Вы здесь

Какими новыми видами туризма привлекает Беларусь иностранных гостей?


За 11 месяцев этого года в нашу страну через международные пункты пропуска въехало более 4,5 миллиона иностранцев. Ожидается, что по итогам года эта цифра приблизится к пятимиллионной отметке. Традиционно наиболее популярными являются наземные виды транспорта: так, автомобильным транспортом в Беларусь въехало почти 3,2 миллиона иностранцев, железнодорожным — 611 тысяч, авиатранспортом в страну прибыло более 660 тысяч. Самыми популярными местами в нашей стране являются четыре объекта, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них жемчужины белорусской архитектуры — Мирский и Несвижский замки, а также Беловежская пуща и элементы геодезической дуги Струве. Белорусских объектов, которыми интересуются туристы, становится с каждым годом все больше, поэтому появляются новые виды туризма. Об этих новых видах, проблемных вопросах в сфере и перспективах мы поговорили с заместителем директора Департамента по туризму Виталием ГРИЦЕВИЧЕМ.


Погоня за впечатлениями

Говоря о въездном туризме в Беларуси, все привыкли считать традиционными его видами культурно-познавательный, оздоровительный и агротуризм, однако в последние пару лет в стране начали активно развиваться и новые виды. Среди них, например, промышленный туризм, который обрел большую популярность как среди иностранцев, так и среди белорусов.

— Около 120 предприятий сегодня проводят экскурсии по своим территориям. Это не привычные экскурсии с целью профориентации для студентов: они созданы именно для туристов, — рассказывает Виталий Валерьевич. — Флагманом в этом направлении является БелАЗ. Многим интересно сфотографироваться на фоне 450-тонника или покататься на нем. Отдельно можно сказать и о Минском тракторном заводе: в рамках посещения этого предприятия турист может не только посмотреть экспозицию, прокатиться на тракторе, но еще и поучаствовать в его сборке. После чего он получает сертификат, подтверждающий, что трактор с определенным номером, который через два месяца отправится, скажем, в Эфиопию, собран его руками. Люди сегодня стремятся за впечатлениями, им это нравится, поэтому такие экскурсии пользуются спросом.

В промышленном туризме также традиционной популярностью пользуется наша пищевая промышленность — такие предприятия, как «Коммунарка» или «Слодыч».

— Очень интересные экскурсии предлагает завод «Аліварыя»: они оборудовали предприятие аудиогидами, туроператоры по просьбе гостей включают эти экскурсии на завод в пакет обзорных по Минску.

Виталий Валерьевич также отмечает, что недавно в Беларуси открыли кинотуризм. Белорусская национальная студия «Беларусьфильм» проводит у себя экскурсии, где можно посмотреть различные декорации и примерить костюмы любимых героев «из телевизора».

Первые в мировом рейтинге

Новый импульс получил и экологический туризм: несмотря на то, что уже давно стал традиционным, он продолжает развиваться в новых вариантах с точки зрения оказания услуг.

— Например, в некоторых национальных парках очень популярной стала ходьба по болотам. Туристы приезжают в Беларусь, чтобы послушать пение птиц, сфотографировать зубра или того же волка на фотоловушки. Это не так востребовано у россиян, как у европейцев, — рассказывает Виталий Грицевич. — Вообще, для любителей экологического туризма отдых в Беларуси — уникальная возможность насладиться природой в экологически чистых, не тронутых урбанизацией уголках. Многие природные объекты страны считаются эксклюзивными в Европе.

В первую очередь это национальные парки «Нарочанский», «Припятский», «Браславские озера», «Беловежская пуща», Березинский биосферный заповедник, заказники «Налибокская пуща», «Голубые озера» и многие другие. Необычным местом является и Березинский заповедник — единственное место в Европе, где на одной компактной территории в диких условиях живет «Большая европейская пятерка» млекопитающих: лось, зубр, медведь, волк и рысь. Большую популярность набирает и чернобыльская зона.

Одна из уже известных «фишек» Беларуси — агротуризм. Русскоязычная версия журнала National Geographic уже несколько лет подряд признает нашу страну лучшей в соответствующей номинации. Беларусь обогнала в этом виде туризма Италию и Францию.

— Даже если не брать рейтинги, о наших достижениях в этой сфере свидетельствует тот факт, что генеральный секретарь Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Зураб Пололикашвили, приехав в Беларусь в июне, заявил, что ЮНВТО планирует 2020 год объявить годом агро- и экотуризма, а конференция, посвященная этому событию, пройдет именно в Минске — в мае следующего года. Это показатель того, что на мировом уровне Беларусь признана в сфере агротуризма, — говорит собеседник и добавляет, что в этом направлении, несмотря на успешное развитие, существуют и проблемные моменты. — Агротуризм развивается благодаря указу Президента, действующему еще с 2008 года. Два года назад в документ были внесены изменения, которые отрегулировали деятельность субъектов агротуризма, государство дало для них дополнительные возможности, но нам еще есть над чем работать.

Виталий Валерьевич отмечает, что агротуризм в Беларуси имеет разнообразные специализации. Одни агроусадьбы концентрируются на гастрономии — хозяева собирают рецепты, готовят блюда, которыми угощают гостей. Вторые показывают народные обряды, традиции и проводят целые фестивали, третьи специализируются на активном отдыхе, организуют сплавы и дают места для палаток.

Продолжает развиваться в стране и гастрономический туризм, хотя и не такими активными темпами. Виталий Грицевич отмечает, что, несмотря на некоторые достижения, от мирового уровня Беларусь пока значительно отстает.

— В этом году три белорусских представителя заняли призовые места в конкурсе среди барменов. В последнее время ресторанная культура повышается. Безусловно, нужно приглашать в Беларусь больше поваров с мировым именем — может, это не популяризирует национальную кухню, но они учат наших специалистов своему искусству, а гости видят наши продукты. Например, в этом году, когда повара с мировым именем посетили «Савушкин продукт», то заявили, что в своих ресторанах теперь будут пользоваться только этими продуктами.

Доходы от туризма увеличатся

В сезон рождественских и новогодних праздников поток туристов в Беларуси вырастает до летнего уровня, об этом свидетельствует большая загрузка гостиниц. Объяснение здесь простое:

— Беларусь удобнее Европы, потому что если там сезон рождественских ярмарок заканчивается сразу после Нового года, то у нас только ближе к середине января. В белорусских городах приятно проводить время, гуляя по улицам, сегодня в каждом из них есть свои «фишки».

Пользуются популярностью и наши горнолыжные центры: Раубичи, Силичи, Якутские горы. Туристов здесь привлекает удобное географическое расположение и финансовая доступность.

Что касается оздоровительного туризма, то белорусские санатории уже давно зарекомендовали себя качественными и надежными местами для отдыха. Сегодня в большинстве санаториев появляются новые виды услуг, поэтому туда приезжают целыми семьями.

Увеличить поток туристов помогли принятые меры по упрощению визового режима.

— С каждым годом количество туристов растет. С 10 ноября вступил в силу Указ № 300, который объединяет безвизовые территории в Брестской и Гродненской областях и позволяет организованным группам туристов посещать всю территорию данных областей. Это даст свой дополнительный эффект. Возможно, количество туристов не увеличится, но количество дней их пребывания в Беларуси, несомненно, вырастет. А это увеличит доходы от туризма. Сейчас мы наблюдаем, как активно развиваются Брестская и Гродненская области, там выросла инфраструктура, повысилось качество обслуживания. В кафе и ресторанах уже видят, какие туристы к ним приезжают и на кого им нужно ориентироваться. По сравнению с другими областями там выросли инвестиции именно в инфраструктуру, связанную с туризмом.

Как и в любом развивающемся деле, в туризме нельзя избежать проблемных вопросов. Один из них сегодня заключается в кадрах.

— Специалистов в сфере туризма готовят в 17 вузах страны, это достаточно много, они выходят оттуда с хорошей теоретической базой, однако без практики. Туроператоры жалуются, что иногда вчерашние студенты не знают даже, как работать в системах бронирования и администрации. Второй вопрос — знание иностранных языков, хотелось бы, чтобы их учили больше. В этом году мы направляли группы из белорусских гостиниц для повышения квалификации в турецкие отели, в следующем году также планируем это делать. Проводим и ряд других мероприятий для повышения качества обслуживания, приглашаем международных спикеров.

Дарья ЛОБАЖЕВИЧ

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Новации в туриндустрии

Проект обновленного закона «О туризме» планируется внести на рассмотрение в парламент в 2020 году. Об этом сообщил журналистам заместитель директора — начальник отдела планирования и организации туристской деятельности департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Виталий Грицевич в пресс-центре БелТА.

«В соответствии с установленными сроками осенью мы внесли документ в Совет Министров. Мы дорабатывали его с Национальным центром законодательства и правовых исследований. Следующий шаг — правительство должно внести его в парламент, это следующий год», — сказал Виталий Грицевич.

По его словам, изменения, которые вносились в ходе доработки, не носят принципиального характера. «Основные посылы — создание финансовых гарантий для белорусских туристов, четкое разделение зон ответственности туроператоров и турагентов, более точное регулирование экскурсионной деятельности. Они все сохранились», — добавил он.

При этом Виталий Грицевич обратил внимание, что не стоит ждать вступления в силу нового закона «О туризме» уже в 2020 году. Это связано с тем, что нужно подготовить подзаконные правовые документы.

Название в газете: БелАЗ, кінатурызм і чарнобыльская зона

Выбор редакции

Калейдоскоп

Веселые истории читателей

Веселые истории читателей

Об отношениях, армии и подарках.

Общество

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Несмотря на свои 96, Михаил Фельдман выглядит на зависть бодрым и моложавым.

Культура

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Пример истории, когда талант сам пробивает себе место под солнцем.