Дмитриевич был хоть и в годах, но оставался до последнего человеком неравнодушным. Их с женой заслуга, прежде всего, в том, что на деревенском кладбище поддерживался образцовый порядок. Вот и сейчас мы застали Надежду Иосифовну с велосипедом около кладбища. Еще в начале осени она сама бензокосой обкосила территорию. Сюда приходит теперь к своим родным — мужу и сыну — чуть ли не каждый день.

— Сын очень пострадал в армии от этой проклятой дедовщины, — рассказывает женщина, — привезли домой после года службы, сразу слег. Пролежал почти 11 лет, потом умер. А через восемь лет после сына чуть не в один день ушел и мой Коля.

Надежда Иосифовна вышла сюда замуж из соседних Речек, а ее Николай родился в 1944-м в партизанском семейном лагере. «Родители его подорвали здоровье за время войны, пока выживали с пятью детьми, поэтому рано поумирали. Отец умер первый, и моя свекровь сама с детьми на руках строила дом. Но успела, детей на улице не оставила, все выросли, вышли в люди, — продолжает она. — Мой Николай 44 года отработал в колхозе животноводом, пас скотину. Тогда не так пасли, как теперь: для стада отведено культурное пастбище, территория огорожена электропастухом, еще и воды подвезут. А тогда пасли на неудобицах, в лесу, а коров много, отвечаешь за каждую голову колхозного животного. Тяжелая работа была, но работали, детей надо было поднимать, их у нас четверо. Со своим хозяином мы 45 лет прожили, хорошо жили, он всегда понимал меня, помогал во всем. Так что я не могла оставить его работу старосты, считаю, что даже в память о нем должна этим заниматься. Да и какая здесь работа, сколько людей осталось? Поддерживать в порядке кладбище. Ну и раз в год праздник делаем, чтобы собрать всех родственников, детей, внуков».

А на днях Надежда Иосифовна собрала женщин, чтобы привести в порядок дом на краю деревни. Председатель сельисполкома Анатолий Щурко тоже был, он только что уладил все формальные вопросы с этим бесхозным домом, и его сделали общественным. За день убрали мусор, вымыли и вычистили комнаты, расставили лавки. Теперь будет где ждать автомагазин, где собраться, когда приезжают представители разных служб. А еще на праздники в Долгую наведываются самодеятельные артисты — поздравить сельчан и показать, что маленькую деревню не забывают.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Название в газете: Грамадскі дом з краю

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».