Вы здесь

К прокату готовится картина, благодаря которой можно стать лучше


Анонсируя премьеру игрового фильма «II» Влады Сеньковой, авторы интриговали темой, которую якобы не принято обсуждать в белорусском обществе. В определенный момент в буднях десятиклассников случается нечто такое, что переворачивает их жизни и вскрывает непривлекательную сущность героев.


Нечто такое — это ВИЧ, и я понимаю возможную причину, почему режиссеру не хотелось заранее раскрывать суть драмы: мы слышим «ВИЧ» и переключаемся на отстраненный регистр, мол, социальная риторика должна стать на первый план, и все, прощай, искусство, к тому же мы действительно изворотливо избегаем таких деликатных тем.

Но не все так предсказуемо в случае с картиной «II»: лишенная той формальной поучительности, она посредством двух полосок, провоцирующих целую серию достаточно впечатляющих сцен, показывает подростковую жестокость, закостенелое сознание и жизнеутверждающую дружбу. И фильм в конце концов представляет собой не социальный ролик о превентивных мерах против заражения, а художественное произведение, в котором тест на ВИЧ как индикатор и провокатор становится тестом нашему обществу.

Сейчас лента — даже позволю себе назвать ее одной из наиболее удачных игровых белорусских кинокартин за последнее время — готовится к прокату в Беларуси. Ее мировая премьера состоялась на Варшавском кинофестивале, где «II» участвовала в одной из конкурсных программ и была удостоена специального упоминания жюри. А белорусская премьера, прошедшая при полном зале, была одним из самых «обыгранных» событий кинофестиваля «Лістапад». 11 декабря показ фильма в кинотеатре «Москва» станет началом проката: с 12-го ленту можно будет посмотреть в пяти минских кинотеатрах.

В целом историю, которая разворачивается на экране, можно считать универсальной: жили-были друзья и подруги, учились в 10 классе, переживали свои «первые разы», готовились к будущему, любили и хотели вызвать ревность, терпели издевательства и защищали друг друга, ходили на дискотеки, мечтали поступить в польский университет (это уже белорусская метка), но «вот, новый поворот».

Поворот и все, что происходит после него, во-первых, делают фильм непростым зрелищем, а во-вторых, переплавляют как бы универсальные вещи в какое-то заявление о белорусском обществе. То, что фильм является месседжем о большой категории — нации, стране, объединенных одной территорией людей, показывает само его содержание, потому что как бы умышленно содержит в себе явления действительности, которые у нас в определенном смысле замалчиваются, тем более замалчиваются в художественном кино. Гомосексуализм, буллинг в школах и сам вирус иммунодефицита могут не только покоробить консервативных или безучастных людей, но и показать им, что признание всего этого нормально.

Поэтому приятно видеть — дожились, — как нетрадиционная ориентация и ВИЧ являются всего лишь органично вписанными в канву элементами сюжета, а не предметами каких-то декламаций, а это уже само по себе есть смыслообразующая вещь. Если кино призвано в том числе заводить разговор о действительности, то картина «II» — за долгое время в нашей стране одна из наиболее искренних и нелицемерных.

И дальше — больше: когда две полоски показываются в сюжете, мы видим, как они меняют окружение. В этих изменениях и позорных проявлениях скрывается основной ужас фильма и не только фильма: ряд эпизодов, спровоцированный новостью о том, что в школе есть ВИЧ-положительный человек, представляет собой вполне возможный сценарий и транслирует реалистичный образ белорусского общества. Я всему происходящему верю, хотя картина очевидно сгущает сцены и посредством их близости усиливает эмоциональное воздействие. Из школьного окружения сценарий выжимает все возможности для показательности и заставляет его стройно проявлять себя через отношение к, скажем так, нетрадиционным вещам. 

Здесь вверну о том, что полнометражный фильм делался из ресурсов, которые рассчитывались на короткометражку. Да, сложные условия для кинопроцесса — заезженная тема, куда ни плюнь, всем тяжело и чего-то не хватает, но в этом случае малый бюджет не становится чертой фильма, а, наоборот, подстраивает под себя авторские методы. Беспорядочная камера, приглушенные цвета и актерская игра, создающая портреты мазками, приближают высказывание к тому, на что и сами мы смотрим каждый день, только не видим.

Много удачно подмеченных деталей, немного манипуляций и разумного утрирования — готово: сцена за сценой фильм Влады Сеньковой подтверждает, если хотите, дикость нашего общества. Дикому обществу смотреть обязательно. 

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Название в газете: Тэст на цывілізаванасць грамадства

Выбор редакции

Общество

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

По прогнозам специалистов, не менее 20 процентов от объема товаров в XXI веке будет за биотехнологиями.

Общество

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Поиски и приобретение «школьной формы», как по старой привычке говорят мамы и папы, — та еще головоломка!

Общество

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

А в магазине консультирует изображение специалиста.