Вы здесь

Сенатор Вдадимир Пантюхов: Экономике нужны предприниматели


Разговор с сенатором о законодательной базе для бизнеса.

Шестой созыв высшего законодательного органа нашей страны завершает работу. 7 ноября — выборы в новый состав верхней палаты парламента, 17 ноября — в состав нижней. И если первые созывы высшего законодательного органа страны формировали базовое национальное законодательство, следующие — усовершенствовали его и гармонизировали с интеграционными процессами, то в пятом и шестом созывах парламентарии создавали условия для дальнейшего развития экономики. О том, насколько это удалось, мы расспросили председателя Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимира ПАНТЮХОВА.


Успех важно развить

— Владимир Иванович, в последние годы в Беларуси приняты системные меры по раскрепощению предпринимательства и стимулированию деловой активности. Как вы оцениваете их эффективность? Нуждается ли белорусский бизнес в дальнейшей поддержке государства?

— Когда я возглавил комиссию, белорусский бизнес был на подъеме. Накануне нового 2011 года Президент подписал Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», которая положила начало прочному диалогу между госслужащими и деловыми кругами.

К сожалению, в 2014 году стало очевидно, что белорусская экономика, а вместе с ней и бизнес, живут в условиях, не предусмотренных существующими прогнозами и программами, — на экономику негативно влияли внешние факторы. Чтобы сохранить достигнутые  результаты и обеспечить дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса, требовались нестандартные меры. Глава государства на встрече с представителями деловых кругов в декабре 2017 года абсолютно правильно отметил: «Малый и средний бизнес — важнейшие составляющие устойчивого развития экономики Беларуси».

Совет Республики как палата представителей регионов имеет непосредственное отношение к решению этих вопросов. Сенаторы хорошо знают ситуацию на местах, в курсе того, какие вопросы более всего волнуют предпринимателей. Мы вышли на Администрацию Президента с конкретными предложениями, многие из которых были учтены. В 2018 и 2019 годах Постоянная комиссия провела два выездных мероприятия в Витебске и Барановичах. Встретились с представителями бизнеса, выслушали их пожелания и направили предложения в госорганы. Надеемся, что нас в очередной раз услышат.

Экономике нужен новый ресурс. И ресурс этот —  у предпринимателей.

«Цифра» — не дань моде

— А еще в «цифре»? О необходимости перевода экономики в «цифру» говорят много, но не все понимают, о чем идет речь. Вы курировали на V Форуме регионов в Могилеве секцию, посвященную сотрудничеству регионов в сфере цифровой экономики. Что это означает для обывателя и для государства?

— Думаю, вы согласитесь, что сегодня мир вступил в стадию кардинальных экономических, общественных, военно-политических и других изменений, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью. Перевод экономики в «цифру» — не просто модный тренд, это вопрос национальной безопасности и, если хотите, глобальной конкурентоспособности. От этих процессов нельзя оставаться в стороне, иначе попадем в зависимость от мировых лидеров цифровизации. Мы должны работать на опережение.

Уже сегодня это требует значительных ресурсов — финансовых, кадровых, технических. В одиночку осуществить полноценный переход к «цифре» чрезвычайно трудно, необходимо кооперироваться как в рамках Союзного государства, так и на пространстве Евразийского экономического союза, а в некоторых направлениях — Содружества Независимых Государств.

Политиками и экономистами обозначены три ключевых направления для сотрудничества. Во-первых, принятие совместных мер в сфере информационной безопасности и разработке общих правил безопасности в цифровой среде. Во-вторых, гармонизация законодательной базы, в том числе, создание единого правового пространства в сфере цифровой экономики с унификацией подходов к регулированию оборота цифровых активов. И, в-третьих, реализация совместных цифровых проектов в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике.

Декрет главы государства № 8 «О развитии цифровой экономики», как и решение о создании HiТech-университета, — это стратегические решения. Но они — только начало пути, который мы должны пройти достойно.

Сложная роль налогов

— В Совете Республики активно велась работа над новой редакцией Налогового кодекса. Как внесенные изменения работают на практике?

— Объем Налогового кодекса превышает 1000 страниц. Он написан, прежде всего, понятным языком для тех, кто использует его в повседневной работе — для налоговых работников — бухгалтеров.

Изменения и дополнения в этот документ вносились ежегодно. Однако в конце 2017 года главой государства было поручено подготовить новую редакцию. Главное требование: налоговая система должна быть прозрачная, простая и понятная для людей и бизнеса. Необходимо было принять меры по улучшению налогового администрирования, упрощению порядка исчисления и уплаты налогов, снижения налоговой нагрузки.

Парламентарии и работники Секретариата Совета Республики активно работали над Налоговым кодексом, входили в состав рабочих групп: межведомственной, при Министерстве финансов и при Совете Министров.

Налоговый кодекс рассматривался и обсуждался постатейно. В новой редакции учтены многие инициативы Совета Республики, направленные на развитие предпринимательства и сокращение налогового бремени для субъектов хозяйствования; расширение возможности применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль; снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов в случае реинвестирования в развитие производства и иное.

В результате совместной работы был подготовлен итоговый документ, положения которого предусматривают компромиссные решения, учитывают интересы и налогоплательщиков, и бюджета.

— Оправдала  ли новая редакция Налогового кодекса ожидания бизнес-сообщества?

— Практическая реализация положений новой редакции Налогового кодекса обсуждалась в этом году 13 сентября в Могилеве на расширенном заседании президиума научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития Республики Беларусь при Президиуме Совета Республики. В нем участвовали ни не только сенаторы, но и депутаты нижней палаты, представители органов государственного, местного управления и самоуправления, бизнес-сообщества, государственных предприятий.

Все согласились, что адаптационный период с ознакомлением и применением норм новой редакции Налогового кодекса прошел «безболезненно». Документ создает дополнительные условия для экономического развития. Не нарушена финансовая стабильность бюджета и организаций. Кодекс принят вовремя. Сейчас нарабатывается правоприменительная практика.

Произведение необычного жанра

— Над какими еще ключевыми законопроектами работала Постоянная комиссия, которую вы возглавляете?

— За эти годы мне довелось участвовать в принятии более чем ста законов, подавляющее большинство из которых касалось совершенствования экономических отношений, рационального использования бюджетных средств, налогового регулирования, развития предпринимательства и других форм хозяйствования. Много внимания уделялось вопросам инвестиционной деятельности, занятости, экспорта, информатизации экономики. Через наши руки прошли законы «О рынке ценных бумаг», «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц», о ежегодных республиканских бюджетах, об изменении и дополнении в Закон «О банкротстве».

Приняты новые редакции законов «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», «Об аудиторской деятельности» и многих других. И каждый раз, занимаясь подготовкой законодательного акта, мы старались сверить свои взгляды на проблему с мнением избирателей.

Я не забывал и о Могилевщине, «примеряя» на нее законопроекты будут ли они работать или не будут, дадут региону, который представляю в парламенте, развитие и движение вперед или нет. Это помогало в определении позиции, давало уверенность в выборе.

Разработка и принятие закона — сложная, кропотливая работа. Любое изменение законодательства — это маленькое произведение необычного жанра. Рассматривая законопроект, приходилось взвешивать все «за» и «против», детально изучать нюансы и просчитывать последствия, узнавать мнение большого количества специалистов. Добиться в правовом акте гармоничной защиты интересов всей страны и отдельных регионов, всего общества и отдельных групп людей очень непросто. Ошибки дорого обходятся.

Нет сомнений, что в этом составе мы примем главный законопроект года — Бюджет-2020. Мы плотно работаем с правительством над его сбалансированностью и реалистичностью, над тем, чтобы он соответствовал возможностям государства, обеспечил нормальное функционирование экономики, стал фундаментом дальнейшего развития страны. Но это тема другого интервью.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Выбор редакции

Общество

«Антидепрессанты не вызывают привыкания и зависимости». Как побороть тревогу и депрессивное настроение?

«Антидепрессанты не вызывают привыкания и зависимости». Как побороть тревогу и депрессивное настроение?

Рассказал врач-психиатр-нарколог Минского городского клинического психиатрического диспансера Игорь Сорокин.