24 сентября, четверг

Вы здесь

Что такое «Юрьевский хоровод», внесенный в Список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО?


На днях на XIV сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, которая проходила с 9 до 14 декабря в колумбийской Боготе, было принято решение включить белорусский весенний обряд «Юрьевский хоровод» в Список нематериального культурного наследия. Что это вообще дает и почему так важно для сохранения уникальной традиции?


Где хоровод ходит

Сейчас, рассказывают местные жители, жителей в деревне Погост немного — по паспорту сельсовета — 230 человек, а фактически и того меньше. Однако на праздник, говорит директор Житковичского районного центра народного творчества и организации культурного досуга населения Людмила Гриб, приезжает может, еще столько же — и из окрестных деревень, и из Озеранской средней школы, для учащихся которой директор организует, пожалуй, лучший практический урок краеведения, а также студенты университета культуры и педагогического университета, этнографы, представители райисполкома, телевизионщики, гости из Гомеля, Минска, даже из соседней Украины... «Обряд проводят сами погощане, все остальные наблюдают за живой традицией, — рассказывает Людмила Леонидовна, — а вот после завершения обряда продолжается уже общий праздник, где проходят и большая ярмарка ремесленников, и выставки, и концерт самодеятельных фольклорных коллективов со всей Гомельщины, а также из других регионов приезжают... Безусловно, очень приятно и важно, что о нашем обряде теперь знают не только в стране, но и далеко за пределами Беларуси.

Досье «Звязды»

Обряд «Юрьевский хоровод» ранее имел распространение в ряде деревень Житковичского района, хотя, конечно, географические границы в этом случае очень условны. Но на сегодня традиция наиболее полно сохраняется и живет только в деревне Погост, которая входит в Озеранский сельсовет. Обряд проводится 6 мая, в день святого Георгия (Юрия).

Состоит он из двух частей. Сначала во внутреннем дворе отдельного крестьянского хозяйства из сарая после зимы первый раз выводят скот. Вторая же часть включает выпечку и раздачу ритуального хлеба, шествие сельчан на весеннее поле, песни и игры, пожелания друг другу хорошего здоровья и богатого урожая...

В 2004 году весенний «Юрьевский хоровод» был рассмотрен Белорусским республиканским научно-методическим советом по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Беларуси для включения в республиканский список нематериальных историко-культурных ценностей — и через три года, в 2007-м, согласно соответствующему постановлению Совета Министров стал первым в нашей стране нематериальным элементом, который получил такой статус.

И все же, несмотря на согласованные общие усилия органов власти и общественности, обряд находится под угрозой исчезновения, и причин тому много — старение носителей, тенденция молодежи уезжать из села, не очень благоприятные социально-экономические условия в регионе.

Вот как увидели и записали действо исследователи фольклора:

«Древний обряд «Юрьевский хоровод» ежегодно проходит 6 мая в честь хранителя домашнего скота, благодетеля в домашнем хозяйстве и опекуна плодородия — святого Юрия (Егория, Георгия). Накануне или утром в доме Екатерины Панчени (старейшей носительницы местных фольклорно-обрядовых традиций) выпекают обрядовый хлеб-«хоровод», который потом взрослые и дети украшают самодельными цветами и поручают его нести «парню-воеводе» в праздничном шествии вместе с другими сельчанами. Все они идут к полю, причем трижды проходят через символические «ворота из рушников», когда выходят из дома, со двора и возвращаются с поля. Кульминационный момент обряда происходит в поле. Участницы народного фольклорно-этнографического  ансамбля «Міжрэчча»  Погостского сельского клуба-библиотеки вместе с детьми и другими погощанцами с песнями и играми водят хороводы «по солнцу». В центре хоровода — парни и мужчины, которые держат икону Божьей Матери, обрядовый хлеб «хоровод» и грабли с зеленым фартуком. Каравай под песни трижды поднимают вверх, потом меняют на граблях зеленый фартук на красный, и все идут в сторону деревни. Участники шествия останавливаются около домов, просят разрешения у хозяев водить хоровод, желают доброго здоровья, урожая, прибыли в сарае, «каб усё радзіла і пладзіла» — а за это получают угощения: хлеб, яйца ...».

Кстати, в местном клубе специально оборудованный уголок обрядовой атрибутики, где хранится муляж хлеба-«хоровода» и маленькие грабельки с зеленым и красным передниками, также собрана богатая выставка фотографий из обряда разных лет. Уже существует и видеолетопись традиции — как раз этой весной съемочная группа проекта «Живая культура» телеканала «Беларусь 3» побывала на Юрия с творческой экспедицией в деревне Погост и вместе с погощанцами водила «Юрьевкий хоровод», записывая большой сюжет о традиции.

Знать, чтобы ценить

Внесение в список нематериальных ценностей, которые требуют особого внимания и поддержки, — процесс не одного месяца и даже не одного года, тем более, если речь идет о международном уровне. Например, для того чтобы попасть на рассмотрение комитета ЮНЕСКО, нужно было собрать немалую кипу документов, так называемое номинационное досье, — его готовили за счет средств Министерства культуры Беларуси с привлечением носителей элемента, белорусских экспертов, Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, также с участием представителей Министерства иностранных дел и Постоянного представительства Беларуси при ЮНЕСКО в Париже.

— На самом деле, существуют два списка нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, — рассказали «Звязде» в отделе традиционной народной культуры Гомельского областного центра народного творчества. — Один из них — Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, и в него от Беларуси входит, например, известный Будславский фестиваль (торжество в честь увековечения Иконы Божьей Матери Будславской, которое проходит в деревне Будслав Мядельского района Минской области, внесенное в Список всемирного наследия в 2018 году). Второй же — список объектов нематериальной культуры, который требуют срочной охраны; он включает элементы живого наследия, жизнеспособность которых находится под угрозой,  мобилизует международное сотрудничество и поддержку для сохранения и передачи этих культурных практик. Именно в этот второй список и попал «Юрьевский хоровод», также как обряд «Калядныя цары» из деревни Семежево, что на Копыльщине (получил статус в 2009-м).

Почему это так важно? Внесение в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, дает ощутимую поддержку международного сообщества, в том числе финансовую. Но, прежде всего, подчеркивают специалисты, этот высокий статус — внимание к нашим белорусским традициям и возможность посмотреть на них под другим углом. «Часто для людей, живущих в местности распространения того или иного обряда, этот обряд — вещь настолько повседневная и привычная, что его ценность не ощущается и гордится якобы нечем, — рассуждает исполняющий обязанности начальника отдела традиционной народной культуры  учреждения «Гомельский областной центр народного творчества» Ирина Глушец. — И только внимание извне, искреннее восхищение других людей, в том числе иностранцев, дают понимание уникальности традиции. Главное, на мой взгляд, что эта поддержка и внимание должны не помешать сохранению обряда, чтобы из него не ушла аутентичность, — то есть, все, кто приезжает, чтобы своими глазами увидеть традицию, должны быть ее свидетелями, не вмешиваться в давно заведенные обычаи, а лишь созерцать их».  

По правде, это наше странное национальное свойство: пока не заметит и не похвалит кто-то извне, считает свое — песни, танцы, творческие достижения и традиции — чем-то не очень важным. Но как раз такие проявления, артефакты народной культуры, аналогов которых нет больше нигде в мире, — то, что на глубинном уровне отличает белорусов среди других, что не дает глобальной ассимиляции захватить нас и растворить в потоках масскульта. Так давайте, наконец, просто здесь и сейчас, не дожидаясь указки от соседей, начинать любить себя такими, а свои традиции — ценить, беречь и продолжать. 

Тем временем

Как недавно уже рассказывала «Звязда», впервые в Беларуси статус историко-культурной ценности получит театральный спектакль — знаменитая «Павлинка», старейшая постановка в репертуаре Национального академического театра имени Янки Купалы. Кроме нее, республиканский научно-методический совет при Министерстве культуры поддержал предложение включить в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси еще четыре нематериальных проявления творчества:

— традиции весенних хороводов на Пасху, Проводную неделю и «Проводы зимы» в деревне Пинковичи (Пинский район Брестской области);

— традиции щедрования «Конікі» в Давид-Городке (Столинский район Брестской области);

— традиции изготовления ковров в технике аппликации соломкой по ткани в деревне Рухово, агрогородка Положевичи и Старых Дорогах (Стародорожский район Минской области);

— традиции приготовления пирога «Порозовская банкуха» в городском поселке Порозово и деревне Коревичи (Свислочский район Гродненской области).  

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Анатолия КЛЕЩУКА, сделанные в 2018 году

Название в газете: «Каб усё радзіла і пладзіла...»

Выбор редакции

Политика

Депутат Воронецкий: Важно, чтобы мы вышли из испытаний более сильными, едиными и консолидированными

Депутат Воронецкий: Важно, чтобы мы вышли из испытаний более сильными, едиными и консолидированными

«Хуже всего, когда конфронтационная риторика звучит со стороны власти».

Общество

Озеленение, экотропинка, велопарковки. Как наводится порядок на земле в Минске

Озеленение, экотропинка, велопарковки. Как наводится порядок на земле в Минске

В этом году в столице высажено уже более 30 тысяч деревьев и 105 тысяч кустов.

Общество

Как бездетной паре завести ребенка?

Как бездетной паре завести ребенка?

В этом проекте знакомим вас с бездетными парами, которые хотели, но по состоянию своего здоровья не могли иметь детей.

Общество

Марина Мулявина: После развода родители оставались близкими людьми

Марина Мулявина: После развода родители оставались близкими людьми

Дочь главного «песняра» рассказала о семейных традициях.