Вы здесь

Стоит ли опасаться искусственного интеллекта и как приблизить будущее?


Представьте себе следующую ситуацию: по дороге едет автомобиль-беспилотник, и вдруг на его пути возникают две преграды — старенькая бабушка и мать с маленьким ребенком. Избежать столкновения невозможно. На кого наехать? Беспилотник однозначно более безопасен, чем автомобиль, он быстрее обрабатывает информацию, у него выше скорость реакции и решения он принимает не эмоциональные, а продиктованные программой, которая в него заложена... человеком. Таким образом, перед создателями беспилотного автомобиля стоит моральная дилемма — именно он должен заранее решить, кем можно будет в данном случае жертвовать, и прописать это в программе...

Или вот еще один вопрос из числа моральных. Кто должен нести ответственность за брак при печати изображений человеческих органов: создатель цифрового шаблона, создатель 3D-принтера или специалист, который управляет этой техникой? Во время форума науки и бизнеса «Инновационный шторм» подобных вопросов прозвучало много. В этом году мероприятие, организатором которого выступает Минский городской технопарк, прошло уже второй раз, и планируется, что оно станет ежегодным.

«Инновационный шторм» — это битва простых слов со сложными терминами: в неформальной обстановке предприниматели и ученые простыми словами рассказывают о технологиях и инновациях, которые в ближайшее время могут коренным образом изменить нашу с вами жизнь.


3D и медицина

— Полагаю, что через 10–15 лет можно будет «напечатать» изображения практически всех человеческих органов, — поделился своим мнением с аудиторией врач-кардиохирург РНПЦ «Кардиология» Артем НЕВЫГЛАС. — Уже сегодня 3D-технологии активно применяются в нейрохирургии, кардиохирургии, онкологии, стоматологии, травматологии и ортопедии... 3D-печать помогает медикам практиковаться и составлять точные планы будущих хирургических операций. 

В РНПЦ «Кардиология» с 2017 года делают операции на сердце пациентам с гипертрофической кардиомиопатией при помощи компьютерного моделирования и 3D-печати.

Диагноз «гипертрофическая кардиомиопатия» ставится людям с увеличенной межжелудочковой перегородкой в сердце. Последняя препятствует выбросу крови, и сердцу приходится работать под большой нагрузкой. Результатом заболевания становится внезапная смерть. Многие громкие случаи смерти известных спортсменов на взлете их профессиональной карьеры связаны именно с этой патологией.

Чтобы нормализовать отток крови, проводится операция по удалению гипертрофированной мышечной массы. Операция считается достаточно сложной из-за ограниченной видимости, а врачи должны точно определить, сколько лишней мышечной массы нужно удалить. Если удалить больше, чем нужно, то можно пробить отверстие между камерами сердца. Если меньше, сердце не будет работать в полную силу. В РНПЦ «Кардиология» сделали ставку на 3D-технологии.

— Мы делаем пациенту ангиографическое исследование, КТ или МРТ. В результате получаем множество снимков, которые загружаются в программы для 3D-моделирования. Затем данные поступают на 3D-принтер: для печати прототипа сердца требуется 8-12 часов, — рассказывает Артем Невыглас. — Мы видим модель в реальную величину и можем продумать, как лучше оперировать в каждом конкретном случае. Теперь мы стали намного лучше понимать и представлять пространственную анатомию такой операции — где именно нужно удалять гипертрофированный миокард, в каком количестве и как это делать. В каждом конкретном случае удаляем совершенно разные по форме и объему участки патологически утолщенной межжелудочковой перегородки сердца. Если раньше удаление 5 граммов гипертрофированного миокарда считалось хорошим результатом, то последним рекордом белорусских кардиологов стали 32,6 грамма! Более того, это мировой рекорд!

Вообще, если с 2008 до 2017 года пациентам с гипертрофической кардиомиопатией было проведено 85 операций, то с 2017 года выполнено уже 84 3D-моделируемой операции и ни одного митрального протезирования. Применение новой технологии значительно улучшило результаты оперативных вмешательств, которые выполнялись классически.

Но новые тренды влекут за собой и новые требования к специалистам. Так, в недалеком будущем может появиться профессия «биоархитектор в области 3D печати»: это будет специалист, который прекрасно знает медицину, анатомию человека, умеет работать с 3D-моделями, понимает 3D-печать и способен буквально доработать новый напечатанный орган.

И все же многие смелые идеи пока находятся в процессе решения, на стадии лабораторных разработок. Например, как сообщают зарубежные СМИ, группе ученых из США удалось создать с помощью 3D-печати полноценные кровеносные сосуды, которые отлично приживаются у млекопитающих. Они могут изменяться в течение жизни и расти, так как в их основе находится клеточная структура.

Благодаря симбиозу технологий и медицины создаются искусственная кожа и мышцы. Биопринтер позволяет выращивать ткани без использования искусственной или биологической матрицы. Принцип все тот же, как и при печати любого 3D-изделия: из движущейся головки «выплевывается» или капелька, содержащая клетки, или капелька с коллагеном либо другим нужным веществом. Производители этих чудо-машин уже говорят об успешном «распечатывании» фрагментов кожи животных и даже элементов почечных тканей человека. Если учесть, какими темпами развиваются сегодня технологии, у нас есть все шансы застать то время, когда в поликлиниках будут стоять принтеры, на которых можно будет распечатать любой орган, не дожидаясь долгой донорской очереди.

Искусственный интеллект и офисный планктон

«Сегодня делай завтра» — такой лозунг предложил участникам форума представитель компании «ВКонтакте» Денис МАРКОВ. «Будущее уже наступило, просто оно неравномерно распределено» — это фраза одного из футурологов.

— В Японии роботы встречают гостей в отелях, предоставляют необходимую информацию, помогают им зарегистрироваться. В минских гостиницах я пока такого не видел, но однажды они появятся и здесь, — уверенно заявил спикер. — Роботы — это первый большой тренд, и, хотим мы того или нет, они возьмут на себя все, что можно прописать в алгоритме. В экономике компании Ubеr заложено, что она будет окупаться и приносить прибыль, только если вместо машин с водителями клиентов будут обслуживать беспилотные автомобили. Беспилотником не нужно спать, они могут ездить почти непрерывно, им не нужно платить зарплату. Более того, Ubеr и «Яндекс.Такси» активно используют большие данные. Они знают, где люди чаще всего заказывают машину, куда они направляются, в какое время суток или недели. Если совместить беспилотные автомобили и большие данные, то можно повысить во много раз эффективность компаний.

Искусственный интеллект — это не киборг, а набор технологий, объединенных общим названием, которые могут улучшить нашу жизнь. Денис Марков рассказал, что в российских школах уже реализуется проект Сбербанка «Ладошки», благодаря которому дети могут оплачивать питание или любые продукты в школьном буфете, просто приложив ладонь — таким образом происходит идентификация ребенка и с его счета списывается нужная сумма. Так дети не потеряют обеденные деньги, не потратят их на другие цели, и никто не сможет их отобрать. Кроме того, Сбербанк приучает школьников с детства к биометрической идентификации.

Другой проект Сбербанк реализовал в Москве вместе с крупной сетью продовольственных супермаркетов. Человек однажды приходит в магазин, «привязывает» к карте свои отпечатки пальцев и в последующие визиты, чтобы оплатить покупки, просто прикладывает руку к сканеру. В Санкт-Петербурге еще одна сеть гипермаркетов предлагает покупателям на входе захватить с собой портативный сканер. Это очень удобно, потому что на устройстве высвечивается стоимость всех покупок в вашей корзине и вы знаете, хватит ли у вас денег. На пункте самообслуживания нет никаких кассиров, покупки можно оплатить самостоятельно карточкой.

Денис Марков считает, что новые автоматизированные технологии заменят продавцов, кассиров, финансовых аналитиков в банковской сфере. Большие сокращения ждут вообще весь «офисный планктон» — все, что можно автоматизировать, понемногу ляжет на плечи роботов.

— К моему сожалению, роботы заменят и программистов. Да, на наших глазах происходит настоящая революция, и нам надо учиться с этим жить, — говорит Денис Марков. — Все мы делимся на цифровых мигрантов и аборигенов. Первые — это люди старшего возраста, после сорока, которые не так давно открыли для себя информационные технологии. А вторые — новое поколение, которое родилось со смартфоном в руках. Сегодня с помощью мобильного устройства мы заказываем такси, расплачиваемся в магазине, мобильный телефон стал нашим банковским кошельком, библиотекой и развлекательным центром.

Статистика от компании Gооglе свидетельствует, что у людей в возрасте от 25 до 34 лет смартфоны появились в среднем в 20 лет, в возрасте от 18 до 24 лет — в 16 лет, а у более молодых — в 12 лет. Однажды мы с дочкой читали книгу с красивыми иллюстрациями, и я увидел, как она своими пальчиками пытается увеличить изображение. Можно сказать, что мы уже немного мутанты, так как телефон — это продолжение нашей руки. И это только начало. Скоро придет время чипов, которые мы будем вживлять в свои руки.

— Не все люди воспринимают инновации. И если вы делаете что-то новое, то не идите сразу ко всем, — советует Денис Марков. — Найдите тех, кому это действительно интересно, сконцентрируйтесь на коммуникации с ними. Показывайте, рассказывайте, убеждайте именно те 2,5 % новаторов, которым это интересно. Уже потом присоединятся ранние последователи — те люди, которые наблюдают и думают: наверное, в этом что-то есть. За ними — раннее большинство и, наконец, позднее большинство.

Прогнозирование будущего — это управление будущим. Сбывается тот прогноз, к которому мы приложили политическую волю, в который вложили ресурсы, поверили и который осуществляем. Подумайте об угрозах и возможностях, несущих изменения. Нарисуйте идеальный и печальный сценарий. Если вы прогнозируете будущее, вы им управляете. Наблюдайте за трендами. Исходя из этого, выстраивайте карьерную траекторию, набирайте определенные компетенции. Нужно не пассивно ждать будущее, а постараться сократить разрыв между тем, что будет через десять лет, и тем, где мы сегодня находимся.

«Серов» и наш портрет

Во время своего выступления Денис Марков вспомнил одновременно и веселую, и грустную историю, как одна большая сеть гипермаркетов в США отправила поздравление своей клиентке. Поздравляли ее с... беременностью, но, как выяснилось позже, сообщение получила 14-летняя девушка-подросток. Ее родители, естественно, возмутились, правда, через некоторое время выяснилось, что их дочь на самом деле беременна, а программа лояльности в супермаркете это вычислила по изменениям в привычках и потребительских предпочтениях.

— Мы с высокой степенью вероятности определяем беременность, так как поведение женщины в интернете очень сильно меняется. Фактически узнаем об этом факте вторыми после нее — раньше мужа и матери, — подтверждает Евгений ПАПЕРНЫЙ, руководитель проектов «Здоровье» и «Дети» компании Mаil.Ru Group

Она объединяет две крупнейшие социальные сети в России — «Одноклассники» и «ВКонтакте», почтовую службу, службы доставки еды, такси и др. Охватывает 95—97% пользователей Рунета, и это влечет за собой огромное количество больших данных.

— Мы знаем очень много о том, что делают и чем интересуются люди. Иногда даже больше, чем нам хотелось бы, — констатирует специалист. — Мы отличаем людей, которые любят кошек, от тех, которые любят собак; тех, кто пьет кофе, от тех, кто пьет чай. Используем технологию «Серов», которую назвали в честь известного портретиста. С ее помощью составляем портреты потенциальных потребителей тех или иных товаров.

Поэтому реклама детских товаров в интернете «растет» вместе с детьми. Например, маркетологи знают, что детские коляски родители начинают выбирать приблизительно на пятом месяце беременности. Потом, по мере роста ребенка, родителям предлагают подгузники, специальное питание, развивающие игры и т. д. Реклама средств от простуды движется по стране вслед за эпидемией, а территория России велика: если в Норильске уже грипп, в Краснодаре еще цветут цветы.

«Мы очень хорошо применяем тематический анализ, — говорит Евгений Паперный. — Обязательно следим, дочитывают ли люди текст до конца, так как это свидетельствует, что они не случайные. Можем видеть, что онкологи не любят разговаривать со своими пациентами о питании. А люди вообще любят лечиться едой. На вопрос, как мне питаться, онкологи обычно отмахиваются и говорят: «Вы просто ешьте...» А мы видим, что этого недостаточно: соответствующих запросов в нашем разделе «Здоровье» очень много.

Одной из самых сложных для исследования категорий являются посетители автомобильных сайтов. Если человек интересуется лекарствами, он, как правило, их приобретает, так как имеет соответствующий рецепт или рекомендацию. Но когда он заходит на страницу с тем или иным авто, то, возможно, просто о нем мечтает. И очень сложно отличить людей, которые являются потенциальными потребителями определенного типа автомобилей: они могут ездить на «Киа», но искать информацию про «Мерседес».

Участники форума поинтересовались, можно ли огромную базу данных Mаil.Ru Grоuр использовать для профилактики болезней конкретных пользователей.

— Дайте мне 10 тысяч контактов людей, у которых была попытка суицида, и я остановлю другие, — уверенно заявил специалист. — Если мы знаем когорту людей, обладающих определенными признаками, то по их онлайн-поведению можно найти других, кто так же себя ведет, соответственно, с ними можно работать на предотвращение...

Присутствующих интересовало также, следят ли за пользователями через микрофон, вылавливая ключевые слова.

— Это очень легко установить, проанализировав количество трафика, — ответил спикер. — Распознавание речи в режиме «нон-стоп» требует мощного интернета и ведет к быстрой разрядке батареи. Существующий уровень технологического развития не позволяет решать эту задачу незаметно для пользователя.

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Інавацыйнае пагружэнне

Выбор редакции

Культура

Николай Пинигин: Если бы знал как, сам бы написал классную современную пьесу

Николай Пинигин: Если бы знал как, сам бы написал классную современную пьесу

На счету режиссера и художественного руководителя Купаловского театра Николая Пинигина более семидесяти спектаклей, и на некоторые из них хоть сейчас иди на улицу Энгельса.

Общество

Рассказываем о том, как на Брестчине раньше готовили варенье и как это делают сейчас

Рассказываем о том, как на Брестчине раньше готовили варенье и как это делают сейчас

Оказывается, в наших деревнях почти до второй половины ХХ века не имели привычки заготавливать его, не знали, как варится.