Вы здесь

Посмотрели, как проходит народное обрядовое игрище «Ката пячы»


«День добрый, хозяин и хозяйка! Готов уже кот?» — в одну из комнат Скирмантовского дома культуры, что в Дзержинском районе, входит немалая компания празднично одетых мужчин и женщин с «музыкой» — гармошкой: бубном и барабаном — и различными вкусностями: от мороженой калины-малины до вкусно пахнущих драников и «кишки». Так уже много лет 27 ноября перед Филипповским (Рождественским) постом здесь проходит народное обрядовое игрище «Ката печы», которое с 2017 года носит статус республиканской историко-культурной ценности. В деревне Скирмантово это дежурная шутка, но, чтобы не ранить ничьих чувств, подтвердим: во время праздника ни один кот не пострадал.


Местные жители на заведующую дома культуры Наталью Радько не нарадуются: «Она больше всех за «кота» переживает, благодаря ей этот обряд сохраняется и продолжается, и каждый год собирает гостей — приезжают из соседних деревень, из Путчино, Логовища, Дзержинска, даже из Минска. А если бы вы знали, как прекрасно она поет! Сегодня, может быть, услышите».

Сама же Наталья Петровна говорит, что главная заслуга не ее: «О том, что существовало такое игрище, мне рассказала свекровь Софья Адольфовна, которая вспоминала, как интересно в старину в деревне проходили вечеринки для молодежи. И мы возродили сначала вечеринки с песнями и танцами, а потом решились и на «кота». Лично меня радует, что в обряде участвует и старшее поколение, наш народный хор «Весялуха», и творческая молодежь, пусть ее сейчас немного, но она есть, и это наше будущее. Значит, традиция не забывается, а передается».

...Раньше этот обряд проводили в большом доме, чтобы было свободно петь и танцевать, но постепенно количество участников увеличилось, поэтому это действо перенесли в Дом культуры, да и то, все желающие еле помещаются в одной комнате. «Ничего, — смеются, — главное, нашему коту места хватает». «Кот», собранный из булок (голова, туловище и лапы), сала (уши), колбасы (хвост) и других элементов — усы из макарон, глаза из изюма, рот из моркови или помидора — подвешивается на тканом поясе под потолок напротив красного угла. Потом каждый по очереди «подъезжает» к коту верхом на ухватах или сковороднике и старается откусить кусочек, а другие участники смешат и мешают. При этом нужно громко произносить: «От порога к углу еду на лысого кота!» Кто не справляется с задачей, выполняет «фант» — поет частушки, либо «ходит петухом вокруг курицы», либо, если это молодая девушка, становится на табуретку и кричит: «Мама, готовь подушки — замуж хочу!» Самые рискованные женщины соглашаются на «габляванне». Играть можно долго, но когда уже все устали, дают условный знак — музыканты исполняют песню «Час дадому, час...».

Обряд, кстати, рассчитан исключительно на взрослых, как и застолье, и некоторые народные игры и шутки рассчитаны строго на «18+». Но чтобы познакомить детей с традицией, несколько раз организаторы делали для учеников 3-4 классов сладкий вариант печеного «кота» с зефирными ушками, яблоками и мармеладом, а также показали простые игры и танцы особенно популярным у детворы оказался «ремешок».

«Канонический» рецепт кота неизменен: 1 кг муки, 450 мл молока, 40 г дрожжей, 2 яйца, 2 столовые ложки сахара, чайная ложка соли, немного (около 50 г) маргарина или масла. Когда тесто подойдет в теплом месте, его нужно обмять и дать подрасти еще, потом раскатать как следует на столе, слепить голову, туловище, лапки, на противень — и в печку. Пока хозяин его достает и собирает фигуру на шпажки, гости распеваются, играют и танцуют.

«Что танцуем? По-разному: «стукалку-грукалку», падеспань, кадриль, «лысого», краковяк, — перечисляет художественный руководитель Дома культуры Сергей Янковский. — Поем «Дробну драбніцу», «Была ў мяне курачка», «Паляцеў галуб», нашу местную «Зялёнае лісце и другие народные песни, организуем игру-знакомство «подушечка», танец с веником, игру в «ремешки», да много чего — каждый раз получается немного иначе, чем предыдущий.

Почему вообще кот? Преемники традиции объясняют: «Кот — хранитель брака, символ семейного счастья и благополучия, плодородия и плодовитости. Поэтому играть в него могут как молодые парни и девушки, так и уже замужние и женатые, взрослые люди — разве кому не хочется, чтобы все плодило и родило и в доме, и на огороде? Наш кот — рыжий как солнышко, он заботится о людях, и черного кота, который символизирует несчастье, он не любит и прогоняет прочь, чтобы никому не вредил и пары не разбивал». В прошлом году скирмантовский кот подтвердил свою славу и «свел» еще одну пару — Александру и Дмитрия; молодые люди познакомились именно на празднике и решили быть вместе, а в этом году снова пришли — за новой порцией семейного счастья.

После внесения обряда в список нематериального культурного наследия Беларуси интерес к нему значительно вырос. «Вы готовы, если что, к наплыву туристов? — спрашиваем у скирмантовцев. — Гостям мы всегда рады: если попадут как раз на «кота», на Филипповку или в январе на Рождество, можно увидеть обряд своими глазами, если приедут в другое время — все равно сможем рассказать и показать, а в Доме культуры собрана большая фотовыставка за разные годы, есть хороший фильм».   

Широкой публике «кота» впервые показали в середине 80-х — в программе «Приглашаем на посиделки», которая когда-то шла на отечественном телевидении. Архивная запись на кассете, говорят, где-то сохранилась до сих пор.

В этом же соучастниками и наблюдателями обряда стали не только журналисты «Звязды», но и коллеги-телевизионщики с «Беларусь 3» — в январе следующего года о скирмантовском «коте» расскажет выпуск программы «Живая культура», ведущая которой Екатерина Водоносова призналась, что впервые в жизни присоединилась к выпечке кота: «Тесто сама месила, поэтому качество гарантирую: кот вкусный!».

Под песни и танцы, игры и шутки несколько часов пролетают незаметно. «Кота» удалось откусить, обряд завершается, и ведущая-«Свашка» Наталья Юшкевич раздает всем по кусочку, да не просто так, а с пожеланиями: скажем, «ушки — чтобы муж не ходил к подружке», «лапы — чтобы мужик был при доме», но чаще всего все просят «дайте мне кошачий хвост, так как уже скоро пост!».

Поскольку по кусочку выпечки в обязательном порядке достается всем присутствующим, засвидетельствуем и мы: скирмантовский «кот» — вкусный! А люди, которые сохраняют этот обряд, — гостеприимные, активные, жизнерадостные, тактичные, творческие и остроумные. Кажется, в агрогородке под Дзержинском живет и не кот вовсе, а какой-то дух-хранитель, который дает людям заряд бодрости перед долгой зимой и в следующем году обещает вернуться. 

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Название в газете: На спіне ў... печанага ката

Выбор редакции

Спорт

Спортивный психолог Екатерина Буча рассказывает, легко ли вырастить чемпиона

Спортивный психолог Екатерина Буча рассказывает, легко ли вырастить чемпиона

Как правильно определить вид спорта, который подходит для вашего ребенка, стоит ли вообще заставлять его ходить на тренировки?

Экономика

Подешевеет ли жилье в следующем году?

Подешевеет ли жилье в следующем году?

А что в столице — то и в регионах.

Общество

«Тут у некоторых по два высших образования». Рассказываем, как и чем питаются бездомные

«Тут у некоторых по два высших образования». Рассказываем, как и чем питаются бездомные

Они по разным причинам остались без дома и средств на проживание.