Вы здесь

Как избежать возгорания авто?


Современный автомобиль — это не только средство очень комфортного передвижения, но и, к сожалению, хороший источник огня. Спасатели говорят, что нынешняя автомашина может сгореть до невосстановимого состояния за 5–6 минут. Такова плата за то, что в современных машинах используется довольно много пластика. Но это не означает того, что с огнем сражаться бессмысленно. О том, как это правильно сделать, рассказали в Министерстве по чрезвычайным ситуациям. 


Снять клемму

— Сначала нужно вызвать спасателей, сообщив как можно более точные координаты места, где вы находитесь, — советуют в пресс-службе МЧС. — Но к их приезду желательно удержать пламя под контролем. Если загорелся моторный отсек, то надо чуть-чуть приоткрыть капот, чтобы поток свежего воздуха не усилил горение. По возможности снимите отрицательную клемму аккумулятора, потому что иначе батарея будет поджигать проблемное место раз за разом, — и пускайте в ход огнетушитель. Порошковый он будет или углекислотный — неважно. Главное — не пожалеть денег заранее и приобрести баллон, который будет вмещать более пяти литров вещества. Если же купить в автомобиль огнетушитель малолитражный, для «галочки», то в критической ситуации смысла от него может быть немного. А вот воду заливать в моторный отсек нельзя ни в коем случае. Это вызовет короткое замыкание электропроводки… и дополнительный очаг пламени. Для тушения небольших возгораний подойдет даже плотная ткань, которая перекроет доступ кислорода. Но если, несмотря ни на что, справиться с огнем не удалось, то единственное, что остается, — это бежать что есть силы как можно дальше. Своими силами потушить пожар уже не получится, а риск взрыва бензобака возрастает многократно.

Естественный износ и «кулибинство»

Любой автомобиль после возгорания обязательно направляется на пожарно-техническую экспертизу. Даже если причины аварии лежат, скажем так, не в криминальной плоскости, то все равно остаются три вопроса: из-за чего загорелся автомобиль, кто несет ответственность и страховой ли это случай? На кону нередко стоят пятизначные суммы денег.

— Самая распространенная причина пожара в автомобилях — это аварийный режим работы электрооборудования, — отмечает начальник отдела исследования механизма горения управления пожарно-технических экспертиз Центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Беларуси подполковник юстиции Ростислав Курсевич. — А что именно к этому привело — здесь уже могут быть разные варианты. Мы не раз сталкивались с тем, что в электрическую схему подключаются приборы, не предусмотренные заводом-изготовителем. Это более мощное освещение, акустические усилители, неправильно подобранные магнитолы и даже подогреватели. Иногда само это оборудование подключено неправильно — без установки дополнительных предохранителей, при помощи скрутки проводов, в которых постепенно идут процессы окисления. Возникает большое переходное сопротивление. В лучшем случае цепь оборвется, и тогда все закончится ремонтом электропроводки. Но это, можно сказать, еще повезет. Потому что с такой же долей вероятности в зоне контакта может начаться локальный разогрев. Далее проводка плавится и происходит короткое замыкание. А штатные предохранители, которые могли бы обесточить цепь своевременно, были демонтированы — иначе с ними дополнительное оборудование не смогло бы работать.

Зимой проблем добавляют прицепные розетки. По сути — это вывод силовых и сигнальных проводников для того, чтобы на прицепе тоже работали все огни. Но проводники эти оголены и к тому же размещены на маленькой площадке. И вот когда авто двигается по дороге, щедро посыпанной солевой смесью, то компоненты последней разлетаются во все стороны. В том числе — и на розетку, если она не закрыта специальной заглушкой. На контактах начинает оседать соль, которая со временем высыхает. Электричество она проводит отлично, и до короткого замыкания здесь остается буквально полшага.

— Если мы говорим об автомобиле бюджетной категории, то не стоит ожидать абсолютно такого же электрооборудования в нем, как в машине премиум-сегмента по цене квартиры в столице, — продолжает судебный эксперт. — Где-то будут дешевле провода, изоляция, контакты… Естественно, пока автомобиль эксплуатируется надлежащим образом, больших проблем с ним не возникает. Но надо помнить: любое соединение в машине, через которое проходит существенная электронагрузка, — это потенциальное место возникновения большого переходного напряжения. И не ленитесь изучать тематические сайты в интернете. Как правило, на них описаны «болезни» для всех популярных марок. Например, скрутка проводов проведена через металлические конструкции, и за 10–15 лет эксплуатации там по естественным причинам перетрется защитный кожух. Но опять же, если не вносилось никаких изменений в электрическую схему, то предохранители спасут, а отремонтировать проводку куда дешевле, чем купить после пожара новый автомобиль.

Кустарный ремонт тоже может иметь плохие последствия. Например, в моторном отсеке проведены силовые цепи стартера и генератора. Они не находятся под защитой предохранителей, потому что через них протекают очень мощные токи. И вот мы не раз видели, что при самостоятельном ремонте, когда снимали и ставили назад эти агрегаты, провода крепились не так, как они шли раньше. В результате они или перетирались из-за вибрации, или касались сильно нагретых элементов выпускного коллектора. На некоторых его элементах температура может достигать 700 градусов! Дальше все по классике — короткое замыкание, предохранитель в нарушенной электрической схеме нормально не сработал, пожар. Кстати, были у нас исследования, в ходе которых выяснялось, что причина пожара заключалась в неисправной системе охлаждения. По капле жидкость попадала на выпускной коллектор. Вода испарялась, а вот этиленгликоль оставался. Температура его кипения составляет около 200 градусов. В какой-то момент происходила вспышка…

Причины могут быть и в шинах

— Была у нас очень интересная экспертиза большегрузного автомобиля, — вспоминает Ростислав Курсевич. — Ехала фура с пивом, у которой одна из подушек на пневматической подвеске перестала держать давление. Платформа наклонилась на колесо. «Помог» еще и сильный боковой ветер. Шина начала цеплять за металлический болт, выступавший из пола грузового отсека. Болт сильно нагрелся, и от него начало тлеть покрытие пола. Горение перешло внутрь, прямо на картонные коробки, а после перекинулось на тент. Только тогда водители, которые ехали позади, начали сигналить, потому что раньше огня видно не было совсем…

Но плохое состояние самих шин может также стать причиной пожара. Когда вы едете с приспущенной шиной, то слои резины расходятся. Они начинают между собой тереться. Процесс идет лавинообразно, поскольку образуется еще большее количество тепла. В лучшем случае колесо просто разрушится. Но случается и так, что начинает образовываться дым.

Как видим, загореться в автомобиле есть чему. Но избежать этого довольно просто — надо своевременно проходить техосмотр и заботиться о здоровье своего «железного коня». Тогда и техника «отблагодарит» долгой и надежной работой.

Валерьян ШКЛЕННИК

Название в газете: Пажар на чатырох колах

Выбор редакции

Общество

Воспитанники Весновского дома-интерната, что на Могилевщине, делают своими руками иконы для построенной на их территории часовни

Воспитанники Весновского дома-интерната, что на Могилевщине, делают своими руками иконы для построенной на их территории часовни

Культовое сооружение, которое будет освящено на праздник Покровов в честь святителя Патрика, просветителя земли Ирландской, уже полностью готово, осталось только украсить храмовые стены иконами.

Политика

Депутат Воронецкий: Важно, чтобы мы вышли из испытаний более сильными, едиными и консолидированными

Депутат Воронецкий: Важно, чтобы мы вышли из испытаний более сильными, едиными и консолидированными

«Хуже всего, когда конфронтационная риторика звучит со стороны власти».