Вы здесь

Первые 25 лет БССР на страницах газеты «Звязда»


Если заглянуть в декабрьские и январские номера «Звезды» прошлого века, можно узнать, чем жила молодая Беларусь, как преодолевала непростые времена и как восстанавливалась после сложных испытаний. БССР была создана 1 января 1919-го, и с этого времени каждый год в зимних номерах газеты подводятся итоги, что сделано, и относятся планы на следующий год.


Минус сто

Период потрясений и изменений, столкновение различных идей и планов по поводу белорусских территорий, постоянная смена властей. Красные, белые, советско-польская война, гражданская, изгнание панов, их возвращение... Кому верить? Что принимать? Таков был первый год Белорусской республики. Советская власть продержалась в Минске всего восемь месяцев, а после белорусские земли стали ареной военных действий. «Стала ли понятной крестьянским и рабочим массам в течение этого года пролетарская революция и принципы советской власти?» Такой вопрос был поднят в «Звезде» в январе 1920 года: «Если год назад идея Советской Беларуси была идеей чуждой для большинства крестьян и рабочих, когда перед уходом немцев их интересовала только смена власти, не разбираясь в том, что это изменение может принести, как будет действовать та или иная власть, которая придет на смену уходящей, то теперь крестьяне и рабочие стали сознательно за советскую власть... Год назад нам легко далось советское завоевание Беларуси. Без капли крови были заняты громадные просторы. Сейчас положение изменилось. Теперь только кровью мы можем купить советский строй в Беларуси. Перед нами стоит мощная армия легионеров, готовая ринуться дальше на Могилев, Витебск и Смоленск, которая содержится только сильными штыками Красной Армии».

Идет советско-польская война, население в прифронтовой зоне беднеет. В конце 1919-го — 1920-м году «Звязда» выходит в Смоленске, периодически она публикует письма, которые приходят с оккупированных земель. Из занятого поляками Минска жалуются, что нет работы, даже на самых крупных кожевенных работает всего по 20-30 человек, многие мастерские вообще закрыты. Безработные доведены до нищеты. Сильно растут цены на хлеб и другие продукты. Даже дрова купить проблема и многие горожане мерзнут. Ведется спекуляция деньгами.

Минские учителя пять месяцев не получали зарплаты. «Они уже продали всю одежду. Понаделали долгов. Давно уже не употребляли жиров, да и картофеля уже не в состоянии добиться. Некоторые уже не выносят таких страданий и накладывают на себя руки или бросают учительскую работу, ищут черной работы. Не лучше состояние самих школ: нет дров для топлива».

Населенные пункты в прифронтовой полосе несколько раз переходят из рук в руки, и каждая смена властей сопровождается грабежами и разбоем. В «Звязду» идут жалобы на погромы в оккупированных городах: «...делегация еврейской общины обратилась к начальнику штаба капитану Винчевскому с жалобой по поводу погромов, имевших место в Минске в последние дни. Капитан Винчевский сказал, что, действительно, в городе имеются «некоторые недисциплинированные части»; он пообещал их вывести из города». «Разрешается ходить по улицам Бобруйска только до 6 вечера, но и днем улицы пусты. Жители избегают лишний раз выходить из своего дома, опасаясь издевательств со стороны пьяных легионеров, которые толпами шныряют по городу. Мужчины вовсе не показываются на улице, так как их избивают и уводят на различные работы... В первые дни в Бобруйске шло поголовное ограбление, так как город был отдан на три дня в распоряжение солдат... Часто в дом входят банды легионеров, забирают электрические лампочки, мебель, одежду и другие более ценные вещи. При малейшем противодействии безжалостно избивают...

Но если в городе творятся ужасы, то в деревнях настоящий кошмар. В занятых поляками волостях почти нет неизнасилованных молодых девушек и неизбитых парней (спаслись от насилия только те, кто бежал в леса во время приближения армии). Нигде у крестьян нет ни лошадей, ни коров. У всех забрали хлеб и картофель... По дороге в город у крестьян забирают и лошадей, и поклажу. Поэтому крестьяне прекратили всякий подвоз в Бобруйск, от чего в городе страшная дороговизна».

Паны, которые вернулись на занятые польскими войсками земли, требуют от ближайших деревень возместить убытки, которые они имели за время советской власти и войн. «В случае отказа крестьянина внести требуемое количество сена или хлеба помещик посылает к нему жандармов, которые зверски избивают крестьян, некоторые крестьяне так были побиты, что лишились трудоспособности. Такой случай, например, был в деревне Сугвозды Воложинской волости Ошмянского уезда Виленской губ. Подосланные помещиком жандармы при избиении одного тамошнего крестьянина поломали ему ноги».

Иногда крестьяне сами становятся на защиту своих земель, нападают на легионеров, образуются партизанские отряды: «В оторванных и дальних уголках Беларуси по реке Птичь (граница Бобруйского и Мозырского уездов) впервые в такой острой форме разгорелась Гражданская война... Повелась самими крестьянами агитация. Молодежь стала бесстрашной» — писала «Звязда»19 октября 1919 года. Против «провинившихся» деревень направляются три конных эскадрона с пулеметами и автоматическими винтовками. «К счастью осужденных деревень (Рудо-белка, Рудня, Шкава, Углы, Качай-Болото), в эту ночь подоспели красноармейцы, которых этот глухой уголок видел впервые»...

Заглянем в 20-е?

Казалось, восстановиться после таких потрясений наши земли смогут нескоро. 6 декабря 1921 года, после поездки по белорусским деревням т. Адамович писал в «Звязде»: «Империалистическая и гражданская война сильно отразились на селе. И та полоса, которая теперь является пограничной и перенесшей все тяготы боевых операций, ревизий и мобилизаций, очень нуждается в скоте... В результате войн и пожаров беднота нуждается в восстановлении своих хозяйств ... И только сейчас, с наступлением мирного времени, с возвращением домой уволенных в запас красноармейцев, с укреплением уверенности в том, что можно заняться беспрепятственно мирным трудом, — теперь, когда крестьянин хочет строиться, он встречает на своем пути много препятствий... Неважное дело и со школами. В их зданиях располагались воинские части, и все они разграблены». Газета бьет тревогу, что катастрофически не хватает средств на содержание школ, количество их сокращается, ужасное положение с детскими домами. Один из них находится в Самохваловичах. «Помещение дома не отапливается, всюду грязь, постели состоят из тюфяка и одеяла, по которым разгуливают паразиты. На одной кровати спят по 2–3 ребенка. Дети почти все босые. Босиком ходят в школу, у многих нет нательного белья... Питание плохое. Учебных пособий, тетрадей, карандашей нет...» В декабре 1922 года в Минске проводится десятидневник помощи детям. Был организован так называемый «кубковый сбор» — по городу было пущено 92 кубка, а также проводились спектакль, лотерея и распределялись наклейки на окна, предприятия помогали продуктами и деньгами.

В декабре 1922-го — январе 1923-го года газета сообщает об увеличении посевных площадей, нарастании и подъеме мелкой промышленности, восстановлении и ремонте школ, больниц, коммунальных домов, «...по сведениям Статбюро, количество разрушенных домов в Минске исчисляется тысячами. В 1923 году ожидает сложная работа по строительству и ремонтам, а также в области городского благоустройства, по восстановлению мостовых, мостов, мостиков... Разрабатывается план восстановления целого ряда разрушенных, а также недостроенных домов. Одновременно обсуждается вопрос о введении в берега русла Немиги, которая ежегодно выходит из берегов и заполняет грязью всю округу...»

А первое десятилетие БССР уже встречала крупными стройками. Так 31 декабря 1929 года «Звязда» сообщала, что в следующем году в республике будет строиться 55 новых фабрик и заводов, среди которых одна из крупнейших фабрик Союза — Сельмаш в Гомеле. «Там, где были пустыри и болота... растут новые предприятия, новые отрасли производства. Если посмотреть сейчас на хозяйственную карту Беларуси, то увидим лес заводских и фабричных труб, крупные промышленные комбинаты, разбросанные в плановом порядке большие электростанции, которые должны одеть Советскую Беларусь в густую сеть электрических проводов, обеспечить старые и новые предприятия электрической энергией, дать возможность совхозам и колхозам электрифицировать свои хозяйства. Дать возможность даже отсталому бедняку-крестьянину, случайно не попавшему в колхоз, повесить в своем дымном доме лампочку Ильича.

Советская Беларусь приобретает такие отрасли промышленности, к которым при царской власти она бы не пришла, может, и за сотни лет. Металлообрабатывающая промышленность, рядом с развитием существующих производств, взяла направление на организацию крупного машиностроения и широкого развития изготовления сельскохозяйственных машин и орудий. Швейная промышленность, которая в довоенное время в пределах БССР находилась на очень низком техническом уровне, теперь приобретает крупные индустриальные формы. В кожевенной промышленности, если в довоенное время приходилось на каждое предприятие не более 20-ти человек, то в настоящее время БССР имеет крупные заводы, на которых в среднем насчитывается 500–600 человек. Чулочно-трикотажная промышленность, которая в довоенное время была исключительно представлена кустарями, теперь оснащена по последнему слову техники».

В городах выросли рабочие поселки и коммунальные дома, увеличились зарплаты. Беларусь занимает первое место среди союзных республик в деле введения всеобщего обучения. В это время начальной школой охвачено 75 процентов детей младшего возраста. Вводятся предложения сделать Минск экскурсионным городом, куда будут возить иностранные делегации, чтобы показывать современные формы застройки и хозяйствования. Планируется строить рабочие дома на новый лад, учтя недостатки: «Где в наших новых домах общие кухни, общие столовые, детские комнаты, прачечные с сушилками, красные уголки-читальни, залы для спорта. Их нет. Но мало того, мы часто-густо строим дома без самых элементарных санитарно-гигиенических выгод — без ванны и душа. Без центрального отопления и вентиляции. Это дома-мешки, дома-клетки, без воздуха и без солнца, без просторных задних дворов с зелеными насаждениями, без детских площадок...

«Новый Минск» начинает вырастать на окраине, по Борисовскому тракту — в районе, который граничит с сосновыми лесами и зелеными полями, именно там строятся, или начинают строиться академия наук, новый ВТУЗ, клинический городок, центр гигиены, институт промышленности, политехникум, различные учреждения НИИ и др. Там же будет построено кольцо трамвая. В этом районе мы скоро увидим спортивный стадион (уже строится), универмаг МЦРК, кино-театр и многое другое».

Тосты 1940-го

«Поднимем самый искренний тост за прелесть Родины, за Новый год, за новый рост, за наш народ любимый!» Под такой шапкой печатаются праздничные полосы новогоднего номера «Звязды» за 1940 год. После воссоединения территория Беларуси составляет 234 тысячи квадратных километров, население увеличилось с 6 миллионов до 11. Среди достижений предыдущего года — создание белорусской советской оперы и белорусского балета, «выросла производительность труда, страна добилась значительного подъема трудовой дисциплины, уменьшилось количество прогулов и опозданий, стахановское движение поднялось на новую ступень. Передовые рабочие переходят на многостаночное обслуживание, все шире практикуется совмещение профессий. В планах на ближайшее время — восстановление и перестройка фабрик и заводов западных областей БССР, ликвидация примитивной полукустарной техники. Места мелких предприятий займут крупные механизированные предприятия...»

Но все эти достижения заберет война...

Из руин и пепелищ

Новый 1945 год пришел «в грохоте орудий, в горячем пламени всенародной творческой работы, в ореоле блестящих побед, в сиянии новой славы...

Победные флаги советских полков развеваются у стен Будапешта и Варшавы, в горах Чехословакии и Югославии. Воины армии-освободительницы, завершив изгнание немецко-фашистских захватчиков из-за пределов Советской земли, помогают сейчас народам Европы сбросить иго гитлеровской неволи». «За 6 месяцев после освобождения Беларуси возобновились сотни фабрик и заводов. Дал продукцию Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения, Минская обувная фабрика, освоил выпуск усовершенствованных приемников и репродукторов Минский завод имени Молотова, работает Минская обувная фабрика и многие другие предприятия. Развернулась всебелорусское социалистическое соревнование, рабочие борются за перевыполнение плана, повышение производительности труда и освоение выпуска новых видов продукции. В городах и селах восстановлено 440 больниц, 831 амбулатория, сотни тысяч фельдшерско-акушерских пунктов...»

В республике работают уже более 10 тысяч школ. Начались занятия в БГУ, медицинском, педагогическом университетах и других высших учебных заведениях. Пьесой «Жизнь учит» открыл сезон Белорусский государственный драматический театр имени Янки Купалы. Открыт Белорусский государственный театр оперы и балета, филармония, государственный драматический театр в Витебске.

«Если до войны в городе насчитывалось свыше 15000 домов, то после немецкой оккупации осталось около 2500 преимущественно деревянных одноэтажных домов, и то наполовину разрушенных ... По примеру минчан рабочие Витебска активно включились в восстановление своего города. Сейчас на восстановлении работает 636 бригад». Подшивки рассказывают о том, как отстраиваются различные белорусские города и села, свидетельствуют о трудовых подвигах...

Елена ДЕДЮЛЯ

Название в газете: Вытрымаць і аднавіцца

Выбор редакции