Вы здесь

Посмотрели, как проходит народное обрядовое игрище «Ката пячы»


«День добрый, хозяин и хозяйка! Готов уже кот?» — в одну из комнат Скирмантовского дома культуры, что в Дзержинском районе, входит немалая компания празднично одетых мужчин и женщин с «музыкой» — гармошкой: бубном и барабаном — и различными вкусностями: от мороженой калины-малины до вкусно пахнущих драников и «кишки». Так уже много лет 27 ноября перед Филипповским (Рождественским) постом здесь проходит народное обрядовое игрище «Ката печы», которое с 2017 года носит статус республиканской историко-культурной ценности. В деревне Скирмантово это дежурная шутка, но, чтобы не ранить ничьих чувств, подтвердим: во время праздника ни один кот не пострадал.


Местные жители на заведующую дома культуры Наталью Радько не нарадуются: «Она больше всех за «кота» переживает, благодаря ей этот обряд сохраняется и продолжается, и каждый год собирает гостей — приезжают из соседних деревень, из Путчино, Логовища, Дзержинска, даже из Минска. А если бы вы знали, как прекрасно она поет! Сегодня, может быть, услышите».

Сама же Наталья Петровна говорит, что главная заслуга не ее: «О том, что существовало такое игрище, мне рассказала свекровь Софья Адольфовна, которая вспоминала, как интересно в старину в деревне проходили вечеринки для молодежи. И мы возродили сначала вечеринки с песнями и танцами, а потом решились и на «кота». Лично меня радует, что в обряде участвует и старшее поколение, наш народный хор «Весялуха», и творческая молодежь, пусть ее сейчас немного, но она есть, и это наше будущее. Значит, традиция не забывается, а передается».

...Раньше этот обряд проводили в большом доме, чтобы было свободно петь и танцевать, но постепенно количество участников увеличилось, поэтому это действо перенесли в Дом культуры, да и то, все желающие еле помещаются в одной комнате. «Ничего, — смеются, — главное, нашему коту места хватает». «Кот», собранный из булок (голова, туловище и лапы), сала (уши), колбасы (хвост) и других элементов — усы из макарон, глаза из изюма, рот из моркови или помидора — подвешивается на тканом поясе под потолок напротив красного угла. Потом каждый по очереди «подъезжает» к коту верхом на ухватах или сковороднике и старается откусить кусочек, а другие участники смешат и мешают. При этом нужно громко произносить: «От порога к углу еду на лысого кота!» Кто не справляется с задачей, выполняет «фант» — поет частушки, либо «ходит петухом вокруг курицы», либо, если это молодая девушка, становится на табуретку и кричит: «Мама, готовь подушки — замуж хочу!» Самые рискованные женщины соглашаются на «габляванне». Играть можно долго, но когда уже все устали, дают условный знак — музыканты исполняют песню «Час дадому, час...».

Обряд, кстати, рассчитан исключительно на взрослых, как и застолье, и некоторые народные игры и шутки рассчитаны строго на «18+». Но чтобы познакомить детей с традицией, несколько раз организаторы делали для учеников 3-4 классов сладкий вариант печеного «кота» с зефирными ушками, яблоками и мармеладом, а также показали простые игры и танцы особенно популярным у детворы оказался «ремешок».

«Канонический» рецепт кота неизменен: 1 кг муки, 450 мл молока, 40 г дрожжей, 2 яйца, 2 столовые ложки сахара, чайная ложка соли, немного (около 50 г) маргарина или масла. Когда тесто подойдет в теплом месте, его нужно обмять и дать подрасти еще, потом раскатать как следует на столе, слепить голову, туловище, лапки, на противень — и в печку. Пока хозяин его достает и собирает фигуру на шпажки, гости распеваются, играют и танцуют.

«Что танцуем? По-разному: «стукалку-грукалку», падеспань, кадриль, «лысого», краковяк, — перечисляет художественный руководитель Дома культуры Сергей Янковский. — Поем «Дробну драбніцу», «Была ў мяне курачка», «Паляцеў галуб», нашу местную «Зялёнае лісце и другие народные песни, организуем игру-знакомство «подушечка», танец с веником, игру в «ремешки», да много чего — каждый раз получается немного иначе, чем предыдущий.

Почему вообще кот? Преемники традиции объясняют: «Кот — хранитель брака, символ семейного счастья и благополучия, плодородия и плодовитости. Поэтому играть в него могут как молодые парни и девушки, так и уже замужние и женатые, взрослые люди — разве кому не хочется, чтобы все плодило и родило и в доме, и на огороде? Наш кот — рыжий как солнышко, он заботится о людях, и черного кота, который символизирует несчастье, он не любит и прогоняет прочь, чтобы никому не вредил и пары не разбивал». В прошлом году скирмантовский кот подтвердил свою славу и «свел» еще одну пару — Александру и Дмитрия; молодые люди познакомились именно на празднике и решили быть вместе, а в этом году снова пришли — за новой порцией семейного счастья.

После внесения обряда в список нематериального культурного наследия Беларуси интерес к нему значительно вырос. «Вы готовы, если что, к наплыву туристов? — спрашиваем у скирмантовцев. — Гостям мы всегда рады: если попадут как раз на «кота», на Филипповку или в январе на Рождество, можно увидеть обряд своими глазами, если приедут в другое время — все равно сможем рассказать и показать, а в Доме культуры собрана большая фотовыставка за разные годы, есть хороший фильм».   

Широкой публике «кота» впервые показали в середине 80-х — в программе «Приглашаем на посиделки», которая когда-то шла на отечественном телевидении. Архивная запись на кассете, говорят, где-то сохранилась до сих пор.

В этом же соучастниками и наблюдателями обряда стали не только журналисты «Звязды», но и коллеги-телевизионщики с «Беларусь 3» — в январе следующего года о скирмантовском «коте» расскажет выпуск программы «Живая культура», ведущая которой Екатерина Водоносова призналась, что впервые в жизни присоединилась к выпечке кота: «Тесто сама месила, поэтому качество гарантирую: кот вкусный!».

Под песни и танцы, игры и шутки несколько часов пролетают незаметно. «Кота» удалось откусить, обряд завершается, и ведущая-«Свашка» Наталья Юшкевич раздает всем по кусочку, да не просто так, а с пожеланиями: скажем, «ушки — чтобы муж не ходил к подружке», «лапы — чтобы мужик был при доме», но чаще всего все просят «дайте мне кошачий хвост, так как уже скоро пост!».

Поскольку по кусочку выпечки в обязательном порядке достается всем присутствующим, засвидетельствуем и мы: скирмантовский «кот» — вкусный! А люди, которые сохраняют этот обряд, — гостеприимные, активные, жизнерадостные, тактичные, творческие и остроумные. Кажется, в агрогородке под Дзержинском живет и не кот вовсе, а какой-то дух-хранитель, который дает людям заряд бодрости перед долгой зимой и в следующем году обещает вернуться. 

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Название в газете: На спіне ў... печанага ката

Выбор редакции

Общество

В чем суть вишинга — одного из видов мошенничества

В чем суть вишинга — одного из видов мошенничества

С использованием социальной инженерии.

Общество

«Преференции, которые получили военные, обусловлены высказанными ими мнениями»

«Преференции, которые получили военные, обусловлены высказанными ими мнениями»

«Армия — школа мужества, гражданственности и патриотизма».