Анонсируя премьеру игрового фильма «II» Влады Сеньковой, авторы интриговали темой, которую якобы не принято обсуждать в белорусском обществе. В определенный момент в буднях десятиклассников случается нечто такое, что переворачивает их жизни и вскрывает непривлекательную сущность героев.
Нечто такое — это ВИЧ, и я понимаю возможную причину, почему режиссеру не хотелось заранее раскрывать суть драмы: мы слышим «ВИЧ» и переключаемся на отстраненный регистр, мол, социальная риторика должна стать на первый план, и все, прощай, искусство, к тому же мы действительно изворотливо избегаем таких деликатных тем.
Но не все так предсказуемо в случае с картиной «II»: лишенная той формальной поучительности, она посредством двух полосок, провоцирующих целую серию достаточно впечатляющих сцен, показывает подростковую жестокость, закостенелое сознание и жизнеутверждающую дружбу. И фильм в конце концов представляет собой не социальный ролик о превентивных мерах против заражения, а художественное произведение, в котором тест на ВИЧ как индикатор и провокатор становится тестом нашему обществу.
Сейчас лента — даже позволю себе назвать ее одной из наиболее удачных игровых белорусских кинокартин за последнее время — готовится к прокату в Беларуси. Ее мировая премьера состоялась на Варшавском кинофестивале, где «II» участвовала в одной из конкурсных программ и была удостоена специального упоминания жюри. А белорусская премьера, прошедшая при полном зале, была одним из самых «обыгранных» событий кинофестиваля «Лістапад». 11 декабря показ фильма в кинотеатре «Москва» станет началом проката: с 12-го ленту можно будет посмотреть в пяти минских кинотеатрах.
В целом историю, которая разворачивается на экране, можно считать универсальной: жили-были друзья и подруги, учились в 10 классе, переживали свои «первые разы», готовились к будущему, любили и хотели вызвать ревность, терпели издевательства и защищали друг друга, ходили на дискотеки, мечтали поступить в польский университет (это уже белорусская метка), но «вот, новый поворот».
Поворот и все, что происходит после него, во-первых, делают фильм непростым зрелищем, а во-вторых, переплавляют как бы универсальные вещи в какое-то заявление о белорусском обществе. То, что фильм является месседжем о большой категории — нации, стране, объединенных одной территорией людей, показывает само его содержание, потому что как бы умышленно содержит в себе явления действительности, которые у нас в определенном смысле замалчиваются, тем более замалчиваются в художественном кино. Гомосексуализм, буллинг в школах и сам вирус иммунодефицита могут не только покоробить консервативных или безучастных людей, но и показать им, что признание всего этого нормально.
Поэтому приятно видеть — дожились, — как нетрадиционная ориентация и ВИЧ являются всего лишь органично вписанными в канву элементами сюжета, а не предметами каких-то декламаций, а это уже само по себе есть смыслообразующая вещь. Если кино призвано в том числе заводить разговор о действительности, то картина «II» — за долгое время в нашей стране одна из наиболее искренних и нелицемерных.
И дальше — больше: когда две полоски показываются в сюжете, мы видим, как они меняют окружение. В этих изменениях и позорных проявлениях скрывается основной ужас фильма и не только фильма: ряд эпизодов, спровоцированный новостью о том, что в школе есть ВИЧ-положительный человек, представляет собой вполне возможный сценарий и транслирует реалистичный образ белорусского общества. Я всему происходящему верю, хотя картина очевидно сгущает сцены и посредством их близости усиливает эмоциональное воздействие. Из школьного окружения сценарий выжимает все возможности для показательности и заставляет его стройно проявлять себя через отношение к, скажем так, нетрадиционным вещам.
Здесь вверну о том, что полнометражный фильм делался из ресурсов, которые рассчитывались на короткометражку. Да, сложные условия для кинопроцесса — заезженная тема, куда ни плюнь, всем тяжело и чего-то не хватает, но в этом случае малый бюджет не становится чертой фильма, а, наоборот, подстраивает под себя авторские методы. Беспорядочная камера, приглушенные цвета и актерская игра, создающая портреты мазками, приближают высказывание к тому, на что и сами мы смотрим каждый день, только не видим.
Много удачно подмеченных деталей, немного манипуляций и разумного утрирования — готово: сцена за сценой фильм Влады Сеньковой подтверждает, если хотите, дикость нашего общества. Дикому обществу смотреть обязательно.
Ирена КОТЕЛОВИЧ
Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.
Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?
Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.
Идентичность через наследство.