Вы здесь

В Минске проходит IV Белорусская триеннале современного декоративно-прикладного искусства


Этого ждали три года, а произведения демонстрируются только 10 дней.

Правда, с размахом: в Дворце искусства проходит IV-Белорусская триеннале современного декоративно-прикладного искусства.


Татьяна Маклецова-Яковлева. «Белый шум» (сеть, бумага). Фото Ларисы ТИМОШИК

У художников есть не только краски! Художественные произведения могут быть изготовлены из металла, нитей, тканей, кожи, стекла… Да и вообще все возможные материалы могут сочетаться между собой, образуя невероятную композицию, способную не просто украшать пространство (в смысле декорировать), а наполнять его мыслью или образом. Сутью. Обозначая присутствие человека в мире. Декоративно-прикладное искусство, которое показывает современная Беларусь, сумело совершить невероятное. Оно и традицию сохраняет, но и, отталкиваясь от нее, дает волю фантазии — уходит в мечтах чуть ли не до космических высот, пытаясь преодолевать пространства.

Нет, безусловно, это все интересно, прежде всего, здесь и сейчас. А многие произведения вообще просятся в дом на стену, особенно в холода — гобелены, например. Да и фонарики цветные обещают больше света в короткий день. Художественное стекло завораживает простотой, но в то же время наполненностью форм — вот под такие вазы и цветы не нужны. Формы могут упоминаться, быть неочевидными, но через них авторы якобы загадывают нам шарады. Или вообще играют в прятки — стоит пройтись между различных плоскостей, разделяющих пространство, чтобы почувствовать его бесконечные возможности и не потеряться...

Декоративно-прикладному искусству нужно пространство — и ему его дали. Дворец искусств захвачен творцами, которые видят в традиции почву для развития новаторских поисков. Для них эксперимент ценен тем, что помогает традиционным техникам жить и развиваться. В этом органическом сосуществовании — большая мудрость: здесь нет противоречий, а есть взаимодополнение. Отсюда и общее впечатление: искусства много, и оно греет, создает атмосферу, гармонизирует пространство. Вот и председатель Союза художников Григорий Ситница не скрывал восторга от работ художников, работающих в этом направлении: «Вы те, кто меня всегда радует, всегда и удивляет». Председатель секции декоративно-прикладного искусства Союза художников, куратор выставок Ирина Кузнецова согласилась: экспозиция получилась красивой.

Естественно, что срок в три года (как проводится триеннале) позволяет запасти произведения и выбрать действительно лучшие, мастерски созданные и неординарные, среди которых есть особые арт-объекты, инсталляции. В то же время отдельной мини-вселенной в рамках большой экспозиции является выставка мини-текстиля, в которой принимают участие и мастера из Украины.

— Триеннале мы организовали как праздник декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля. Эта большая выставка — показатель состояния направления на сегодняшний день. Радует, что мастера в активном поиске, включаются новые материалы, можно видеть новые художественные решения, — отмечает руководитель секции художественного текстиля, куратор выставки Ольга Редникина. — И текстиль не стоит на месте. Хорошо видеть, как работают молодые художники, потому что вдохновляться можно как у своих старших коллег, так и у молодежи. Очень давно у нас не было отдельных проектов по мини-текстилю. Но в Европе это довольно популярное направление, биеннале текстиля проходят регулярно. Мы надеемся, что также выйдем на двухлетний цикл и включимся в международное движение, объединяющее художников, работающих в этой технике. Лично меня радует, что можно увидеть широкий спектр художественных решений. Мини-текстиль — благодатная почва для апробации новых материалов: позволяет это сделать мобильно, а в таком формате можно быстро почувствовать неожиданные решения. Поэтому нужны регулярные выставки.

Сегодня уже не нужно доказывать, что декоративно-прикладное искусство — самодостаточное направление, такое же, как и станковая живопись, например, или графика. Хотя были времена, когда это понимали не все даже в творческой среде, а в том же Дворце искусств для ДПИ был отведен отдельный зал. Сейчас зала мало, и дело вовсе не в количестве...

— Декоративно-прикладное искусство более сложное по своему языку — он более обобщенный, не прямой, — отмечает искусствовед Лариса Финкельштейн. — И у творцов этого направления всегда был более широкий взгляд, они существовали не в своих живописных или скульптурных кельях, а в большом пространстве интерьеров, разных — на стыке — техник и материалов. Сегодняшняя выставка — большая картина истории декоративно-прикладного искусства, которое у нас находится сейчас на самом пике: ни в каком другом искусстве не делается столько экспериментов. Это визитка белорусского искусства, то, что с гордостью может представлять свою страну.

И страна должна об этом знать, видеть, понимать.

Гран-при триеннале декоративно-прикладного искусства присужден Светлане Баранковской, Татьяне Маклецовой-Яковлевой (проект «Белый шум»).

В номинации «Сохранение традиций» отмечены:

За работу с керамикой, стеклом, металлом и в других техниках — Тамара Васюк (1-е место), Татьяна Малышева (2-е место), Фаина Хоминич (3-е место).

За работы, выполненные в техниках гобелена, ткачества, росписи по ткани и других техниках художественного текстиля, — Алла Непочалович (1-е место), Галина Кривоблоцкая (2-е место), Наталья Лисовская (3-е место).

В номинации «Новаторство»:

Лучшие работы, выполненные в техниках керамики, стекла, металла, дерева и других создали Николай Кузьмич (1-е место), Ольга Сазыкина (2-е место), Жанна Морозова (3-е место).

Соответственно в техниках гобелена, ткачества, росписи по ткани, вышивке и других техниках художественного текстиля места распределились таким образом: Ольга Редникина, Елена Ободова, Анастасия Арайс.

В номинации «Инсталляция» победителями стали Татьяна Козик, Ирина Кузнецова, Кристина Высоцкая.

Лариса ТИМОШИК

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Название в газете: На стыку тэхнік і матэрыялаў

Выбор редакции

Общество

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

По прогнозам специалистов, не менее 20 процентов от объема товаров в XXI веке будет за биотехнологиями.

Общество

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Поиски и приобретение «школьной формы», как по старой привычке говорят мамы и папы, — та еще головоломка!

Общество

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

А в магазине консультирует изображение специалиста.