Вы здесь

Герагог из Германии рассказала о новых формах работы с пожилыми


Софи Фоетс-Хане из немецкого города Дюссельдорф работает с пожилыми людьми в качестве культуро-герагога и разрабатывает различные проекты на тему «Культура и возраст». Она рассказала о своей работе в Минске в рамках форума «Достойное долголетие».


Понятие «герагогика» пришло из греческого языка. Оно состоит из двух слов: «Geraіos / Geraros» в значении «старый», и «Ago», которое означает «я веду к ..., я сопровождаю, я показываю путь». Это новое направление, которое изучает возможности культурного образования и участия пожилых людей в общественных процессах.

Культуро- и искусство-ориентированная герагогика — это совсем молодая дисциплина. Первые курсы появились только в 2010 году. Герагогика с опорой на искусство и культуру вдохновляет людей и открывает перед ними новые возможности. Центральное поле ее действия — работа над биографией.

О щекотании сена он вспоминает и сегодня ...

— «Народ, который не помнит своей истории, обречен на ее повторение». Это сказал историк Джордж Сантаяна. На мой взгляд, это высказывание касается не только народов или групп людей, но и каждого человека, — считает Софи Фоетс-Хане. — И эта цитата подводит нас к пониманию сути работы по сохранению памяти, а именно, осознания: все, что случилось в прошлом — что происходило с нашими родителями и нашими дедами и бабушками — касается нас и сегодня. А то, что мы делаем сегодня, будет касаться наших детей и внуков. Таким образом, работа над памятью всегда касается и будущего.

— С людьми в высоком возрасте (ближе к 80 — 90+) я обсуждаю иногда вопрос, могут ли они еще вспомнить ситуацию, в которой узнали, что Вторая мировая война закончилась. Чем они занимались в тот момент и что почувствовали? Большинство людей очень хорошо помнят этот момент. Один из участников рассказал, что из Дюссельдорфа его эвакуировали в сельскую местность, чтобы спасти от бомбардировок, и он жил у одного крестьянина. Ему было всего пять лет, но он сразу понял, что это очень важная и радостная весть. В это время он был в сарае и от радости прыгнул на сено. О щекотании сена он вспоминает и до сегодняшнего дня...

Одна женщина, которая родилась в 1928 году, сегодня ей уже 91 год и она все еще участвует в моих биографических семинарах, вспомнила, как в апреле 1945 года американцы въехали на танках на улицы Дюссельдорфа. Это известие молниеносно разнеслась по городу. Ей тогда было 17 лет, она очень быстро сшила себе из старых гардин платье и побежала в центр города, чтобы присутствовать в этом событии. Несмотря на то, что ее мать, которая хоть и была ярой противницей Гитлера, категорически запретила ей это. «Милая, там негры, тебе туда нельзя». Но в этот момент для нее уже началась будущее. Сегодняшние 70—90-летние все еще глубоко чувствуют ужасы войны. Этот страх или эту травму они передали своим детям, иногда без слов. (Согласитесь, что такие воспоминания и переживания очень близки и понятны и для пожилых белорусов, хотя в той войне мы были по разные стороны баррикад. — Авт.)

Софи Фоетс-Хане рассказала о еще одном интересном проекте, который несколько лет назад был реализован на базе Центра по изучению проблем старости Кельнского университета. Научная сотрудница этого центра, которая на тот момент только что ушла на пенсию, инициировала проект «Внуки-Дедушки / Бабушки». Внуки получили небольшие рекомендации, руководствуясь которыми, они должны были исследовать комнаты своих дедушек / бабушек. При этом всплыли захватывающие артефакты и истории, на основе которых впоследствии была организована выставка. Родители (т.е. дети дедушек / бабушек) были немало удивлены, потому что благодаря этому они узнали много нового о своих родителях, а также и о способностях своих детей...

Дух Фриды посещает Райсхольц...

Еще один проект, которым поделилась немецкий герагог, имеет название «Дух Фриды посещает Райсхольц». 

— Райсхольц — это бедный городской квартал в Дюссельдорфе, — говорит Софи Фоетс-Хане. — Там живет много мигрантов и бедных людей. Казалось бы, вряд ли люди, живущие там, интересуются искусством. Но это не так, по крайней мере, когда речь идет о Фриде Кало. Мексиканская художница оставила после себя произведения, которые трогают людей во всем мире. Особое место в ее творчестве занимают автопортреты. Толчком для проекта стало то, что весной этого года у нас был выставлен оригинал картины Фриды Кало. Речь идет о знаменитой картине «Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами» 1932 года.

Мы решили привезти эту картину в Райсхольц и приурочили событие к международному женскому дню. Потом организовали семинар в Центре для пожилых людей. Дело в том, что этот и другие ее автопортреты очень актуальны и сегодня и соотносятся с опытом многих мигрантов со всего мира, которые находятся между культурами. Многие женщины идентифицировали себя с художницей.

Вскоре, в августе, мы провели второе мероприятие, посвященное Фриде. На этот раз темой обсуждения был «Голубой дом», Casa Azul, в котором Фрида жила вместе со своим мужем Диего Ривера в Мехико-Сити. Сейчас мы думаем о том, чтобы продолжить серию, посвященную Фриде Кало, которая уже стала очень популярной в Райсхольце, и в следующем году.

Интересно, что, во-первых, в рамках этого проекта начали встречаться и рассказывать о своей жизни женщины, которые вряд ли когда-нибудь встретились бы друг с другом — это и женщины среднего класса, которые интересуются искусством, и женщины из Восточной Европы (преимущественно из Польши и России), которые переехали в Германию, и мигранты из североафриканских и арабских стран. Во-вторых, женщины сейчас заинтересованы в том, чтобы еще больше узнать о Фриде.

* * *

Софи Фоетс-Хане цитирует писателя Джозефа Конрада, который сказал: «Я вспоминаю о юности и о чувстве, которое никогда не вернется, — чувство, что моя жизнь может длиться вечно, дольше чем море, земля и все люди».

Немецкий специалист считает, что культуро-герагогика помогает вдохновлять людей, вступивших в старшую возрастную группу, еще раз проникнуться чувством, описанным Конрадом, и поразмышлять о том, что двигало ими, когда они были молодыми. Что стало с их планами? Изменили ли события ХХ века их мечты? Как, подводя итоги жизни, они могут прожить данное им время?   

— 1 сентября 1939 года немцы начали Вторую мировую войну, напав сначала на Польшу, — говорит Софи Фоетс-Хане. — Тем, кто родился в тот период, уже 80 лет. Сегодня мы можем сказать, что все, кто родился после этого в Западной, Центральной и Восточной Европе, не важно, в какой семье — жертв или преступников, прямо или косвенно ощущают на себе последствия истории и фашизма. Как человек, который родился после войны, сегодня я хотела бы сказать вам, опираясь на свою память: давайте все вместе, помня о прошлом и думая о будущем, делать все, чтобы подобное не повторилось

В тему

Старение в Германии

В Германии многие люди вплоть до зрелого возраста хотят активно участвовать в жизни общества. Свою положительную роль здесь играют новые возможности образования, а также рост благосостояния. Однако позитивная картина омрачается некоторыми факторами. Это касается усиления бедности в старости, которое снова стало наблюдаться в последние годы. В 2014 году доля риска попасть в группу бедных среди населения в возрасте 65 лет и выше составляла 14,4%, и такая тенденция усиливается.

В сельской местности отмечаются инфраструктурные проблемы, в городах — дороговизна жилья. При этом в Германии около 1,7 млн. человек страдают деменцией. Ежегодно к этому числу добавляется более 300 000 новых случаев. Ситуация в области ухода за имеющими такую потребность  критическая — ощущается нехватка всего, прежде всего, работников по уходу за такими людьми.  

В то время как продолжительность жизни возрастает, количество новорожденных сокращается. Если в начале ХХ века доля населения от 60 лет и выше составляла 8%, то к 2050 году эта цифра составит примерно треть населения. (Источник: Федеральный центр политического образования Германии.)

Светлана БУСЬКО

Фота: gazeta.spb.ru

Название в газете: Чаму так важна думаць над гісторыяй свайго жыцця

Выбор редакции