Вы здесь

О сотрудничестве с Татарстаном — на конкретных примерах


Несколько сотен автобусов производства Минского автомобильного завода обслуживают городские маршруты Казани. Здесь белорусским транспортом довольны: техника комфортная и современная, она надежна в эксплуатации и проста в ремонте.


Фото Национального пресс-центра.

Пассажирское автотранспортное предприятие № 2 Казани начало сотрудничать с МАЗом в 2007 году. Первая партия состояла всего из полусотни автобусов.

— Они нам очень понравились, в том числе своим внешним видом. Важно, что это были низкопольные автобусы. Та первая партия выработала свой ресурс за 10 лет — машины прошли более миллиона километров и показали себя с положительной стороны. В связи с этим мы приняли решение о дальнейшем приобретении автобусов данной марки. На сегодняшний день у нас эксплуатируется около 250 машин. Кроме этого, они очень удобны в ремонте, — говорит генеральный директор Пассажирского авто транспортного предприятия № 2 Казани Альберт Мухаметшин (на фото).

Среди основных преимуществ руководство автопарка отмечает укомплектованность техники узлами и агрегатами таких марок, как Mercedes и ZF. А также соотношение цены и качества.

— Механическая коробка передач, передний и задний мост в автобусах производства немецкого концерна ZF, двигатель Mercedes — названия говорят сами за себя. Цена нас тоже устроила: поскольку мы являемся партнерами, белорусский производитель сделал для нас небольшую скидку. В 2018 году мы приобрели 140 автобусов МАЗ. Они отвечают европейским требованиям к перевозке пассажиров, в том числе имеют двигатели с пониженным содержанием вредных веществ в выбросах. На мой взгляд, они очень удачно вписались в наш город. Следующее приобретение МАЗов планируем в 2023 году. Город рассматривает варианты организации метробуса. Для этого нам потребуются так называемые «гармошки». Также в перспективе мы видим использование автобусов с газовыми двигателями, — поделился планами Альберт Мухаметшин.

К слову, до конца этого года совместно с МАЗом должны быть разработаны соответствующие технические требования, и в Казань на испытания на одном из маршрутов отправится опытный образец 18-метрового городского автобуса «МАЗ-303» с газовым двигателем. Казанцы первыми в России смогут оценить новую модель и усовершенствованный дизайн белорусской техники. Это и другие решения о сотрудничестве Беларуси и Республики Татарстан были приняты в октябре на 7-м совместном заседании рабочей группы под председательством белорусского вице-премьера Игоря Ляшенко и вице-премьера Республики Татарстан Альберта Каримова.

В частности, стороны договорились о том, что российская нефтяная компания «Татнефть» и управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» проведут переговоры об организации сборочного производства спецтехники на базе шасси МАЗ для разведки и нефтедобычи. Еще одно направление сотрудничества касается газомоторной сферы. Группа компаний «РариТЭК» (Татарстан) совместно с Минским моторным заводом ведет работу над созданием газовых 4 и 6-цилиндровых двигателей для газомоторных модификаций тракторов МТЗ-1221 и МТЗ-1523. Проект по доработке двигателей планируется завершить до конца этого года. Кроме того, «РариТЭК» совместно с еще одним белорусским лидером машиностроения — «Амкодором» — разрабатывает возможность оснащения газовыми двигателями фронтальных погрузчиков, которые широко используются в Татарстане.

— Мы уделяем большое внимание поставкам газомоторной техники. Среди регионов России у нас в Татарстане самая развитая инфраструктура — 120 заправок, которые работают на компримированном природном газе. Сейчас разрабатываем программу по сжиженному природному газу, то есть в дальнейшем мы планируем существенно расширять использование техники на газу, — рассказал на встрече с белорусскими и российскими журналистами заместитель премьер-министра Республики Татарстан  министр промышленности и торговли Альберт Каримов.

Газовый комбайн.

Активно принимает участие в этой работе компания «МТЗ-Татарстан», расположенная в Елабуге. Она является эксклюзивным дистрибьютором Минского тракторного завода на территории Приволжского и Уральского федеральных округов. Освоена там и сборка тракторов МТЗ. Сегодня компания активно участвует и в других проектах, в том числе поставках газомоторной техники.

— Мы определили, что площадка МТЗ-Татарстан будет являться базовой для возможной локализации других проектов, которые реализует Беларусь на территории Российской Федерации. То есть она выступает не только как производитель тракторной техники, но и как индустриальный парк для размещения проектов, которые сегодня находятся в проработке. Для нас это важный элемент совместной практической работы с Беларусью, — подчеркнул Альберт Каримов.

Занимается сборкой белорусских тракторов и Елабужский автомобильный завод (АО «ПО ЕлАЗ») В первом полугодии 2019-го с МТЗ осуществлена поставка 350 единиц тракторокомплектов на ЕлАЗ, который производит сборку тракторов и спецтехники для поставок в АО «Росагролизинг» и для дорожно-строительной отрасли.

Еще один пример сотрудничества в машиностроении — совместный проект с ОАО «Гомсельмаш». В начале сентября этого года белорусский производитель сельхозтехники передал в Мендеевский район газовый комбайн марки «Палессе» (на фото). В тестовом режиме он был задействован в уборке урожая.

— Экономия в сравнении с дизельными аналогами составила около 200 тысяч рублей в месяц. Сейчас важно создать такую экономическую модель, при которой газовый комбайн был бы не намного дороже дизельного. И с учетом экономии, которую мы получаем при эксплуатации, а также учитывая развитую в нашей
стране инфраструктуру, это будет перспективное и выгодное направление поставок. Сейчас мы прорабатываем вопрос создания механизированной колонны, которая будет включать около 10 единиц уборочной техники с передвижным автогазозаправочным комплексом. Ну и постараемся отработать с «Гомсельмашем» серийность, чтобы стоимость этих комбайнов снижалась, — отметил вице-премьер Татарстана.

Белорусские производители «Амкодор» и «Гомсельмаш», в свою очередь, заинтересованы в сотрудничестве с компанией «Камминс КАМА» (Набережные Челны, Татарстан), которая выпускает двигатели Cummіns. Они устанавливаются на автомобили КамАЗ, «ГАЗель», «Соболь» и другие. К середине следующего года планируется начать оснащение серией таких двигателей техники «Амкодора» и «Гомсельмаша».

Еще один проект, который заинтересовал белорусских машиностроителей в Татарстане, — сервисный ремонт и восстановление автомобильной техники. Компания «Кориб», которая, кстати, сотрудничает с КамАЗом, производит капитальный ремонт с заводской гарантией техники с большим пробегом и многолетней эксплуатацией. При этом стоимость капитального ремонта в два раза ниже, чем цена новой. Сейчас «Кориб» прорабатывает возможность реализации такого проекта с Минским автомобильным заводом.

Топливо, нефть и продукты перегонки составляют 60 % от объема экспорта Республики Татарстан в Беларусь. За девять месяцев текущего года «Татнефть» поставила на нефтеперерабатывающие заводы Беларуси порядка 840 тысяч тонн нефти. На 4-й квартал запланировано прибытие еще около 420 тысяч тонн.

Хорошие примеры взаимовыгодного сотрудничества есть у белорусских предприятий с Нижнекамским шинным заводом. ПАО «Нижнекамскшина» традиционно закупает в Беларуси кордовую ткань, металлокорд и бортовую проволоку. Покрышки этого производителя реализуются и в Беларуси — за 9 месяцев текущего года экспортировано 750 тысяч автошин. А вот продукция белорусской «Белшины» востребована на тракторах, которые производятся в Татарстане. Стране, в свою очередь, поставляет на бобруйское предприятие синтетический каучук.

— Все это долгосрочные контракты, — отметил Альберт Каримов. — И ежегодные заседания рабочей группы позволяют компаниям и предприятиям «сверить часы» и оперативно решать возникающие вопросы.

В 2016 году российский регион подписал меморандум о сотрудничестве с концерном «Беллегпром», который предполагает прямые поставки текстиля и других товаров легкой промышленности в Татарстан. Это и обувь марки «Белвест», и продукция предприятия «Витебские ковры». Ежегодно поставки этой продукции увеличиваются. С начала текущего года Татарстан импортирует синтетическую пряжу производства Слонимской камвольной фабрики. В три раза в этом году увеличились поставки трикотажных изделий компании «8 марта». Во всех городах страны открыто 16 магазинов компании «Милавица», 11 магазинов «Белвеста».

В прошлом году объем экспорта Татарстана в Беларусь составил 995 миллионов долларов, импорта — 200 миллионов. Впрочем, и предпосылки для увеличения этих цифр имеются.

— Можем расширять сотрудничество в сферах машиностроения, двигателестроения, газомоторной техники. Взаимодействие с предприятиями белорусского машиностроительного кластера — Минским моторным заводом, Минским автомобильным заводом, Минским тракторным заводом, «Амкодором» — является многообещающим. Большой потенциал сотрудничества в ІT-сфере. Этот сектор очень хорошо развит в Беларуси, о чем свидетельствуют и инфраструктура, и количество компаний. Этому направлению мы также уделяем внимание. В Казани построен ІT-парк, в университете обучение специалистов ведется на английском языке. Мы можем совместно выходить на глобальный рынок. А в поставках сельскохозяйственной продукции и продукции переработки Беларусь может использовать Татарстан как входную точку на рынок Российской Федерации, — резюмировал вице-премьер.

Елена КРАВЕЦ, Республика Татарстан

Название в газете: Перспективное направление поставок

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.