Вы здесь

Наука из картона и пластилина


Почему золотая женщина не замерзла? Можно ли забеременеть, съев брусники? Как открыть страусиную ферму? Этими вопросами озадачились (никогда не догадаетесь)...финские школьники. Проект педагогов из этой страны «Калевала идет учиться» был представлен в рамках европейского фестиваля Sсіеnсе оn Stаgе («Наука на сцене»), пройдя предварительный национальный отбор.

«Калевала» — это уникальный карело-финский поэтический эпос, состоящий из 50 рун. Школьники выбрали 13 тем для обсуждения, и каждая группа придумала научный вопрос, основанный на сюжете. Затем учащиеся продолжили работу, ища теоретическую информацию и занимаясь практическими исследованиями, а своими результатами делились на сайте.


10 белорусских учителей впервые стали участниками европейского фестиваля «Наука на сцене».

Мультидисциплинарный подход

В начале ноября 10 белорусских учителей впервые стали участниками грандиозного события, собравшего 600 педагогов из 38 стран. Их поездка в Португалию на крупнейшую образовательную ярмарку для STЕM-педагогов стала возможной благодаря программе Европейского союза MОST.

В городе на берегу океана на четыре дня собрались учителя математики, робототехники, химии, физики, информатики, географии, биологии, начальных классов и преподаватели вузов, готовые помогать школам. У всех, кто преподает интересно, проводя на уроке эксперименты и исследования, кто не боится что-то сделать своими руками и с помощью учеников, было несколько дней, чтобы и себя показать, и других посмотреть, и познакомиться, и пообщаться, и завязать контакты. И даже если английский язык «хромал», наглядные стенды, демонстрация опытов, интерес учителей и помощь гугл-переводчика сметали все барьеры и создавали почву для новых идей, — рассказывает STЕM-посол ассоциации «Образование для будущего», заместитель директора частной школы Stеmbrіdgе, учитель информатики Евгения ГУЩИНА.

— Sсіеnсе оn Stаgе Еurоре — это сеть учителей, которые обмениваются идеями и наилучшими практиками в STЕM. Конечная цель — поддержать педагогов в их профессиональном развитии, — подчеркивает старший преподаватель кафедры современных методик и технологий образования АПО, научный консультант инновационного проекта по внедрению модели STЕАM-образования, STЕM-посол ассоциации «Образование для будущего» Анжелика Мещерякова. — Сеть объединяет сейчас педагогов из 34 европейских стран и не только. Например, в Португалии на последнем фестивале 34 страны участвовали официально, а четыре — в качестве гостей. Кроме нас, приглашение получили педагоги из Китая, Бразилии и Словакии.  

Фестиваль «Наука на сцене» проводится раз в два года. В 2001 и 2003 годах это мероприятие было нацелено исключительно на учителей физики, но с 2005 года на нем были представлены уже всех естественные науки. Между прочим, сегодня понятие STЕM значительно расширилась. Под STЕM-подходом понимают мультидисциплинарный подход, когда учитель ставит какую-то проблему, но не говорит, что ее решение можно найти в определенном параграфе учебника. Фактически ученику предлагается провести собственное исследование. А решение может лежать частично в области физики, частично — в области химии, биологии или даже истории и литературы. Ты сам решаешь, какие знания и по какой дисциплине тебе нужны в конкретный момент.

Одна из номинаций фестиваля для STEM-педагогов «Астрономия и исследования космоса в естественнонаучном образовании».

Что нашли на мусорке...

Главный «гвоздь» программы фестиваля «Наука на сцене» — двухдневная ярмарка педагогических идей: участники представляют свои проекты и эксперименты на стендах выставки. Под последние были отведены большие площади конгресс-холла. Каждый может подойти, пообщаться, задать свои вопросы и, так сказать, опробовать все инструменты, оборудование, эксперименты на себе. Причем авторы проекта не знают, кто к ним подошел: просто их коллега или член жюри. А на другой день посетить ярмарку могут все желающие — педагоги и ученики из любой школы.

Некоторые из проектов отбираются программным комитетом фестиваля и презентуются в категориях «Мастерская» и «На сцене» (как, например, «Калевала идет учиться»). На сценические презентации отводится 20 минут. Конечно, чтобы удостоиться такого внимания, у проекта должна быть красивая «упаковка» и легенда. Как убедились белорусские педагоги, от этих двух факторов зависит очень многое. Мало придумать идею, ее еще надо уметь преподнести широкой публике со сцены.

Всего на фестивале было представлено 217 проектов в следующих номинациях: «Наука для самых маленьких», «Цифровое просвещение и естественнонаучное образование», «Естественнонаучное образование в интересах устойчивого развития», «Астрономия и исследования космоса в естественнонаучном образовании», «Недорогая и переработанная наука», «Инклюзивная наука» и «Совместные проекты» (выполненные педагогами из разных стран, но с условием, что хоть один из них должен быть участником предыдущего фестиваля).

Пример того, как можно использовать 3D-принтер на уроках географии.

— Хочу заметить, что Sсіеnсе оn Stаgе — это не фестиваль школ, а фестиваль учителей-практиков. В центре внимания находится педагог и результат его работы, а главное действующее лицо — наука, — рассуждает Ирина АДАМОВИЧ, учитель математики из средней школы № 20 Борисова, руководитель первого в стране STЕM-центра, созданного на базе этого учреждения, и STЕM-посол. — Это место, где стираются все границы между странами, а учителя объединяются в общем потоке новых идей, любви к своим предметам, желанию делиться своими находками со всей педагогической общественностью. Основной язык — английский. Для кого-то он родной, а кто-то на нем плохо говорит и плохо его понимает. Но даже в этом случае язык жестов, единая научная лексика, понимание сути того, что видишь, позволяют людям общаться, находить общие темы и налаживать контакты. Для меня лично стал неожиданностью тот факт, что я понимала больше, чем сама от себя ожидала.

Проекты были представлены разные. И очень простые и знакомые опыты, о которых мы знали, видели их, но они были собраны в одну канву, логично и интересно представлены. И более глобальные вещи, например, «физические игрушки для дошкольников» или мобильная программа для смартфона — определитель видов растений с привязкой к карте всего ареала, где встречается то или иное растение. Много было проектов с броскими названиям: «Игры со звуком», «Разноцветная химия», «Помидорный проект», «Математическая магия», «Математика в овощах и фруктах». Авторы последнего, например, высчитывали площадь кожуры, снятой с апельсина, — все на самом деле просто. Многие проекты были с конкретной привязкой к той местности, из которой приехали педагоги, например, «Руффах, земля винограда и вина» — его презентовали французы.

Шедевр из картона и бумаги: модель Солнечной системы в коробке.

Самая интересная номинация «Недорогая и переработанная наука» — это значит, что в ход идет все, что сделано из бумаги, картона, палок, ниток и других подручных материалов. Это могли быть и губки, и трубочки для коктейля. Изделия создавались из вторичного сырья. Некоторые проекты так и назывались: «Из того, что мы нашли на мусорной свалке». Были и настоящие шедевры из картона и бумаги, типа модели солнечной Системы в коробке, которая подсвечивалась фонариком.

Среди победителей были и наши соседи-украинцы, которые в категории «Инклюзивная наука» представили проект «Сенсорная интеграция в математике», основанный на тактильных ощущениях детей. В общем украинские педагоги выставили на европейском фестивале четыре своих проекта.

Секрет успешного пенальти

— Я уверена, что почти каждый белорусский учитель достоин того, чтобы попасть на этот фестиваль, потому что мы ежедневно пытаемся на своих уроках фантазировать с подручными материалами, из ничего сделать что-то, — делится своим мнением учитель начальных классов средней школы № 20 Борисова, преподаватель курсов по Sсrаtсh-программированию Надежда ПРОКОПЧИК. — А один из критериев конкурсного отбора — это минимальные затраты, доступность и возможность использовать идею на обычных ежедневных занятиях.

Проект, посвященный созданию «умного дома».

Коллеги из Казахстана, например, представляли проект «Креативный пластилин», направленный на развитие у учащихся абстрактного мышления. Педагоги работают в частной школе, где у них 8 часов математики в неделю. Идея с пластилином появилась в старших классах при изучении стереометрии. Дети после завершения изучения раздела выполняют творческий проект из пластилина и делятся затем своими результатами с младшими школьниками. Это абсолютно доступная для воплощения идея.

Еще одна фишка фестиваля — 40 мастер-классов, но ты можешь выбрать из них только два. Чтобы не получилось как в той притче, когда шесть мудрецов пошли «смотреть» слона, а потом один решил, что слон — это дерево, а другой — что змея, белорусские учителя разделились — все пошли на различные мастер-классы, чтобы потом объединить свои впечатления.

Кстати, на сайте httрs://www.sсіеnсе-оn-stаgе.еu/ «Наука на сцене» можно бесплатно скачать учебные материалы, разработанные европейскими STЕM-педагогами. Например, какая идеальная кривая траектории мяча? Каким должен быть идеальный газон? Какой баланс СО2 на чемпионате Европы УЕФА? Футбол предлагает большое разнообразие вопросов и проблем для учебных занятий STЕM: 20 учителей из 15 европейских стран разработали двенадцать учебных блоков, представляющих интересные эксперименты по футболу для биологии, химии, компьютерных наук, математики и физики. Брошюра содержит широкий спектр междисциплинарных задач для средней школы: от измерения массы воздуха внутри мяча, влияния энергетических напитков на производительность игроков до расчета шансов забить мяч во время серии пенальти. Школьников поощряют открыть научные феномены популярной игры.

Главный гвоздь программы — двухдневная ярмарка педагогических идей: участники представляют свои проекты и эксперименты на стендах выставки. Под последние были отведены большие площади конгресс-холла.

— На фестивале я часто включала «злостного блогера» и задавала провокационные вопросы, — улыбается Евгения Гущина. — Коллеги из Франции представляли проект, посвященный последствиям климатических изменений. На мой вопрос «А что мы можем изменить, так как экологические последствия — это же более отдаленная перспектива, которая затронет следующие поколения» мне ответили: «Да, сегодня мы на самом деле ничего не можем сделать, пока не изменятся наши руководители. Но мы можем воспитать людей, которые с детства думают о том, как сохранить этот мир, как его не загрязнять, и если они придут к власти, то смогут влиять на многие вещи». Это значит, что там никто не сомневается в высокой миссии педагогов. 

Выход на международный уровень

Следующий фестиваль «Наука на сцене» пройдет осенью 2021 года в Чехии. Для того чтобы поехать туда уже полноправными участниками, в Беларуси осенью 2020 года должен быть организован национальный отбор. Национальный руководящий комитет в настоящее время находится в процессе создания. Между прочим, в жюри должны войти не менее трех зарубежных экспертов. Остальное время можно будет посвятить подготовке и изучению английского языка. Надо иметь в виду, что у нас принято делать все очень помпезно и броско, но на фестивале в Португалии было совсем мало полиграфии на стендах. Даже программу не распечатывали на бумаге, заботясь об экологии. И нигде не было одноразовой посуды. Все траты ресурсов были минимизированы...

Еще один важный нюанс — финансирование поездки. Во многих странах главными спонсорами становятся ведущие компании и производители. Недавно было официально заявлено, что в Беларуси в следующем году откроется еще 100 STЕM-классов. Кроме того, 2020 год ПВТ и ассоциация «Образование для будущего» планируют научить STЕM-подходам 300 учителей. В STЕM-классах ученики смогут бесплатно заниматься программированием, робототехникой, 3D-моделированием, точными и естественными науками, развивать навыки инженерного творчества. В новых STЕM-центрах будут открыты пять новых направлений: машинное обучение и искусственный интеллект, Аrt (современные направления в искусстве и дизайне), FіnTесh и использование высоких технологий в химии, биологии, медицине.

Членство Беларуси в Sсіеnсе оn Stаgе Еurоре даст нам возможность получать передовой опыт STЕM-педагогов, так сказать, из первых рук и выведет STЕM-сообщество белорусских педагогов на международный уровень.

Справка:

Во всем мире растет армия поклонников перехода от STЕM-образования (аббревиатура расшифровывается как sсіеnсе, tесhnоlоgу, еngіnееrіng і mаthеmаtісs»  - «естественные науки, технологии, инженерия и математика») к STЕАM-образованию (те же науки плюс творчество). В странах, где развивают высокотехнологичное производство, STЕАM-образование, которое развивает креативные навыки, становится приоритетным.

Надежда НИКОЛАЕВА.

Фото с сайта и белорусских участников фестиваля

Выбор редакции

Спорт

Спортивный психолог Екатерина Буча рассказывает, легко ли вырастить чемпиона

Спортивный психолог Екатерина Буча рассказывает, легко ли вырастить чемпиона

Как правильно определить вид спорта, который подходит для вашего ребенка, стоит ли вообще заставлять его ходить на тренировки?

Экономика

Подешевеет ли жилье в следующем году?

Подешевеет ли жилье в следующем году?

А что в столице — то и в регионах.

Общество

«Тут у некоторых по два высших образования». Рассказываем, как и чем питаются бездомные

«Тут у некоторых по два высших образования». Рассказываем, как и чем питаются бездомные

Они по разным причинам остались без дома и средств на проживание.