Вы здесь

Какие открытия сделал корреспондент «Звязды» на Ивьевщине


Беларусь до сих пор скрывает множество секретов. Нужно только научиться их замечать. Иногда местные жители могут удивиться: почему это ученые люди из Минска тянутся, чтобы посмотреть на валун, который валяется в чистом поле? И что они ищут у источника? А чего бродят по старому кладбищу? Чему так радуются, когда им рассказывают старые сказки?

Если выбираешься в путешествие с этноисторическим центром «Явор», учишься искать кусочки древности постигать мировоззрение предков, удивляться их мудрости и фантазии, а, возможно, и больше любить свою землю. Ведь есть чем гордиться. У нас столько сохранилось преданий, сказок, поверий, обычаев, обрядов! Не каждый народ может сегодня похвастаться такой памятью!


Могила убитого молнией.

«Явор» объединяет ученых и любителей. За двадцать лет, как существует объединение, совершено уже более сотни путешествий. В путешествиях по разным регионам Беларуси исследователи (археологи и историки) собирают ценную информацию, расспрашивают, записывают, проверяют, сохранились ли определенные легенды, связанные с различными сакральными объектами белорусов: родниками, камнями, холмами. Каждый маршрут разрабатывается заранее, ему предшествует работа в архивах и библиотеках. Обычно этим занимается кандидат исторических наук, сотрудник Института истории НАНБ Людмила Дучиц. Много подсказок дают краеведы. Когда собираются  сведения о нескольких различных объектах, находящихся в определенном регионе, путешественники сбрасываются на аренду автобуса. Вместе с учеными на поиски духовных сокровищ выбираются писатели, учителя, художники, журналисты, вообще, присоединиться может любой желающий. Кстати, шикарный «лайфхак» для других ученых, где взять средства, чтобы провести «полевые» исследования: достаточно просто найти людей, которым будет интересно наблюдать за вашей работой.

Во время путешествий с «Явором» есть возможность попасть в небольшие деревушки, а иногда и глухие уголки. Здесь слышишь легенды, некоторым из которых сотни лет. Узнаешь, что поклониться определенному камню или источнику люди ходили с языческих времен. Благодаря фантазии предков камни могли «расти», оживать или напоминать, что раньше они были людьми или животными, которые окаменели за то, что нарушили определенные правила...

Рядом с богами

Именно камни рассказывают, что боги жили рядом с Беларусью, не строили из себя неизвестно кого (Бог мог предстать перед людьми в виде нищего). И ходили они по земле. Даже в некоторых местах еще остались их следы. Такой камень-следовик есть и в Ивьевском районе. И никогда бы исследователям из «Явора» не отыскать камень, который наши предки признали особенным, по-видимому, еще в дохристианские времена, если бы не местный краевед, учитель истории Лелюкинской школы Андрей Волчок.

Валун в деревне Ковшары еще и сейчас называют камнем Девы Марии. Говорят, что на нем отбился ее следок.

— Как-то у нас в школе зашла речь про камни, одна из учениц сообщила, что в местах, где живет ее бабушка, был валун с легендой, — рассказывает краевед.

Дети вместе с учителем взяли «шефство» над камнем, очистили его от мха, расспросили местных жителей о легендах, с ним связанных. К сожалению, следовик был сдвинут с места во время мелиоративных работ, а ранее, пожилые люди рассказывали, напротив него лежал еще один валун, по форме похожий на стул. Детвора развлекалась тем, что кто-нибудь из детей устраивался в такое каменное ложе, вытаскивал ногу, чтобы стопой попасть в следок-отпечаток, который оставила Божья Матерь.

Также краевед показал нам еще один камень — Баранишкинский, но уже с более свежей легендой — здесь, говорят, в Северную войну остановились шведы и резали баранов (иногда люди искажают предание и выдают новую версию — баранов жарили уже немцы).

Кусок каменного топора.

Одна поездка — две сенсации

Но исследователей более заинтересовала капельница — небольшой тарелкоподобный камень, в углублении которого может поместиться около двух ведер воды. Такие «изделия» довольно архаичные, по камню видно, что над ним в древности поколдовали люди. Оказалось, что камешек приглянулся одному местному жителю (он наткнулся на него в лесу, когда собирал грибы) и тот решил перетащить его на свой участок.

— Это уникальная находка, каких единицы. Пока известно только два места, — радуется Людмила Дучиц, делая замеры каменной капельницы.

Но в тот день Андрей Волчок подготовил исследователям еще один сюрприз — в библиотеке агрогородка Морино сохраняется челн, которому не менее 300 лет. Его подняли со дна Немана еще в 70-е годы, некоторое время находка просушивалась просто в хлеву.

Библиотекарь Татьяна Коренда рассказывает, как в старину ловили рыбу. Чтобы загнать ее на мелководье, нужно было несколько лодок. Рыбачили ночью, рыбы сплывались на свет от смолы или лучины. «Сегодня такая рыбалка считалась бы браконьерством, хотя на самом деле она довольно экологична. Острогой можно убить только старую рыбу, которая медленно плавает», — замечает Татьяна Евгеньевна.

В краеведческом уголке в библиотеке также замечаем окаменелости, которые нашли в Немане. И откуда в реке взялись морские трилобиты? А также Татьяна Евгеньевна показывает нам кусок каменного топора, его нашли в дубе: «Когда-то по берегу Немана были целые боры. Деревья падали в воду, а люди с течением времени вытаскивали их и заготавливали мореный (черный) дуб. Один такой начали резать пилой и наткнулись на камень. По-видимому, с деревом какой-то древний дровосек не смог совладать и сломал свой топор»...

Наверное, военным историкам будет также интересна находка Андрея Волчка — могила 1916 года, где похоронен военный, который в годы Первой мировой войны погиб от... удара молнии.

Деревенские святыни

Мы просто заехали посмотреть на каменную капельницу, которая хранится в храме в деревни Лаздуны, а от ксендза Анджея Бурака узнали и об истории и о традициях этого уголка, и снова услышали интересную легенду, что раньше храм стоял в соседней деревне, в пяти километрах от этого места. Был он деревянный. Налетела буря, разбросала храм, а крышу занесло сюда.

В деревне Уртишки знакомимся с Марией Дедуль, она открывает нам местную часовню, за которой смотрят, украшают, сбрасываются на ремонт сами сельчане. В 80-х годах женщины даже по земле на коленях ползали, лишь бы у них это здание под клуб не забрали.

С часовней также связана легенда. Раньше здесь стояла лишь фигура Богоматери. Но как-то приснилось жителю другой деревни, что статуя плачет, так как непокрыта. Он прискакал на лошади, рассказал свой сон, еще и пожертвовал денег. Было это перед войной. Строили часовню в 1926 году всей деревней, пан дал леса, на остальное уже сбрасывались ...

«У нас больдах есть, очень красивые хоронги стоят, а носить некому. Ранее на фестивали сотни людей приходило. Ходили вокруг часовенки. Как стало мало людей, детей уже нет, то и цветы некому посыпать. Как кто уже умрет, так мы отсюда и хороним, от часовни своей. Здесь крестят. И женилось много молодых. Много было народу по домам, по 15-20 человек. Деревня была очень религиозная, а певцов было... Теперь и не знаем, где артисты такие еще остались. А когда открыла советская власть города, все схлынули, только это старье доживать оставили. Много наших в Вильнюсе, Лиде, Минске, поразъезжались по городам»...

К сожалению, темнота мешает дальше продолжать поиски ... Но как много впечатлений и открытий подарила Ивьевщина всего лишь за один день! И как признаются члены «Явора», с такими впечатлениями они возвращаются с каждой поездки.

Елена ДЕДЮЛЯ

 

 

Название в газете: «Нераскручаны» човен

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.