Вы здесь

Что делать с венчальными атрибутами?


Людмила Николаевна из Речицы Гомельской области спрашивает: «Мы венчались в церкви, однако расторгли свой брак. После развода остались кольца, рушник, на котором стояли под венцом, венчальные свечи, икона — все это хранится у меня дома. Муж женился на другой. Я не замужем, осталась одна. Что делать с обрядовыми вещами?»


Этот вопрос можно отнести к разряду одного из самых сложных, связанных с пониманием сути широкого круга традиционных обрядов и роли тех вещей, которые оказались в поле обрядовой практики и которые становились обрядовыми атрибутами и наделялись чрезвычайным статусом с соответствующими сакрально-магическими характеристиками. Каждый атрибут имел свой ритуал посвящения, свое время активного использования (дальнейшая судьба) и свой вариант утилизации. К многочисленным атрибутам, которые сопровождали семейно-родовые обряды, отношение было особое. Например, фату или подвенечное платье хранили всю жизнь. Даже сегодня, когда свадебное платье берут напрокат, а затем возвращают обратно в салон, фату (тот атрибут, который украшал голову невесты и одновременно выполнял защитно-охранную роль) навсегда оставляют себе.

Все атрибуты, которые так или иначе на свадьбе были связаны с женихом и невестой, наделялись статусом неприкосновенности: нельзя садиться на место молодых, нельзя им ставить посуду, которой кто-то уже пользовался, нельзя никому передавать фату, нежелательно первую брачную ночь проводить на кровати, устланной чужим бельем, нельзя, вернувшись из храма, выходить из машины и становиться на голую землю, нельзя молодым, которые идут навстречу родителям, переходить дорогу (вспомните, сколько раз это делают фото- и видеооператоры)...

То же касается и рушника, на котором бывшие супруги некогда стояли под венцом. Оно входит в число сакральных и, соответственно, неприкасаемых атрибутов свадебного обряда.

Вспомним ситуацию, свидетелями которой несколько лет назад мы были сами. Завершается венчание в православной церкви в Ляховичах. Священник повязал руки молодым и повел к алтарю. Рушник, на котором стояли жених и невеста, осталось без присмотра. Мы направились к свату сказать ему, чтобы аккуратно свернул рушник и отдал крестным родителям молодых. Нам наперерез бросилась небольшого роста женщина (потом оказалось, что это тетя невесты), схватила его и с определенной долей злости довольно громко сказала: «Не лапайте рушник чужими руками, чтобы потом невесту чужие мужчины не лапали!» Такие слова дорогого  стоят, они как раз и приоткрывают некоторые тайны мировоззренческих представлений, о которых не часто говорили вслух.

Сколько бы времени не прошло с тех пор, но на рушнике осталась энергетика жениха и невесты, закрепленная соответствующим ритуалом объединения-соединения-сведения. Поэтому отдать его в храм или кому-либо другому нельзя, так же как нельзя и превратить его в повседневно-бытовую вещь, скажем, обычное полотенце-утиральник. Нельзя будет использовать его и во второй раз даже в том случае, если его обладательница будет второй раз выходить замуж: за ним уже закреплена-промаркирована метка не-Доли.

Что касается других вещей, которые оказались своеобразными «заложниками» щекотливой ситуации. Прежде всего — венчальные свечи. После венчания их хранили как один из сильных оберегов от сглаза, от бездетности. В случае расторжения брака свечи лучше всего зажечь в тот день года, когда было венчание, и дождаться, пока они сгорят полностью. Остатки воска можно отнести в храм и положить в коробку, где складывают огарки праздничных свечей.

Что касается обручальных колец, то с них необходимо снять память о прежних владельцах. Возьмите громничную свечу, зажгите и несколько минут подержите кольца над ее пламенем. Огонь, как и вода, способен нейтрализовать информацию о прошлом. После этого положите их в шкатулку и сохраните как знак вашей семейной истории. Но при этом нужно помнить: эти обручальные кольца не использовали в обрядовой практике других поколений (переплавить и сделать новые кольца для будущих молодоженов), из них нежелательно делать какие-то другие украшения.

Таким образом, ритуальное использование атрибута в значительной степени обусловлено его собственными функциональными особенностями, которые в бытовом применении имеют другую, практическую направленность.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзіннае».

Превью: axiosest.ru

Выбор редакции

Экономика

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Расширение сотрудничества ЕЭК и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) 10 июля обсудили министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков и директор Росфинмониторинга, председатель ЕАГ Юрий Чиханчин.

Экономика

Как защищаться от риелторов, которые не хотят работать по закону

Как защищаться от риелторов, которые не хотят работать по закону

Лицензия агентства «Готовые решения» упразднена, «Империи недвижимости» — приостановлена, а «Твоей столице» выписано предписание.

Общество

«Я искал вас всю жизнь». История любви фронтовой медсестры

«Я искал вас всю жизнь». История любви фронтовой медсестры

В свои восемьдесят она была вполне элегантной женщиной.