Вы здесь

Только у 4 % белорусских подростков высокие показатели в читательской грамотности


«Россия сдала позиции в образовательном рейтинге PISA», «Российские школьники не попали в топ-20 рейтинга по чтению и математике», «Казахстанские школьники показали результаты ниже средних. Почему?», «Украинские школьники почти провалили тест», «Украина в рейтинге PISA: не Уругвай, но пока не Беларусь» — такими заголовками пестрят последние дни все СМИ на постсоветском пространстве.


Разрушение мифов

Как и ожидалось, результаты международного исследования образовательных достижений учащихся РІSА-2018 (Рrоgrаm fоr Іntеrnаtіоnаl Studеnt Аssеssmеnt), озвученные 3 декабря, стали предметом анализа эффективности систем образования во всех странах, которые в нем участвовали. Но если Эстония констатирует, что учебные достижения местных школьников — лучшие в Европе, то наши соседи-украинцы признают: проблемы есть, причем проблемы серьезные. Украина, как, кстати, и Беларусь, принимала участие в РISА впервые.

— Посредственный уровень украинского школьного образования свидетельствует об острой необходимости ее реформирования и продолжения реализации программы «Новая украинская школа», — заявила министр образования и науки Украины Анна НОВОСАД. — Результаты РISА-2018, в частности, разрушают миф об эффективности советской математической системы образования. Исследование показывает: 36 % наших 15-летних учащихся не достигают даже базового уровня знаний по математике. У них есть проблемы с задачами, где нужно использовать простые стратегии решения, процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными цифрами. Мы рассчитываем на то, что полученные результаты станут сигналом для наших учителей, родителей и общества в целом. Теперь должно стать очевидно, что реформа школьного образования для Украины — не прихоть, а объективная потребность.

По результатам отчета РISА, У Украины на 39 баллов меньше по математике, на 22 балла меньше по естественнонаучным дисциплинам и на 23 балла меньше по читательской грамотности по сравнению со средним результатом по странам ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию).

Как следует из отчета, 15-летние подростки в Украине отстают от своих сверстников в странах ОЭСР на один год в математике (разница в 30 баллов равна одному году обучения). Это значит, что для того, чтобы их догнать по баллам, украинским школьникам нужно еще год учиться, причем это не только расходы во времени, но и материальный ресурс, который нужно вложить в обучение...

Базового уровня сформированности компетенций в Украине не достигло по читательской грамотности 26,9% украинских подростков, а в естественнонаучной — 26,4%.

Акцент — на критический анализ

Казалось бы, банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — конечно, знаниям. Ученик должен усвоить определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее — вроде бы все логично. Но на самом деле это вчерашний день: сегодня куда важнее умение решать реальные жизненные задачи и самостоятельно работать с информацией, использовать ее, например, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах, понять газетную статью о глобальном потеплении, разобраться с тем, можно ли использовать соевый заменитель вместо коровьего молока, раскрыть рекламные манипуляции и т. д.

«Школы должны готовить учеников к беспрецедентным переменам в экономике и окружающей действительности, к работе на рабочих местах, которые еще не созданы, к использованию технологий, которые не изобретены, — считает директор департамента по образованию Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), главный куратор РISА Андреас ШЛЯЙХЕР. — Актуальными становятся разнообразные комбинации знаний, компетенции, навыки, которые могут привести к успеху в карьере. Акцент в современном образовании должен делаться на развитие творческого начала, критического анализа, умения решать проблемы и принимать решения.

Программа РІSА (Рrоgrаm fоr Іntеrnаtіоnаl Studеnt Аssеssmеnt) уже 19 лет собирает сведения о качестве образования в мире. Раз в три года она тестирует 15-летних подростков в разных странах. Такой возрастной ценз выбран неслучайно. Фактически повсеместно именно в этом возрасте учащиеся заканчивают базовый этап образования и определяются с дальнейшей жизненной и образовательной траекторией.

Тесты РІSА, которые длятся два часа, содержат три основных блока: задания на читательскую грамотность (понимание текстов), математическую и естественнонаучную. В них много текстов, которые нужно внимательно прочитать (а для современных школьников, которые не любят большие тексты, это, пожалуй, самое сложное) и ответить на многочисленные вопросы, которые идут группами, с привязкой к конкретному тексту.

Организаторы теста подчеркивают: результаты РISА — это не рейтинг стран, а лишь попытка определить, какой должна быть самая эффективная образовательная система. Последним исследованием было охвачено 600 тысяч учащихся из 79 стран и административных территорий.

Безусловный лидер рейтинга — Китай. Правда, исследование проводилось только в четырех его провинциях — Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян, в которых проживают 180 миллионов человек. В математике китайские школьники набрали 591 балл, в чтении 555 баллов, в естественных науках — 590.

Второй результат у Сингапура: 549 баллов в чтении, 569 — в математике и 551 — в науках. На третьем месте Макао: 525, 558 и 544 балла соответственно. Это значит, что первые строчки заняли страны Азии. Из стран европейского региона самая высокая позиция у Эстонии (пятое место в мировом рейтинге РISА). В первую десятку вошли также Канада, Финляндия, Ирландия, Южная Корея и Польша.

Чем гордимся?

Интересно, что дебютные итоги участия в РISА белорусских школьников руководство Министерства образования оценивает как достойные и сравнивает их баллы не со средними показателями по странам ОЭСР, а со всеми странами-участницами. При таких подсчетах наши учащиеся на самом деле оказываются в середине списка, но все равно ниже позиций России, Литвы, Латвии и тем более Эстонии.

По читательской грамотности у белорусских подростков 474 балла. Столько же у Исландии, чуть больше у Литвы, Венгрии и Италии (по 476 баллов), а чуть ниже нас в списке Израиль и Люксембург (470). Примечательно, что средний показатель всех стран-участниц в этом направлении — 454 балла, то есть на 20 пунктов меньше.

По математической грамотности у наших школьников 472 балла (средний показатель — 459), столько же у Мальты, строкой выше — США (478 баллов), а чуть ниже — Хорватия (464). Что касается естественнонаучной образованности, то у белорусов 471 балл (средний — 458), немного обогнали нас школьники из Хорватии (472 балла), Исландии (475), Люксембурга (477), зато мы впереди Украины (469).

Но если ближе знакомишься с оригиналом отчета по итогам РІSА (httрs: //www/оесd.оrg), то приходишь к выводу, что средние баллы — это что-то вроде средней температуры по больнице, которая реальной картины общего «здоровья» (качества образования) не дает, и нужно на самом деле смотреть гораздо глубже.

В РISА делаются важные выводы: какое количество учеников сумело выполнить задания очень высокого уровня, а какое — не справилось даже с простейшими. Всего выделяются шесть уровней: пятый и шестой — самые высокие.

И вот тут выясняется, что только около 4 % белорусских подростков имеют высокие показатели в чтении — это значит, что они достигли пятого и шестого уровней в тесте по читательской грамотности РISА (в среднем по ОЭСР показатель составляет 9%). На этих уровнях ученики могут усваивать большие тексты, оперировать абстрактными понятиями, находить нарушения в логике, отличать факты от мнений, идентифицировать источники информации. Только 7 % белорусских учащихся можно отнести к «образовательной элите» по математике, способной решать задания пятого и шестого уровней (средний показатель по ОЭСР — 11%): моделировать сложные ситуации математически, выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения проблем. Для сравнения, в Шанхае и Пекине пятого и шестого уровней по математике достигло более 40% учеников. А 29% белорусских подростков не решают даже простые математические задачи.

24% наших школьников не справляются с элементарными физическими, биологическими, химическими задачами... И только 3% белорусских учащихся получили высокий уровень (пятый или шестой) в естественных науках (средний показатель по странам ОЭСР — 7%) — это значит, что они обладают высокими компетенциями, могут творчески и автономно применять свои предметные знания в самых разных ситуациях, в том числе и в незнакомых.

Полезное хобби

Так с чем связан оптимизм руководства Министерства образования?

«Баллы учащихся белорусских гимназий и лицеев сопоставимы с баллами их сверстников из Китая, Сингапура и Эстонии, которые оказались на верхних строчках рейтинга», — приводит аргумент директор Республиканского института контроля знаний Юрий МИКСЮК. Но давайте не забывать, что еще два года назад отбор в гимназии проходил на конкурсной основе. Общеобразовательные лицеи — тоже учреждения образования, предназначенные для одаренных детей. И совсем не факт, что в следующий раз белорусские гимназисты смогут повторить свои нынешние достижения.

Но заместитель министра образования Александр КАДЛУБАЙ уверен, что в исследовании, которое пройдет в 2021 году, у Беларуси есть все шансы улучшить свой результат «с учетом продуманных, взвешенных и выверенных мероприятий по развитию системы общего среднего образования».

Его оптимизм разделяет и Юрий Миксюк: «Хотел бы призвать нас всех критиковать недостатки, которые мы замечаем, более конструктивно. Тот результат, который мы получили и еще проанализируем, позволит нам найти наилучшее, что есть у лидеров. Также исследование поможет белорусской школе точнее определить наши болевые точки. Есть ряд моментов, над которыми мы уже работаем и которые еще будут внедряться в систему образования. В частности, это специфика заданий РISА, которые ориентированы на действия в незнакомой ситуации, использование знаний в реальной жизни, задания, которые мы называем зашумленными (с избытком информации). Они должны быть освоены нашими учащимися...»

И напоследок еще несколько важных выводов из РISА. Более высокие результаты по читательской грамотности продемонстрировали белорусские школьники из семей, где у родителей высшее образование — их средний результат 514 баллов. Самый высокий балл (527) у группы учащихся, которая назвала чтение своим хобби.

А школьники, занимающиеся музыкой, демонстрируют более высокие результаты в естественных науках — у них плюс 30 баллов! Значит, правы сторонники STЕАM-подхода в обучении, которые утверждают, что попытка развивать образование только в направлении науки, инженерного дела и математики без параллельного развития арт-дисциплин может привести к тому, что молодое поколение будет лишено креативности. Только в единстве точных и гуманитарных наук можно воспитать всесторонне развитых специалистов, изобретателей и новаторов в своей сфере.

Справка

ОЭСР — это международная организация экономически развитых стран. В нее входят основные государства Европы плюс Мексика, Южная Корея, Япония, Канада, Чили, США — всего 36 стран мира.

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Сігналы, якія нельга ігнараваць

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».