Вы здесь

«Папа, как ты вообще кадр настраиваешь?» Разговор о профессии с оператором Сергеем Янковским и его дочерью


...Их работу видят многие, а их самих за кино- и телекамерами практически никто не замечает. Есть даже профессиональная шутка, что «камеромен», когда падает, заботится о том, чтобы камера была сверху и ничего с ней не случилось. О том, сложно или просто на самом деле постоянно находиться за кадром, а также о тонкостях и незаметных нюансах этой профессии «СГ» расспросила очередных героев рубрики — оператора ЗАО «Второй национальный телеканал» Сергея ЯНКОВСКОГО и его дочь, 10-летнюю гимназистку Марту.


— Марта, как ты думаешь, почему папа выбрал такую работу? Где учат на оператора?

М .: Когда папа учился в университете, он подрабатывал на телеканале ОНТ. Ему понравилось, как там люди снимают, и, наверное, он решил тоже попробовать, со всеми там подружиться.

С .: Где учат на оператора? Например, я закончил Академию искусств по специальности кино- телеоператарство. Нет, надо рассказать сначала. Я учился в Университете физкультуры на дневном отделении (педагог-организатор по физкультурно-оздоровительной работе и туризму), занимался гандболом и легкой атлетикой, а ночью подрабатывал администратором на телевидении. Много общался с молодежью — операторами, журналистами, присматривался к творческой кухне. И это на самом деле было настолько интересно — сегодня снимали здесь, завтра летят туда, послезавтра опять новый маршрут, условно говоря, за неделю можно побывать и на коровниках, и на  престижных спортивных соревнованиях, и на театральной премьере, и на встрече первых лиц. Ты все время в движении, развиваешься, расширяешь кругозор, познаешь что-то новое — события, люди, страны ... Словом, я буквально влюбился в эту профессию. Поэтому, когда окончил университет с красным дипломом и отработал распределение в качестве тренера, то понял, что вернуться в школу всегда могу, но не прощу себе, если не попробую научиться профессии оператора. Пообщался с шеф-оператором на ОНТ, мне доверили несколько месяцев попробовать снимать, убедились, что способности действительно есть. И тогдашний руководитель телеканала Григорий Кисель сказал: «Идите учиться, мы оплатим образование». Поскольку до конца я все же не был уверен, что это мое, то присматривался к более серьезной, как мне казалось, сфере — юриспруденции или работе с кадрами, поэтому позже закончил еще Академию управления при Президенте. Однако творческая жилка все же перевесила.

— Я правильно понимаю, что у вас три высших образования?

Сергей улыбается и кивает, как будто это самое обычное дело. Добавляет: «Никакие знания и умения не бывают лишними, поэтому в жизни все пригодилось. Со спортом дружу и сегодня, всю семью поставил на лыжи. Старший сын Влад уже кандидат в мастера спорта, дочь Марта увлеченно занимается гимнастикой и хореографией, причем не просто в платном кружке, а в СДЮШОР, где важно показывать результаты».

— Что самое сложное в профессии оператора?

М.: Наверное, чтобы никто не моргнул, когда его снимают, либо не состроил непривлекательное выражение лица — чтобы все удачно получились. А еще ... Папа, как ты вообще кадр настраиваешь? Там столько кнопок на камере, как с ними всеми разобраться?

С :. Это с опытом приходит. Самое сложное — события происходят в небольшой отрезок времени. И ты должен быть максимально собран, сконцентрирован, чтобы поймать тот самый момент, так описать через видеоряд событие, чтобы даже без звука было в общих чертах понятно: что происходит, где, с кем и к чему придет.

— Помните свой первый сюжет?

С .: Первые были сборные, когда в силу загруженности по очереди работали несколько операторов. По-моему, было Купалье, и я для сюжета снимал костер... Конечно, это было очень давно, и сегодня уже совсем другой уровень ответственности, так как я работаю в президентском пуле. Здесь концентрация и оперативность еще более важны. Отсчет, случается, идет на секунды: вы же понимаете, никто из глав государств второй раз руку пожимать либо подписывать важный документ не станет, эти моменты очень строго регламентируются протоколом. А поскольку ты фактически представляешь интересы государства, необходимо сразу выбрать главное и успеть зафиксировать его. Даже не знаю, с чем сравнить эту собранность — возможно, с операцией, где каждое движение должно быть выверено до миллиметра.

— Что в работе операторов самое приятное?

М .: Смотреть сюжет, который снимал папа. А еще, когда он ездит в командировки, то каждый раз привозит что-то интересное — сувенирные шампуни, сладости, шоколадки, которых у нас не найдешь. Есть ли самый любимый сувенир? Нет, они долго не хранятся. (Смеется.)

С.: Я свою профессию понимаю так: результат нашей работы виден очень быстро, сегодня на сегодня, и переделать заново шансов нет. Поэтому очень приятно, когда осознаешь, что сделал максимально возможное, не замедлился, «выхватил» из события самое важное или, по крайней мере, намного больше, чем остальные коллеги. Бывает, смотришь и сам получаешь удовольствие, что выбрал хороший ракурс, угадал, как будут развиваться события, и занял лучшую позицию для съемок... Когда видишь именно такой результат, то забываешь, что ты устал, почти не ел сегодня, преодолел несколько часовых поясов и удлинил день на много часов. Также важно чувство команды, особенно в командировках: с корреспондентом нужно быть не просто коллегами, а приятелями, которые поддержат и при необходимости могут даже подменить друг друга.

— Операторы бывают разные: кто-то снимает свадьбы, кто-то утренники, кто-то работает на телевидении или делает кино. Если бы Марта стала оператором, то каким?

М.: Я работала бы в кино. И, наверное, снимала бы фильмы о любви. Или такие, как мы с папой любим смотреть — чтобы было и весело, но иногда можно было бы поплакать, о жизни и о любви.

С.: Если Марта решит стать оператором, отговаривать точно не буду, так как это прекрасная возможность проявить себя: можно работать в студии или снимать репортажи, приобщиться к миру кино, воплотить самые креативные идеи. Марта человек творческий, она очень хорошо рисует и придумывает персонажей, танцует и даже выступает с командой на сцене. Куда это творчество приведет, я пока не знаю, но оно способствует развитию личности, безусловно.

— Дома папа чаще оператор или папа?

М.: Нет, дома он просто папа. Но когда мы ездим всей семьей, например, на экскурсию, то может по 50 наших фотографий сделать, под конец брат уже устает и отказывается фотографироваться.

С.: Меня самого, как правило, на этих снимках нет — я с камерой. Но снимаю только для семейной хроники. Когда в садике или школе просили сделать видео с утренников для всех, отказывался — не из-за денег, а как раз потому, что хотелось побыть просто папой и сосредоточить внимание на своих детях. Теперь даже современные телефоны позволяют сделать неплохие фотографии и видео, чтобы заполнить домашний архив. И мы уже замечаем, что дети с удовольствием пересматривают видео, например, 2011 года, где совсем маленькими они читают стихи или танцуют. Такие «короткометражки» продолжительностью в несколько минут несут особую теплоту и так увлекают, что мы можем просматривать их до ночи.

— Если описать оператора в нескольких словах — какой он?

М.: На мой взгляд, он усидчивый, внимательный и трудолюбивый.

С.: Это профессионал с большой концентрацией собранности, он умеет, как лазер, сразу попасть в цель, ценит главный ресурс — время, слушает и слышит коллег-журналистов, чтобы вместе слаженно сработать на результат и дать информацию точно, быстро и объективно.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Название в газете: Злавіць той самы момант, або «Мой тата — аператар»

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.