03 декабря, четверг

Вы здесь

Владимир Андрейченко о сделанном уходящим парламентом и некоторых итогах парламентских выборов


Председатель Палаты представителей Национального собрания — о сделанном уходящим парламентом и некоторых итогах парламентских выборов.


— Владимир Павлович, парламент шестого созыва завершает свою деятельность и через несколько дней станет историей белорусского парламентаризма. Каким он был, если оглянуться на пройденный путь?

— Свою конституционную роль Палата представителей исполнила, активно работая на благо нашей страны. Это самое главное.

Принято более 130 законопроектов в первом чтении и более 270 — во втором, из них 254 подписаны Президентом. Мы ежегодно своевременно, оперативно принимали сбалансированный республиканский бюджет, особенностью которого является социальная направленность. В бюджете на 2020 год она укрепится.

Предусмотрено повышение зарплаты низкооплачиваемым категориям граждан, педагогам и медицинским работникам, поднятие уровня пенсий до 40 процентов от средней зарплаты. Зарплата бюджетников в отношении средней в экономике составит не менее 80 процентов. В связи с 75-летием Победы будет оказана единовременная материальная помощь ветеранам Великой Отечественной войны и пострадавшим от последствий войны. Продолжится финансирование семейного капитала. Средства из него со следующего года можно будет использовать на улучшение жилищных условий, получение образования и на медицинские услуги расширенного перечня.

Принят ряд законодательных актов широкого общественного звучания. Отмечу очень важную корректировку Трудового кодекса, новую редакцию Жилищного кодекса, изменения в Закон об охране труда. Укреплены трудовые гарантии, усовершенствованы правовые нормы обеспечения безопасности жизни и здоровья тех, кто работает на производстве, расширились возможности для самозанятости и дистанционной работы, права граждан на услуги в жилищной сфере, на качественные и безопасные пищевые продукты. Станут доступнее лекарства, в том числе для граждан с серьезными заболеваниями.

Немало сделано по стимулированию экономических преобразований, государственно-частного партнерства, либерализации бизнес-среды, развитию предпринимательства и IT-технологий. Существенным плюсом законотворческой деятельности депутатов шестого созыва я назвал бы и принятие закона об органической продукции.

Перечень правовых нововведений социального, экономического и иного характера довольно объемный. Все они идут от жизни и дают ответы на поставленные жизнью вопросы в различных сферах. Мы фиксируем в законодательстве то, что соответствует социально-экономическим и другим задачам страны и общественным запросам.

— Интересно, свои законопроекты парламентарии предлагали?

— Свое право законодательной инициативы депутаты использовали активнее, чем в предыдущих созывах. Внесли шесть законопроектов, три из которых приняты и уже стали законами.

Принципиальный акцент: мы считаем очень важным при разработке норм права опираться на общественное мнение. У многих парламентариев есть свои блоги в социальных сетях. По ряду законопроектов проведено общественное обсуждение на Национальном правовом интернет-портале. Наиболее дельные предложения учтены при доработке законопроектов.

Еще хотел бы сказать, что укрепился потенциал нашего участия в парламентской дипломатии. Установлены международные связи широкого географического диапазона на европейском, азиатском, американском и африканском континентах. Делегация Национального собрания Беларуси узнаваемая и авторитетная на международной арене. К нам прислушиваются на международных парламентских форумах и, что очень важно, поддерживают резолюции, которые мы предлагаем. Это свидетельство нового отношения международного сообщества к Республике Беларусь и миротворческих инициатив главы нашего государства.

— Остались ли у Палаты представителей законотворческие резервы?

— Они всегда остаются там, где струится творческая мысль, сталкиваются разные взгляды и предлагаются идеи. Законотворчество — это очень сложное, живое дело с участием многих учреждений, государственных и общественных организаций, в котором парламентариям отведена ключевая роль. Выездные заседания постоянных комиссий, парламентские слушания, круглые столы, семинары, конференции по законотворческим вопросам мы проводим ради того, чтобы законодательство было созвучно с задачами развития страны и потребностями общества. В результате такой постоянной работы в правовую базу вносятся довольно существенные и содержательные дополнения.

— Владимир Павлович, у вас есть законотворческие мечты?

— Я реалист. Мечты же во многом оторваны от реальности, поэтому ни в коем случае не должны воплощаться в законах, а значит — в общих правилах и стандартах. Если эти правила и стандарты своевременно настраивать в соответствии с изменениями, происходящими в стране, то и эффективность своей деятельности парламент повышает. В таком направлении мы и движемся. На своем хозяйственном и парламентском опыте я убедился, что правовые новации обязательно должны быть реалистичными и полезными для регулируемой сферы, для людей.

— На рабочей встрече с вами Президент отметил, что депутаты нынешнего созыва поработали хорошо. В новом парламенте должна быть обеспечена преемственность в деятельности. Что, по вашему мнению, необходимо сохранить и развивать?

— Называю по пунктам. Первое — отлаженный, действенный механизм законотворческой работы от нулевого чтения законопроектов до их принятия. Второе — деловой тонус наших парламентских обсуждений и дискуссий. Третье — конструктивное взаимодействие с экспертным сообществом, субъектами права законодательной инициативы, государственными и общественными организациями, заинтересованными в принятии того или иного законодательного акта. Четвертое — инициативная позиция в международном и межпарламентском сотрудничестве. Пятое — разнообразие форм работы с избирателями, общественностью и средствами массовой информации.

— У Палаты представителей уникальный ресурс публичности. Наверное, он помог нынешним 30 депутатам, которые баллотировались на парламентских выборах, получить электоральное преимущество перед своими конкурентами. Как вы считаете?

— Все зависело от самого претендента на депутатский мандат. Если у него есть общественный авторитет, надлежащая профессиональная и общая подготовка, чтобы заниматься законотворческой работой, продуманная программа, он известен своими конкретными делами в регионе, то, думаю, это и позволяет ему получить доверие избирателей. Депутатский опыт — не повод для электоральной поблажки, а большая ответственность.

— Конкуренция на парламентских выборах была довольно высока — в среднем пять человек на место. Значит, авторитет Палаты представителей растет. Среди 110 избранных депутатов 21 представитель политических партий, но оппоненты власти доверия большинства избирателей не получили. По вашему мнению, почему?

— Избирательный кодекс гарантирует партиям участие в избирательном процессе, даже если в округе у них нет первичных партийных структур. Партии, представители которых были зарегистрированы кандидатами в депутаты, имели возможность проявить себя на политическом поле, вести диалог с избирателями, обрести электоральные симпатии. Однако законодательно расширенные возможности партий и движений в самом избирательном процессе использовали не все. Причины неудовлетворительного для них результата выборов оппонентам власти нужно искать в этом и в своей гражданской позиции. У меня сложилось впечатление, что кандидаты от оппозиции стремятся попасть в парламент, чтобы представлять там самих себя, забывая, что депутат является представителем всех избирателей и уполномочен защищать их интересы и интересы страны как представитель органа государственной власти. Нельзя упрощенно подходить к серьезным вещам.

— Но политическое структурирование в обществе пока идет вяло. Представление о ряде партий у избирателей разве что по их названию.

— Избирательная площадка позволяет партиям стать ближе к людям, понять настроения в различных социальных сегментах, а значит — что нужно корректировать в своей позиции и в своих действиях. Думаю, это очень важно для авторитета партии.

— Наверное, партии аплодировали бы переходу к парламентским выборам по партийным спискам, если бы он состоялся.

— При сегодняшней замкнутости партийных структур на самих себе, а то и виртуальности такое решение было бы несвоевременным, более того, невыгодным для общественно-политической стабильности, так как ни одна партия еще не обрела широкой поддержки в обществе.

Участие в парламентском избирательном процессе по существующей мажоритарной системе как раз позволяет исправлять такое положение, приближаться к реальной жизни и через агитацию за своих кандидатов в депутаты оказывать влияние на самоопределение избирателей. Игнорировать это вряд ли правильно, если думать о будущем партии.

Я уже высказывался о возможной целесообразности перехода на мажоритарно-пропорциональную избирательную систему через определенное время, если произойдут реальные, заметные для общественности сдвиги в развитии партийного строительства. Сегодня же оснований для этого еще нет.

— По вашему мнению, что может повысить авторитет партий в современных условиях?

— Общественно ответственная позиция во всех действиях. Политиканству и легкомысленным обещаниям люди сегодня не верят. Во время рабочих поездок в регионы и в свой избирательный округ я посещаю предприятия, учреждения и организации, откровенно разговариваю с людьми и знаю их настроения, как говорится, из первых рук.

— Что это дает лично вам?

— Реальное, точное знание дел в регионах, того, что заботит и волнует простого человека. Всегда находишься на острие проблем, в решении которых требуются усилия местных органов власти, помощь депутата или корректировка законодательства. Ни одну просьбу ко мне не оставляю без внимания, держу на контроле до принятия по ней решения. Оперативно снимаются многие вопросы.

— По вашим наблюдениям, Владимир Павлович, какой главный запрос к обновленному парламенту доминирует в общественной мысли?

— На законодательном уровне делать все возможное для сохранения мира и спокойствия в обществе. Люди хотят нормально жить и работать и не хотят потрясений, которые могли бы навредить общественно-политической стабильности. Поэтому и избрали в парламент тех, кто способен работать на решение конкретных вопросов, связанных с развитием экономики и социальной сферы, работать на благополучие Беларуси.

Александр ФИЛИМОНОВ

Фото БЕЛТА

Название в газете: Уладзімір Андрэйчанка: Людзі хочуць нармальна жыць і працаваць і не жадаюць узрушэнняў

Выбор редакции

Общество

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

Старый замок никогда не имел завершенного вида. Его неоднократно восстанавливали и реконструировали, поэтому его архитектура содержит в себе стили нескольких эпох.

Общество

Несовершеннолетние в уголовном процессе: практические нюансы

Несовершеннолетние в уголовном процессе: практические нюансы

Об особенностях защиты прав детей-правонарушителей (задержание, применение мер пресечения, следственные действия) рассказали эксперты во время одного из вебинаров, которые совместно с Республиканской коллегией адвокатов Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси организовал еще летом.

Общество

Шоколадные желания по-белорусски. Корреспондент «Звязды» побывала на одной из кондитерских фабрик страны

Шоколадные желания по-белорусски. Корреспондент «Звязды» побывала на одной из кондитерских фабрик страны

Чтобы посмотреть, что здесь готовят к празднику и какими сладкими новинками собираются удивлять белорусов.