Вы здесь

Что может сделать современную школу счастливой?


Что может сделать современную школу счастливой? Поразмышлять на эту тему предложили в рамках дискуссионной площадки ученикам профильных педагогических классов и групп. Они частые гости в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. И третья международная конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы» также прошла при их непосредственном участии. Именно на этих подростков сегодня делают здесь ставку.

— Педагогика — профессия не для каждого, — рассуждает ректор БГПУ Александр ЖУК. — От того, какой абитуриент придет сегодня учиться к нам, зависит, какой учитель будет завтра в учреждениях образования, — это аксиома. Нам нужны молодые люди с педагогическими наклонностями, с желанием учить других, лидерскими качествами, умением общаться и выстраивать отношения с другими. Мотивация к профессии — вот что, наверное, самое важное. Быть учителем — одна из сложнейших задач, и хорошо, если у старшеклассников еще в школе есть возможность проверить правильность своего выбора. Не констатировать на третьем-четвертом курсе, что ты ошибся, а убедиться в своих способностях и склонностях еще во время первых педагогических попыток, сделанных в школе.


Каждый третий

— В прошлом учебном году профильные педклассы закончили 2182 человека. 630 из них получили рекомендации педсоветов, которые дают право поступать на соответствующие специальности без экзаменов — только по результатам собеседования. Это 30% от общего количества выпускников, хотя по регионам цифры существенно отличаются: так, в Брестской и Гомельской областях рекомендации получили более 40% выпускников педклассов. В Минске — 18%, хотя именно в столице наиболее остро ощущается дефицит учителей начальных классов и педагогов дошкольного образования, а в Витебской области еще меньше — только 16%. «Мы считаем, что 30% по стране — это хороший показатель, который свидетельствует, что педагогические советы не раздают рекомендации всем подряд, а оценивают профессиональную мотивацию своих учеников», — подчеркивает Александр Жук.

Это важно!

Право поступать на педагогические специальности без экзаменов есть только у тех выпускников педагогических классов, кто имеет по всем предметам в аттестате оценки от 7 до 10 баллов, а по профильным предметам, которые изучаются на повышенном уровне, не менее 8. К тому же ученики должны получить развернутую характеристику-рекомендацию педагогического совета учреждения образования для поступления. На сайте  «Педагогические классы» в разделе «Часто задаваемые вопросы» можно прочитать о том, как проходит собеседование и какие действуют критерии оценивания его результатов.

Надо заметить, что три года назад возможность зачисления выпускников педклассов при поступлении на педагогические специальности без сдачи ЦТ, только по результатам собеседования, в обществе восприняли по-разному. В частности, высказывались мнения, что им дали слишком большие льготы. Мол, в педагогический университет пойдут все без разбора, в том числе и те, кто не может хорошо сдать централизованное тестирование.

В Белорусский государственный педагогический университет по результатам собеседования, без экзаменов, были в этом году зачислены на первый курс 132 выпускника педклассов. Еще 62 человека не воспользовались льготой и сдавали ЦТ. Таким образом, студентами стали около 200 учащихся профильных классов, это приблизительно четверть от общего набора на первый курс.

— Хотелось бы подчеркнуть, что в БГПУ идут хорошо подготовленные выпускники педпрофиля со средним баллом школьного аттестата не менее 8,5, — говорит Александр Жук. — А у многих средний балл превышает 9. По итогам последней сессии, что очень важно, средний балл у студентов — выпускников педклассов составил 8 из 10 баллов. Это сопоставимо со средним баллом студентов из числа медалистов, которые также поступают в педуниверситет без экзаменов. А у основной массы студентов средний балл на сессии был 6,8, это значит, что у студентов, которые обучались в педклассах, успеваемость в вузе на один балл выше! 

Первый опыт

Необходимость создания портфолио было когда-то самым сложным моментом во время обучения в педклассе. Но по сравнению с предыдущими годами у выпускников 2019 года подобные работы выделялись системностью, большим объемом и наличием всех рекомендованных разделов. Учащиеся подтвердили, что работа над портфолио помогает им провести самодиагностику собственных педагогических способностей, отрефлексировать свою педагогическую деятельность, приучает к постоянной фиксации достижений и неудач.

Учащиеся, которые проходили собеседование, имеют опыт сотрудничества, выделяются коммуникабельностью, уверенностью в себе, у них более развитые ораторские навыки, эмоциональный интеллект, способность работать в команде — так называемые soft skіlls, навыки XXI века, нужные в повседневной и профессиональной жизни.

Абсолютное большинство их уже имеют опыт научно-исследовательской работы, являются участниками соответствующих конференций различного уровня (от школьного до республиканского), что они подтвердили дипломами и свидетельствами, которые приложили к своим портфолио.

Будь в курсе!

Все учащиеся педагогических классов и групп посещают факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». Вот что говорят они сами. «Благодаря им я стал более уверенным». «Особенно ценными для меня были знания и умения в области управления конфликтами и межличностного взаимодействия». «Педагогические попытки были новым и трудным для меня опытом. Не думала, что учитель должен так много сделать, чтобы провести урок». «Педагогический класс идеальная находка для учащихся, мечтающих о поступлении в педагогический университет».

— Мы внимательно следим за тем, кто к нам пришел, не было ли это ошибкой. Что очень радует, так это социальная активность воспитанников педклассов, их лидерские качества, готовность брать на себя ответственность. Среди них много старост учебных групп. Деканаты специально выясняют, кто обучался в педклассе, чтобы определиться с кандидатурами. Они задействованы во всех наших важнейших мероприятиях, образовательных и социальных проектах, вовлекаются в профсоюзные дела, волонтерское движение, работают в студотрядах, участвуют в «звездных походах», творческой и спортивной жизни университета, — подчеркивает Александр Жук. — А студенты Института инклюзивного образования создали в университете клуб выпускников педагогических классов. У них есть общая платформа, которая объединяет, они начинают группироваться в своеобразное братство. Проект «Стать студентом на один день» — тоже инициатива выпускников педклассов.

Особая категория

В БГПУ отслеживают, как адаптируются первокурсники к образовательному процессу. Ежегодно в феврале после окончания зимней сессии проводят специальное анкетирование. «Уверены ли вы в данный момент в правильности своего выбора педагогической профессии?» — спросили у выпускников педклассов. Положительный ответ дали 68% опрошенных, а 32% сообщили, что у них было еще недостаточно времени для того, чтобы это оценить. На вопрос «Если бы у вас была возможность вновь поступать в университет, выбрали бы вы ту же специальность?», 81% дали однозначно положительный ответ.

Поинтересовались у «новобранцев» и тем, как они справляются с учебной нагрузкой. Результаты опроса свидетельствуют, что выпускники педклассов позиционируют себя как сильные студенты. 42% справляются без проблем. Еще 34% также справляются, но признаются: думали, что будет проще. 14% не всегда справляются из-за собственной неорганизованности, и только 10% опрошенных констатировали, что учеба дается им с большими трудностями в связи с большим объемами подготовки к занятиям.

На вопрос «помогло вам обучение в педклассе проще адаптироваться к учебному процессу в университете?» 20% ответили, что очень помогло, 46% ответили «да», 24% — «частично» и только 10% дали отрицательный ответ.

— Мы осознаем всю степень ответственности за создание в нашем университете соответствующей образовательной среды для подготовки педагогов нового поколения, — уверяет Александр Жук. — Выпускники педклассов — особая категория студентов, с которыми надо работать по-новому. Они уже имеют первичный опыт педагогической деятельности, представление о специфике педагогической профессии, знания, навыки и компетенции, необходимые успешному педагогу.  

А кто главный?

Интересно было узнать, а что будущие педагоги думают о сегодняшней школе? Какой они ее видят? Михаил КУДЕЙКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ, предложил школьникам положить в «мешок счастья» все, что может, на их взгляд, сделать школу более счастливой. А помогала ему в этом Татьяна КОЛОДИЧ, ученица выпускного класса пинской средней школы № 11. Как признается девушка, когда-то она даже не могла себе представить, что сможет работать с детьми, так как обычный ответ у доски был для нее мощным стрессом. А сегодня это уверенная в себе ученица педгруппы, у которой за плечами богатый опыт волонтерской деятельности, работа в городском детском парламенте.

Татьяна Колодич: «Именно в «Крыльях» я еще раз убедилась, что хочу стать педагогом...»

— Этим летом я находилась в Национальном образовательно-оздоровительном центре "Зубренок" в роли члена волонтерского отряда «Крылья», — говорит она. — Моей задачей была помощь в организации отдыха детей младшего возраста — от 6 до 9 лет. В отряде были самые маленькие, и это был для меня просто невероятный педагогический опыт. Они доверяют тебе полностью. Особенно тяжело им в начале смены, когда малыши еще скучают по своим родителям, и в конце, когда они снова скучают. Вот тут и нужна помощь волонтеров. Именно в «Крыльях» я еще раз убедилась, что хочу стать педагогом, поступить в БГПУ, потому что это дело мне по душе. Я понимаю, что выбрала непростой путь: для того, чтобы стать настоящим педагогом, нужно приобрести много профессиональных навыков, но все в моих руках.

По мнению Татьяны и других юношей и девушек, обучающихся в педагогических классах, счастливая школа невозможна без сотрудничества и профессионализма учителя. Они очень высоко ставят объективность в отношениях и принятие различных точек зрения, отсутствие дискриминации и давления со стороны учителя, умение сопереживать, уважительное отношение ко всем ученикам независимо от их способностей, эмоциональный и психологический комфорт, поощрение интересов ребенка, свободу выбора предметов, уменьшение учебной нагрузки. Интересно, что такие моменты, как техническая оснащенность школы и отмена школьной формы, упоминались далеко не в первую очередь. Дети чувствуют, что не они главные, что школа не для них, они лишь средство. Ученики хотят, чтобы с ними разговаривали, чтобы помогали реализовать свой потенциал, им неинтересно быть лишь средством для хороших показателей школы.

«А что вы сами можете сделать как будущие учителя?» — спросил у старшеклассников Михаил Кудейко. «Мы можем быть объективными», «Развивать в своих учениках уверенность в собственных силах», «Слушать и слышать другого», «Быть толерантными», «Быть креативными и поощрять креатив со стороны своих воспитанников», «Уважать их и понимать», — посыпались ответы. «Поздравляю, вы изобрели рецепт школьного счастья — в школе должен быть в первую очередь позитив. Счастье — это когда тебе рады, верят в твои возможности и тебе доверяют», — подытожил дискуссию преподаватель.

Михаил Кудейко: «А что вы сами можете сделать как будущие учителя?»

Справка

Первые 102 педагогических класса и группы были открыты во всех регионах Беларуси в 2015/2016 учебном году. На следующий год их число увеличилось втрое. В настоящее время в учреждениях общего среднего образования работают уже 438 педагогических классов и групп, в которых обучаются 4036 человек. Лидирует по этому показателю Гродненская область в регионе действуют 93 педагогических класса, в которых  обучаются 835 человек. Далее идет Минская область 92 класса и 767 учащихся. В других регионах и в столице количество классов варьируется от 45 до 59.

 Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и пресс-службы БГПУ

Название в газете: «Рэцэпт» школьнага шчасця

Выбор редакции

Общество

РІSА-2018: обратная связь. Какие проблемные точки в образовании обнаружило международное исследование

РІSА-2018: обратная связь. Какие проблемные точки в образовании обнаружило международное исследование

Насколько белорусская система образования конкурентоспособна и соответствует ли она мировым трендам?

Общество

Дирижер Иван Костяхин и режиссер Елена Медякова: «Мы интересны друг другу во всех ипостасях»

Дирижер Иван Костяхин и режиссер Елена Медякова: «Мы интересны друг другу во всех ипостасях»

И через десять лет после знакомства они любят гулять по городу, взявшись за руки.

Общество

Почему наличие отца в семье так важно для ребенка. Разбираемся со специалистами

Почему наличие отца в семье так важно для ребенка. Разбираемся со специалистами

Дети, которые вырастают в семьях, где нет отца или он есть, но почти не участвует в жизни малыша, по всем показателям проигрывают и в детстве, и во взрослой жизни.

Спорт

Как живет единственная школа конного спорта в Минской области

Как живет единственная школа конного спорта в Минской области

К своему юбилею школа получила прекрасный подарок — капитальный ремонт.